Приложение МААМ

Приемы овладения детьми дошкольного возраста певческими навыками

Ирина Владимировна Смирнова
Приемы овладения детьми дошкольного возраста певческими навыками
▼ Скачать + Заказать документы

Наиболее благоприятный период для формирования и развития певческого голоса – дошкольный возраст. Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития ребенка. Воспитание слуха и голоса малыша оказывает положительное воздействие на формировании речи, а речь, как известно, является основой мышления. Пение помогает решить некоторые проблемы звукопроизношения. Планомерное вокальное воспитание так же оказывает благоприятное влияние на физическое здоровье детей, пение не только доставляет удовольствие поющему, но также упражняет и развивает его дыхательную систему, которая влияет на состояние сердечно-сосудистой, следовательно, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, ребенок укрепляет своё здоровье.

Публикация «Приемы овладения детьми дошкольного возраста певческими навыками» размещена в разделах

Пение способствует умственному развитию ребенка. Оно расширяет детский кругозор, увеличивает объем знаний об окружающей жизни, событиях, явлениях природы. Данную задачу мы видим во всех современных программах музыкального развития.

Цель моей работы – овладение детьми дошкольного возраста певческими навыками.

Для реализации цели были поставлены задачи:

1. Формирование певческих навыков;

2. Развитие исполнительского мастерства, навыков сценического пения.

3. Формирование у детей навыка хорового пения.

4. Развитие эмоциональной отзывчивости и творческой активности у детей;

5. Создание условий для пополнения словарного запаса, а также успешной социализации дошкольников.

В работе с детьми я руководствуюсь следующими принципами:

1. Целенаправленность, систематичность, плановость.

Заключается в чётком планировании занятий с детьми, их систематичности и целенаправленности. Системность – основа любой методики, для дошкольников особенно. Только система – гарантия успеха.

К тому же, для музыкального развития детей важно, чтобы песня звучала в разных видах деятельности дошкольников, а не только на музыкальных занятиях. Песня может звучать на утренней гимнастике, на прогулке в тёплое время года, во время трудовых процессов и так далее.

2. Принцип дифференцированного подхода к работе с детьми и учёта их индивидуальных особенностей.

3. Принцип доброжелательности и открытости.

Я не так давно работаю в дошкольном учреждении, работа построена по программе И. М. Каплуновой и И. А. Новоскольцевой "Ладушки", но иногда увеличиваю и расширяю по мере возможности песенный репертуар, материал для слушания. Чтоб подобрать песню, которая была бы созвучна настроению детей, отражала их интересы и представления об окружающем мире, духовно развивала их, была доступна для исполнения - иногда требуется очень много времени, пересматривается в буквальном смысле куча музыкального материала. Я стала интересоваться трудами и наработками многих известных музыкальных руководителей и композиторов, в частности - А. А. Евтодьевой. Мне очень нравится творчество и методика преподавания этого педагога, ее сборник "Учимся петь играя"" стал моим надежным помощником в формированиии певческих и вокальных навыков у детей. Неоценимую помощь в этом дарят картинки - распевки Аллы Евтодьевой. Они помогают детям окунуться в сказочную, либо в просто забавную историю, но при этом дают нам возможность добиться решения сразу нескольких задач.

Например, картинка по сказке «По щучьему велению» :

- обсуждаем картинку, называя название сказки, главных героев сказки, в какое время года происходит событие и т. д – развитие речи, умение выражать свои мысли в правильно построенных речевых оборотах, развитие наблюдательности (что изображено на картинке, демонстрация знания сказки.

- обсуждаем мимику изображенных героев (у Емели широко, округло, открыты глаза, рот открыт, подняты брови – удивление, он сидит на снегу – упал от удивления-испуга, у Щуки глаза широко, светло открыты – добрые, рот открыт – она говорит, на голове корона – она принцесса или царица речная, потому и волшебница, воспроизводим мимику.

- вспоминаем-воспроизводим диалог Емели и Щуки, пытаясь эмоционально обыгрывать роли и мимику.

- обговариваем высоту и тембр голоса Емели – средний, густой, относительно громкий, сильный и высоту голоса Щуки – высокий, тонкий, тихий, нежный. Пытаемся определить характер каждого героя.

- разучиваем интонационные партии персонажей, стараясь точно передать высоту и тембр

- поем распевку, воссоздавая диалог в его эмоциональной окраске с помощью мимики, передавая характер и настроение героев с помощью передачи высоты, тембра, громкости голоса.

(Во время рассказа о попевке слайд картинки, затем нотные слайды попевок).

Ну теперь обратимся непосредственно к занятию. Каждое свое музыкальное занятие я начинаю с приветствия. Вот одной из таких приветствий мы сейчас увидим на экране

(Видеоролик приветствия 5 гр)

Как бы мы ни старались работать над вокалом с детьми, без правильной артикуляции будет весьма сложно добиться в этом успеха.

Очень нравится деткам игра «Язычок»

Игра заключается в том, что язычок «путешествует» по рту ребенка и тем самым разогревает все необходимые мышцы. Во время игры детям рассказывается стишок и они должны повторять за ведущим все движения.

«ВВлево

вправо (протыкаем языком щеку слева,

(теперь щеку справа,

Раз,

два (опять слева)

(опять справа).

Вверх

вниз (протыкаем языком верхнюю губу,

(нижнюю,

Вверх — вниз

Язычок, не ленись! (еще по разу верхнюю и нижнюю губу).

Губы, просыпайтесь!

Ротик, открывайся (вибрируем губами)

(очень широко открываем рот!

Язычок, покажись,

и зубов не страшись (кусаем кончик своего языка,

(высовываем язык вперед и убираем его назад, при этом покусывая всю поверхность языка!

А зубы-то, а зубы кусают даже губы (кусаем нижнюю губу).

Кусаются, кусаются и не унимаются. (кусаем верхнюю губу)

А губы то хохочут, то сильно обижаются (в улыбке открываем верхние зубы,

(выворачиваем нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение).

То весело хохочут, то снова обижаются (в улыбке открыть верхние зубы,

(выворачиваем нижнюю губу).

Зубам надоело кусать — стали язык жевать (жуем язык боковыми зубами).

Язычок — не лист капустный, он совсем, совсем не вкусный!

Зубки, зубки, успокойтесь, хорошенечко умойтесь (проводим языком между верхней губой и зубами).

Не сердитесь, не кусайтесь, а вместе с нами улыбайтесь! (проводим языком между нижней губой и зубами) (улыбаемся)

Видеоролик 5 гр

Следующий этап: слушаем музыкальное произведение (песню). Мы в нашем детском саду практикуем слушание и даже пение, сидя на ковре. На ковре детям сидеть удобнее и как то по-домашнему получается, дети более раскованы, в процессе исполнения песни, педагогу легко можно подойти к каждому ребенку, наклониться и ушком послушать.

Слайд (показываем как солнышко вверх поднимается и как на травку спать ложится)

Каждый ребенок во время исполнения песни хочет быть маленьким артистом, поэтому начиная со второго полугодия младшей группы я знакомлю детей с микрофоном. Мы учимся правильно держать микрофон, обьясняю, что микрофон не мороженое, его нужно направлять к своему певческому аппарату (ко рту). Детей младшей группы приглашаю к певческой стойке, где закреплен микрофон.

Слайд ФОТО младшей, Средней группы.

Вот сейчас я покажу вам видеоролик музыкального занятия детей средней группы и нашу игру "Я артист", это самая любимая игра. По считалочке мы выбираем артиста

ВИДЕОРОЛИК 5 гр.

На данном примере я хочу показать пока самую первую задачу, можно так сказать первоначальную ступеньку для вокала-+мне просто нужно, чтоб ребенок спел. В старшей и подготовительной группах продолжается работа над закреплением навыков, полученных детьми в младшем дошкольном возрасте, но на более качественном уровне. Главная цель – расширить музыкальный опыт детей, сформировать навык самостоятельных импровизаций, а также помочь детям преодолеть неуверенность, стеснение, снять напряжение, развить воображение, внимание, память.

В дальнейшем, при постоянной работе над вокалом, звукоизвлечением, дыханием и пр. к старшей группе дети довольно свободно владеют микрофоном.

ВИДЕОРОЛИК 6 гр.

В нашем детском саду имеется три микрофона, и поскольку техника позволяет работать со всеми микрофонами одновременно, то такую игру я расширяю в форме дуэта, трио

СЛАЙД ФОТО 3 гр.

Занимаясь с группами детей, сразу выделяю для себя деток чисто интонирующих, с которыми можно заниматься дополнительно индивидуально, и так же детей со слабыми вокальными данными, которых нужно "подтянуть", уделить особое внимание, чтоб ребенок не отставал от сверстников.

Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе, в нашем саду такое взаимодействие выстроено в тесном сотрудничестве.

В работе с воспитателями используются открытые просмотры артикуляционных и музыкально-дидактических игр, беседы, круглый стол, семинары. На таких встречах педагоги детского сада знакомятся с программными задачами, методами и приёмами обучения детей пению. С каждым воспитателем индивидуально разучивается песенный репертуар, даются рекомендации по использованию знакомого музыкального репертуара на других занятиях и в повседневной жизни детского сада.

Воспитатели оказывают действенную помощь в обучении детей пению, они умело организовывают предметно-развивающую среду для развития музыкальных способностей детей. В группах есть центр музыкального развития, диски с музыкой для детей, в том числе музыкой для режимных моментов: колыбельные песни, музыка разного характера. Воспитатели проводят с детьми музыкально-дидактические и хороводные игры с пением, включают песни в повседневную жизнь дошкольников. Благодаря наличию в каждой группе вокального дидактического материала (картинки, схемы-алгоритмы, сборники песен, воспитанники могут заниматься самостоятельной вокальной деятельностью, организовывать сюжетно-ролевые игры с вокальной тематикой (концерты, праздники в кукольной семье и так далее, кроме того дети часто поют спонтанно в самостоятельной деятельности, в режимных моментах, в свободной игре.

Воспитатель каждой группы имеет флеш-накопитель, куда я могу скопировать плюсовое звучание песни, чтоб дети слушали и подпевали в свободное время (НО естественно это происходит только после разучивания песни на музыкальном занятии, так же на флеш-носитель записываю педагогам музыку для прослушивания в группе.

В обучении детей пению помогает работа с родителями. На родительских собраниях и в индивидуальных беседах рассказываю о том, чему учатся дети на музыкальных занятиях, об охране детского голоса и так далее. Для родителей выставляются консультации, папки-передвижки с материалами о музыкальном воспитании в семье, а также о развитии певческих навыков у дошкольников.

Так же в родительских уголках помещаются тексты разучиваемых песен. Родители наших воспитанников с удовольствием принимают участие в праздниках и вечерах развлечений, в подготовке и проведении мероприятий, создании музыкальной развивающей среды. Такая совместная работа детского сада и семьи оказывает благотворное влияние на дошкольников. Родители доверчиво относятся к нашим консультациям и рекомендациям, и поэтому многие ребята, став школьниками, продолжают петь в вокальных студиях, поступают в музыкальную школу.

Подводя итоги своей работы, хочу сказать, что педагог может говорить о том, что поставленная цель достигнута в процессе обучения, если :

· дети любят петь,

· научились владеть своим голосом,

· понимают многие вокальные термины, дирижерские жесты,

· научились слышать и передавать в пении поступенное и скачкообразное движение мелодии,

· различают чистое интонирование и фальшивое пение,

· научились петь самостоятельно, после музыкального вступления и проигрыша, точно попадая на первый звук,

· научились слышать и оценивать правильное и неправильное пение.

Но все эти навыки и умения достигаются путем кропотливой, систематической и длительной работы.

Публикации по теме:

Игровые приемы, стимулирующие у детей раннего дошкольного возраста интереса к приему пищи в дошкольном учрежденииИгровые приемы, стимулирующие у детей раннего дошкольного возраста интереса к приему пищи в дошкольном учреждении Все мы знаем, что дети большую часть времени проводят в детском саду, поэтому воспитатели играют огромную роль в формировании интереса.

Игры зимой с детьми дошкольного возрастаИгры зимой с детьми дошкольного возраста Предложенные игры можно использовать в работе с детьми при организации зимних прогулок. Даже, когда мороз не велик, холодно детям, особенно.

Опыт работы по теме «Развитие цветового восприятия детей раннего возраста через приемы наложения и приложения»Опыт работы по теме «Развитие цветового восприятия детей раннего возраста через приемы наложения и приложения» Невозможно переоценить значение сенсорного воспитания в раннем возрасте. Полноценное умственное развитие детей возможно только в результате.

Методические приемы при распевании детей младшего дошкольного возраста Методические приемы при распевании детей младшего дошкольного возраста. Здравствуйте уважаемые коллеги. Я уже с вами делилась своим опытом.

Методические приемы при распевании детей младшего дошкольного возраста Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами методическими приемами при распевании детей младшего дошкольного возраста на примере.

Методические приемы разучивания танца с птичками с детьми младшего дошкольного возрастаМетодические приемы разучивания танца с птичками с детьми младшего дошкольного возраста Уже явственно чувствуется приближение весны во всем: в воздухе, в красках природы, в климатическом потеплении. Воздух становится густым.

Нетрадиционные методы в изобразительной деятельности с детьми младшего и среднего возраста дошкольного возрастаНетрадиционные методы в изобразительной деятельности с детьми младшего и среднего возраста дошкольного возраста Дорогие, коллеги! Хочу с вами поделиться опытом работы с детьми по изобразительной деятельности в нетрадиционных техниках. Все мы знаем,.

ОБЖ с детьми старшего дошкольного возраста (часть1)ОБЖ с детьми старшего дошкольного возраста (часть1) ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ СЕНТЯБРЬ. 1. Беседа «Что такое опасность?» Цель. Уточнить и расширить знания детей об опасных ситуациях дома.

Театрализованная деятельность с детьми дошкольного возрастаТеатрализованная деятельность с детьми дошкольного возраста Занятия с детьми 2-3 лет театрализованной деятельностью Дошкольный возраст - самый благоприятный период всестороннего развития ребёнка.

Экспериментирование в ДОУ с детьми дошкольного возрастаЭкспериментирование в ДОУ с детьми дошкольного возраста Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Приемы овладения детьми дошкольного возраста певческими навыками
Опубликовано: 15 января 2024 в 14:32
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приемы овладения детьми дошкольного возраста певческими навыками» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Владимировна Смирнова (УИ 3305212) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД