наталья савина
Презентация. Экскурсии в библиотеку. «В некотором царстве каталожном государстве»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «В некотором царстве, каталожном государстве» (экскурсия в библиотеку)
Цель: Формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие дошкольников в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка детей к жизни в современном обществе.
Задачи:
Темочки:
- Библиотека. Знакомимся с библиотекой
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Экскурсия в библиотеку
- Темочки
1. Формирование у дошкольников первоначальных навыков пользования библиотечным фондом.
2. Знакомство с элементарными библиотечно-библиографическими понятиями.
3. Воспитание культуры чтения.
Тип экскурсии : комбинированная экскурсия с применением наглядного метода демонстрации и практического задания.
Средства обучения: алфавитный каталог, картотека заглавий произведений художественной литературы, книги, видеоплеер, телевизор.
Наглядные материалы: схема алгоритма адресного поиска информации, каталожные карточки, формуляр, занимательная викторина в картинках, вопросы для закрепления новых знаний (в виде устного теста).
Время проведения экскурсии : 30 минут
Место проведения экскурсии : читальный зал для детей дошкольного и младшего школьного возраста детской районной библиотеки.
В некотором царстве, в каталожном государстве
I. Организационный этап
Слайд 1. Здравствуйте, ребята! Я рада нашей новой встрече. Сегодня мы отправимся в новое увлекательное путешествие по Библиотечной стране, в Читай-город. Но, прежде чем наше с вами путешествие начнется, давайте вспомним, что мы уже знаем о библиотеке и ее «жителях».
II. Этап всесторонней проверки знаний
Слайд 2.
Вопросы:
1. Если в этот зал зайдешь,
Домой без книги не уйдешь.
Есть у тебя читательский билет,
А зовется зал – (аБонемент)
2. Здесь покой и тишина,
И порядок идеальный.
А зовется зал – (чИтальный)
3. Таблетки и микстуру
Вам продаст аптекарь,
Учебники и книги
Выдаст (биБлиотекарь)
4. Словно грузчик на перроне
На себя, взвалив багаж,
Стоит и держит сотни книг
Металлический (стеЛлаж)
5. Если книгу написал,
Значит ты, писатель,
А если книгу прочитал,
То значит ты (чИтатель)
6. Все, что взял в библиотеке,
Даже старый экземпляр,
Все равно тебе запишут
В библиотечный (фОрмуляр)
7. Если книжки по теме похожи немножко
И глядят на тебя своей яркой обложкой,
Коль внимателен ты, догадаешься быстренько:
Эта книжная полка называется (высТавка)
8. Если что-то позабыл,
Нет большой трагедии,
На все вопросы ты ответы
Найдешь в (энциклопЕдии)
9. Много в журналах полезных статей,
Но лишь про компьютер нужна человеку.
Как же ее отыскать поскорей?
Время не трать, загляни в (картотеКу)
10. Друг за другом ровно в ряд
Дружно карточки стоят,
Чтоб помочь любому смог
Существует (кАталог)
Выделенные буквы в ответах на вопросы образуют слово «БИБЛИОТЕКА»
Давайте вспомним, что же такое библиотека? (ответы детей)
Правильно, ребята. Можно еще сказать, что библиотека — это книжная кладовая. И как всякая кладовая, она полна сокровищ, книжных сокровищ. Каждая книга рассказывает о чём-то очень важном и интересном. А как вы ребята, думаете из чего состоит книга?
Слайд 3. Каждая книга состоит из основных элементов:
1. Обложка.
2. Титульный лист.
3. Текст.
4. Оглавление или содержание
Слайд 4. Первый элемент книги: «Встречают по одёжке» - гласит русская поговорка. А что можно назвать одёжкой книги? Конечно же ОБЛОЖКУ. Обложка у книги бывает твёрдой или мягкой. Обложку, которая обнимает книжку двумя толстыми корками посередине, называют ПЕРЕПЛЁТ (на этом корешке, обычно указывается фамилия автора и название книги).
Слайд 5. Второй элемент книги: первый лист в книге, называется – ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ. Он очень важен для книги, на нём указываются все данные о ней. Прежде всего, самое главное – кто написал книгу, т. е. имя и фамилия автора этой книги. Ещё на титульном листе указывается имя книги или её заглавие. Внизу есть на титульном листе выходные данные, которые указывают, где и когда была издана книжка (издательство и год издания, а также фамилия художника, который рисовал иллюстрации для этой книжки.
Слайд 6. Третий элемент книги: содержание или оглавление, которое есть в каждой книге. Оно показывает на перечень глав и указание номеров страниц, где эти главы расположены. Этот элемент можно назвать планом книги.
Слайд 7 Как правильно сориентироваться в этом море книг, выбрать самое ценное из сокровищ?
Посмотрите, ребята перед нами — большой шкаф с длинными ящиками. А может, кто-то объяснит нам, что это за шкаф?
Этот большой шкаф называется КАТАЛОГ.
Но для чего же нужен библиотеке каталог? Каталоги содержат сведения о книгах, находящихся в библиотеке, по каталогам всегда можно легко и быстро найти нужную книгу.
III. Подготовка дошкольников к активному и осознанному усвоению материала
Адресный запрос-это вопрос о том, есть ли в библиотеке нужная вам книга, какие книги еще написал тот или другой писатель, где на какой полке библиотеки стоит нужная вам книга, т. е. адресный запрос определяет адрес книги в библиотеке, по которому ее легко найти.
Слайд 8. Посмотрите - это Читайка, он хочет получить ответ на свой вопрос:
На день рожденья друг Кирилл
Успенского мне подарил.
Я читал про крокодила
И старуху Шапокляк,
Но другие его книги
Не могу найти никак.
Что еще он написал?
Книги как свои назвал?
Как помочь Читайке найти новые книги? Куда мы пойдем? Может, в шкафу поискать? На верхней или нижней полке? Или просто бегать по библиотеке и ждать, когда книги сами на глаза попадутся? Так искать можно очень долго. Надоест Читайке ждать и перестанет он ходить в нашу библиотеку.
Какая польза от библиотеки, в которой не могут найти нужную книгу? Никакой!
Потому и устроили люди библиотеку похожей на город. У каждой книги — свое место, Каждая книга в библиотеке имеет свой "адрес". Книжные полки — словно "улицы" в "городских кварталах" — на стеллажах. И книги на полках стоят не как попало, а по порядку — как дома на улице. Вот в каталоге и собраны "адреса" всех книг. Прочитаешь на карточке "адрес" — и сразу узнаешь, на какой полке стоит нужная книга. Очень удобно! Ведь каталоги во всех библиотеках строятся по одинаковым правилам! И поэтому у одной и той же книги в любой библиотеке будет один и тот же "адрес".
Для выполнения адресного запроса нужно воспользоваться алфавитным каталогом библиотеки.
IV. Этап усвоения новых знаний
Слайд 9. В библиотеке собрано несколько тысяч книг разного содержания. Сведения о каждой из них записаны на специальной карточке. По этим записям одну книгу можно отличить от другой. Книги читатели берут домой, а карточки с их описаниями всегда хранятся в библиотеке
Каталожную карточку можно сравнить с паспортом. Такая карточка заводится на каждую библиотечную книгу. На каталожной карточке записывается вся информация о каждом жителе книжного царства. Где, на какой полке стоит, кто автор, как называется, когда издана книга, о чём в ней написано и множество других важных сведений.
Слайд 10. Для того чтобы можно было легко ориентироваться в каталоге, из многих сведений о книге отбираются главные. Они располагаются в определенном порядке: автор, название книги, сведения об издании, год и место издания, количество страниц и аннотация. В совокупности эти сведения, как мы уже знаем, называются библиографическим описанием.
Слайд 11. Каталожные карточки ставят в маленькие выдвижные ящики, делают на них пояснительные надписи и по порядку расставляют в большой каталожный ящик. Читатель по надписям определяет нужный ему ящичек, выдвигает его, просматривает описания на карточках и по ним отбирает необходимые книги.
Индексы на разделителях алфавитного каталога очень простые – только буквы алфавита: А, Б, В, Г, Д и т. д. За разделителями карточки на все библиотечные книги расставлены по алфавиту фамилий авторов или названий книг. Если знаешь автора и название книги, то достаточно вспомнить алфавит и найти карточку на нужную книгу в алфавитном каталоге. С помощью такого алфавитного каталога можно узнать : есть ли в библиотеке определённая книга, если нам известны название и автор книги; Можно уточнить название книги, если известен автор; какие произведения одного автора есть в данной библиотеке.
Слайд12. Посмотрите, ребята, у Читайки есть для нас вопрос: «Дядя Фёдор, кот и пёс».
Кто наш автор?
Вот вопрос! (Успенский Э.)
А кто скажет на какую букву нужно искать карточку в каталоге, чтобы найти эту книгу? («У» отвечают дети)
Ребята! Сегодня для вас Читайка приготовил занимательную викторину, он хочет проверить, как хорошо вы знаете сказки.
- Мы из сказки ты нас знаешь,
Если вспомнишь – отгадаешь!
А не вспомнишь – ну так что ж…
Сказку заново прочтёшь!
Слайд13. Носил шубу рыжую.
В чужой прокралась дом.
Из дома зайца выжила
Сражалась с петухом (Лиса).
Слайд14. Кто работать не хотел
А играл и песни пел?
К братцу третьему потом
Прибежали в новый дом
От волка хитрого спаслись,
Но долго хвостики тряслись.
Сказка известна любому ребёнку
И называется….(Три поросёнка).
Слайд15. Подарит новое корыто,
И новый дом и слуг в придачу.
Но если уж она сердита
С ней вместе уплывёт удача!
Исчезнет всё, и в море зыбком
Растает (Золотая рыбка).
Слайд16. Он хозяина любил.
Верно он ему служил,
Сапоги носил, и злого
Людоеда победил (Кот в сапогах).
Слайд17. «Было яичко у нас золотое
А осталось лукошко простое
Плачет дед, плачет баба,
Но их утешает (Курочка ряба).
Слайд18. Всех он любит неизменно
Кто б к нему не приходил,
Догадались? Это Гена,
Это Гена - (Крокодил).
Слайд19. Унесла его лиса, за далёкие леса,
Но придёт на помощь кот.
Своего дружка спасёт!
Открывай лиса мешок –
Ты свободен петушок!
Петя, Петя, петушок,
Золотой… (Гребешок).
Слайд20. Она по полю пошла
В поле денежку нашла
Самовар себе купила
И гостей чайком поила
Веселились все вокруг
Но вмешался злой паук…
Пауков боится (Муха-Цокотуха).
Слайд21. Знают куколки: Мальвина
И весё лый Буратино:
Если враг со всех сторон
Победит в бою неравном
Верный друг – надёжный, славный,
Храбрый пудель (Артемон).
Слайд22. Прямо в болото упала стрела,
А в этом болоте царевна жила.
Как звали царевну, скажи мне на ушко.
Я знаю, ты помнишь – царевна (Лягушка).
Слайд23. Он сумел поймать волчишку,
Он поймал лису и мишку,
Он поймал их не сачком
А поймал он их бочком (Бычок-смоляной бочёк).
Молодцы ребята, вы правильно отвечали на вопросы, мы увидели, что вы очень хорошо знаете сказки.
V. Закрепление новых знаний
Слайд 24. А теперь наш друг Читайка, хочет узнать как хорошо вы
запомнили то, что вы сегодня узнали, попробуйте ответить на
вопросы:
Пожалуйста, подумай и ответь!
1. Как располагаются карточки в алфавитном каталоге :
o по цвету
o по автору, заглавию
o по размеру
2. В состав библиографического описания включаются :
o автор
o заглавие
o место издания
o количество страниц
3. Выбрать книгу, зная ее автора, можно:
o по алфавитному каталогу
o по систематическому каталогу
o по тематической картотеке
4. Установить фамилию автора нужной тебе книги можно:
o по алфавитному каталогу
o по систематическому каталогу
o по картотеке заглавий произведений художественной литературы
Молодцы ребята, вы сегодня очень хорошо отвечали, наша экскурсия в библиотеку закончилась.