Ходус Оксана
Нравственно-волевое развитие ребенка посредством народного декоративно-прикладного искусства
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственно-волевое развитие ребенка через народное декоративно-прикладное искусство
Цель- формирование культурной, нравственно – эстетической, социально компетентной личности, раскрытие и реализация её творческих способностей.
Достижение поставленной цели осуществляется путём реализации следующих задач, представленных на слайде:
Образовательные:
• расширять и углублять знания и представления, обучающихся о национальной культуре.
Темочки:
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2022
• знакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;
• научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
• обучить технологиям разных видов рукоделия: аппликация из бумаги и ткани, вышивка по картону и ткани, мягкая игрушка, изготовление цветов из бумаги и лент.
• формировать умение самостоятельно решать познавательные задачи в процессе изготовления работ.
Развивающие :
• создавать условия для развития личности каждого воспитанника, раскрытия его способностей к творчеству;
• развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;
• развивать моторику рук, глазомер.
Воспитательные:
• формировать устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству;
• приобщение детей к эстетической культуре;
• воспитывать чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности;
• воспитывать уважение к народным культурным ценностям.
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – это воспитание нравственных чувств через народное декоративно-прикладное искусство. В процессе работы ребенок испытывает разнообразные нравственные чувства : радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что – то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними. Значение воспитания нравственно-волевых чувств в нравственном формировании личности через изобразительную деятельность исключительно велико.
Декоративно-прикладное искусство, одно из средств нравственно-волевого воспитания, учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве, развивает у них : трудовые умения и навыки; психологическую и практическую подготовку к труду; раскрывает красоту, огромную духовную ценность изделий народных мастеров; формирует эстетический вкус. Народное искусство является национальным по содержанию, поэтому способно активно воздействовать на духовное развитие человека.
В изобразительной деятельности детей ценно то, что она позволяет воспитывать у ребенка бережное, уважительное отношение к продуктам человеческого труда. Привыкнув ценить и беречь свои и других детей рисунки, ребенок будет внимательно и с уважением относиться ко всему, во что вложен труд людей.
Для успешного освоения изобразительной деятельности, постоянного ее развития и совершенствования, у ребенка следует формировать такие волевые качества, как:
-трудолюбие,
-настойчивость,
- упорство в достижении наилучшего результата;
- умение и потребность доводить начатое до конца;
- совершенствовать свои технические навыки и умения, проявляя упорство, целеустремленность, усидчивость;
- воспитывается умение объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, проявляя ответственность и организованность.
Приобщая детей к различными видами декоративно - прикладного искусства в процессе занятий по художественному творчеству (декоративному рисованию) можно научить их воспринимать прекрасное и доброе, познакомить с народными традициями, заложить основы духовно-нравственного воспитания.
Декоративно-прикладное творчество тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и музыкой. Поэтому знакомство с тем или иным видом декоративно-прикладное искусства сопровождается народными напевами, потешками, прибаутками, сказками, загадками, народными играми. Подобное сочетание позволяет ребятам окунуться в глубину веков, более точно ощутить ту любовь к родному краю, красоту природы, которую стремились передать мастера в своих изделиях.
Например, знакомя детей с Дымковской игрушкой (или другим видом народного декоративного искусства, мы знакомим не только с элементами росписи, но, прежде всего, знакомим с историей возникновения, местом возникновения, традициями, способом изготовления, назначением предметов декоративно-прикладного искусства. «Оживить» рассказ помогут стихотворные произведения. Например, стихотворение О. Левицкого «Дымково» Ели спят у большака в инее седом.
Спят деревья, спит река, скованная льдом.
Мягко падает снежок, вьется голубой дымок.
Дым идет из труб столбом, точно в дымке все кругом.
Голубые дали, и село большое Дымково назвали…
Немаловажным условием развития нравственных качеств личности ребенка посредством народного творчества является наличие не только иллюстраций народных игрушек и предметов быта, но и их материальное воплощение. Рассматривая красочные фигурки, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких цветов, богатства видов и мотивов, проникаются уважением к мастеру, создавшему их, у ребят возникает желание самим создавать предметы народного искусства.
В нашем дошкольном учреждении ведется активная работа по нравственно-волевому развитию дошкольников через народное декоративно-прикладное искусство.
1. Например, с помощью трафаретов дети оттачивают умение рисовать отличительные элементы различных узоров.
2. Для выполнения упражнений на повтор главных элементов узоров различных росписей используются специальные прописи.
3. Повтор рисунка второй половины посмотреть
4. Использование материала на интерактивных досках позволяет закреплять полученные знания и значительно повышают творческий и интеллектуальный потенциал ребёнка. Например, вместе собирают картинку из фрагментов по образцу или продолжают узор, по аналогии выбирают нужную фигуру, определяют лишний предмет и обосновывают свой выбор. Всё это способствует развитию познавательной активности, учит действовать по правилам, принимать точку зрения другого, делать осознанный выбор.
Так, со средней группой мы создаем декоративные композиции по мотивам народных игрушек. Для росписи используем силуэты барышень, птиц, коней и т. п., вырезанных из бумаги. Роспись осуществляется без нанесения карандашного наброска, (кистью) как это делают настоявшие мастера, что позволяет ребятам получить большое удовольствие от процесса рисования. Творчество детей сопровождается народными напевами, загадками. Расписные фигурки используются детьми в обыгрывании потешек, народных песенок.
С детьми старшей группы продолжаем знакомство с изделиями народного промысла, закрепляем и углубляем знания о дымковской, филимоновской игрушках. Происходит включение похлов-майданской и гжельской росписи. Дети лепят из пластилина, а в последующем из соленого теста или глины несложные фигурки дымковских и филимоновский игрушек (уточек, курочек, расписывают их. Практика показала, что самостоятельное изготовление предметов декоративно-прикладного искусства способствует более эффективному усвоению основ духовно-нравственного воспитания, заложенных в предметах народного творчества. Дети с удовольствием играют самодельными игрушками, придумывают сказки, различные истории и обыгрывают их в уголке театрализованной деятельности.
В подготовительной к школе группе происходит развитие декоративного творчества детей; умения создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых и новых, используя характерные узоры и цветовую гамму. Дети 6 лет способны не только создавать узоры на силуэте, вырезанном из бумаги, но и выполнять роспись на самостоятельно изготовленных предметах декоративного творчества (вылепленных из глины, соленого теста барышень, коней, посуду и т. д.)
Например, в процессе знакомства с хохломской росписью в подготовительной группе, совместно с воспитателем дети расписали… (материал из видео)
Подводя итог, хочу отметить, что нравственно-волевое воспитание является важным фактором морального развития личности, основой сознательного соблюдения правил поведения, обеспечивает выбор способа поведения в соответствии с общечеловеческими нормами морали. Формирование волевых качеств важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того как будет воспитан дошкольник, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции. А одним из источников нравственного становления личности дошкольника является его приобщение к народному декоративно-прикладному искусству.