Пую Надежда Николаевна
Презентация семейного клуба «Лучики»
▼ Скачать + Заказать документы
Презентация семейного клуба
Пую Надежда Николаевна МАДОУ «Детский сад №3», воспитатель «Семейный клуб как модель взаимодействия ДОУ и семьи» 2012год
Современная ситуация в образовании предполагает активное участие родителей в педагогическом процессе. Сегодня они выступают социальными заказчиками содержания образовательной деятельности дошкольного учреждения. Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования тоже предполагают активное участие родителей в образовательном процессе, в реализации каждой образовательной области.
Публикация «Презентация семейного клуба „Лучики“» размещена в разделах
Для участия в образовательном процессе родители должны обладать определенным уровнем педагогической компетентности. К сожалению не все родители ее имеют. Поэтому задача повышения педагогической компетентности актуальна для воспитателей всегда. Решать эту задачу можно различными путями, выстраивать различные модели взаимодействия с семьями воспитанников.
«При проведении анкетирования для выявления приемлемых форм взаимодействия выяснили, что наиболее популярными являются совместные мероприятия с участием родителей и детей, им отдают предпочтение 90% опрошенных. Из форм работы, отвечающих этим требованиям, мы выбрали семейный клуб.
В группе был создан семейный клуб «Лучики», членами которого являются родители, дети и педагоги. Взаимодействие в рамках клуба позволяет лучше узнать каждого ребенка, способствует взаимопониманию между педагогами, родителями и детьми. В клубе проводится психолого-педагогическое просвещение родителей, осуществляется общение педагогов и родителей в детском сообществе. Клубная форма работы позволяет активизировать уставших после работы родителей, создает особый настрой на доброжелательное деловое общение на взаимопонимание и взаимопомощь.
Для семейного клуба была определена цель: объединение усилий педагогов и родителей в воспитании и развитии дошкольников, реализация образовательной программы детского сада.
Для реализации цели поставили задачи:
1. повысить педагогическую компетентность у 70% родителей;
2. изучить и обобщить опыт воспитания 3 семей;
3. приобщить родителей к участию в жизни детского сада и группы;
Совместная деятельность родителей и педагогов строится на основных положениях:
- единство, которое достигается, если цели и задачи хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания
-систематичность и последовательность работы в течение всего года;
-индивидуальный подход к каждой семье;
-взаимное доверие и взаимопомощь воспитателей и родителей на основе доброжелательных взаимоотношений;
-добровольность участия родителей в работе клуба.
Была проведена презентация семейного клуба «Лучики», на которой представили работу клуба, ее направления и задачи. Приняли Устав семейного клуба. Каждая семья оформила свой герб.
Для определения тематики клубных встреч было проведено анкетирование, по результатам которого выбрали темы:
1. «Игры, в которые играют взрослые и дети»;
2. «Семья полна своими традициями»;
3. «Новогодние посиделки или искусство дарить подарки»;
4. «В гостях у феи вежливости»;
5. «Мышка-норушка или мышонок Джерри»;
6. «Отмечаем день рождения ребенка»;
7. «Как воспитать трудолюбивого ребенка».
Заседание клуба проводилось с 17.30 до 18.30 в помещении группы или музыкального зала один раз в месяц. К каждому заседанию клуба проводится предвари-тельная работа, в которой принимают участие члены клуба. Готовится оформление, мини- спектакли, памятки по теме встречи, игры. На каждую клубную встречу одна из семей готовит свое фирменное блюдо к чаепитию в приготовлении, которого обязательно принимают участие дети.
Для проведения встреч клуба использовали приемы, активизирующие родителей, викторины, загадки, педагогические задачи, проблемные ситуации, инсценирование случаев из жизни, игры для сплочения коллектива, игры на релаксацию, ключевые ситуации Н. А. Коротковой, в процессе которых педагог показывает родителям приемы работы с детьми.
Технологию организации ключевых ситуаций Н. А. Короткова подробно описала в статье «Передача родителям способов игры с детьми: ключевые ситуации». На встречах клуба организовывали ключевые ситуации, которые помогают родителям понять, как использовать игрушки (игровой материал) для развития ребенка. Организуя такие ситуации, воспитатель передает игровую культуру одновременно и детям и родителям, как можно взрослым включиться в партнерскую игровую деятельность с ребенком.
Родители не только осваивают способ игры с ребенком, но и видят своего ребенка среди других детей, понимают, как взаимодействуют сами дети в игре. Это помогает в дальнейших играх со своим ребенком не занижать его возможности и не подавлять сверх требованиями. Использовали сюжетные игры «Больница» и «Авто-бус». В процессе совместной игры показывали, как научить ребенка брать на себя роль, менять роль в процессе игры, использовать предметы-заместители. После таких встреч родители понимают, что совсем необязательно иметь дома много игрушек, важно научить ребенка играть.
В процессе деятельности клуба был обобщен опыт семейного воспитания. Семья Старостиных поделилась опытом музыкального воспитания детей. На встрече они рассказали и показали музыкальные инструменты, на которых играют члены семьи, как подбирают музыку для прослушивания с ребенком. Поделились с другими родителями записями музыкальных произведений для детей, показали, как можно изготовить простейшие музыкальные инструменты и развить с их помощью чувство ритма у ребенка, после этой встречи дети стали приносить из дома, сделанные вместе с родителями инструменты и с удовольствием играли в музыкальном уголке.
Семья Харловых поделилась опытом развития у ребенка ручных умений. Все члены клуба посмотрели выставку поделок членов семьи, дети научились плести браслетики и ободки, украшать изделия с использованием различных материалов. Семья Белоножкиных познакомила членов клуба со своим опытом ознакомления ребенка с родным краем. Презентация с видеоклипами из различных походов и экскурсий заинтересовала всех родителей и детей. Дети еще долго рассматривали фотоальбомы о интересных местах нашего края.
Работая в рамках семейного клуба в течение трех лет, мы убедились, что такая модель взаимодействия с семьями является продуктивной. Родители стали чаще приходить в группу для реализации «радужной традиции» - встреча с интересным человеком. К нам приходили папы горноспасатели, папы – милиционеры, рассказывали о своей работе. Мамы обучали детей печь печенье, рассказывали, как правильно ухаживать за домашними питомцами и многом другом. Нам удалось добиться того что мы стали единой дружной командой в воспитании детей.
Опрос родителей по результатам работы клуба показал, что 100% родителей удовлетворены работой клуба и своим участием работы в нем. 98% родителей считают, что повысилась их педагогическая компетентность, их понимание проблем собственного ребенка. Приобрели полезные и необходимые знания по воспитанию детей. В результате клубной формы работы с семьями позиция родителей, как воспитателей своего ребенка становится более гибкой и осознанной в выборе методов и приемов взаимодействия с детьми в домашних условиях.
Приложение. Презентация семейного клуба «Лучики».