Татьяна Борисовна Гирфанова
Обоснование проекта «История простых вещей»
▼ Скачать + Заказать документы
В современном дошкольном образовании большое внимание уделяется познавательно-речевому развитию дошкольников. Именно речь является основой успешного обучения детей в школе, умения общаться с людьми и общего интеллектуального развития.
К сожалению, в настоящее время уровень речевого развития дошкольников ниже положенной нормы. У большинства детей наблюдается общее недоразвитие речи (это скудный словарный запас, неумение связно строить свои предложения, односложные ответы на вопросы, грамматически неправильная речь). Это наблюдается в нашей группе с тяжё лым нарушением речи: наряду с первичным дефектом заикания у детей выявляются и вторичные отклонения - общее недоразвитие речи.
Публикация «Обоснование проекта „История простых вещей“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Я всегда стремилась развивать у детей осознанную и активную речь. А так как речь связана с познанием окружающей действительности, в группе создана эффективная развивающая предметно-пространственная среда : книжный уголок, мини-лаборатория, спортивный уголок, патриотический уголок,речевая зона активности, театральный уголок, уголок истории и так далее.
Процессу познания отводится особое место, так как в дошкольном детстве у детей формируется фундамент представлений о мире, появляются новые способы познания и познавательные интересы, происходит эмоционально-чувственное постижение окружающей действительности. В первую очередь ребёнка волнует предметное окружение мира - природы и общества. Постижение внутренних характеристик предметов играет существенную роль в воспитании бережного отношения к ним. дети постигают не только единичные предметы, но и связи между ними, их изменения и преобразования.
На протяжении всего своего существования человек неустанно познаёт мир. Огромный пласт духовных ценностей отражён в традициях и обычаях. Накопленный опыт постижения мира трепетно передаётся из поколения в поколение. приобщение к этому богатству является основой познавательного развития человека; они подводятся к пониманию того, что любая деятельность имеет свой результат. В рамках непосредственно образовательной деятельности детям передаё тся разнообразная информация о рукотворном мире: предметах, сделанных руками человека и играющих огромную роль в его жизни, а также истории их развития.
Проанализировав работу по развитию у детей познавательно-речевого развития, было принято решение акцентировать внимание на следующих вопросах :
1. Усилить работу по развитию устной речи по всем направлениям;
2. Организовать системную работу при тесной взаимосвязи всех специалистов;
3. Развивать речевую активность посредством театрализованной деятельности и малых фольклорных форм;
4. Развивать речевую активность посредством проектной деятельности;
5. Развивать речевую деятельность детей посредством проведений экскурсий, наблюдений, бесед, чтения и обсуждения художественной литературы;
6. Развивать речевую активность посредством приобщения к исторической культуре общества.
Особое место по познавательно-речевому развитию я уделяю формированию у детей представлений о развитии человека в истории и культуре. Мною был разработан перспективный план "История простых вещей", содержание которого связано со всеми разделами и темами образовательной программы ДОУ. Основная задача - помочь раскрыть перед детьми удивительный, многообразный, рукотворный мир; вызвать восхищение людьми труда; показать, как изменялся один и тот же предмет в зависимости от потребности в нём людей (разнообразие форм, функций для облегчения использования предмета: лампа - бра, люстра, фонарик, торшер, настольная лампа).
Такой ретроспективный подход интересен сам по себе и важен для развития перспективного взгляда ребёнка на окружающие предметы. Показывая ребёнку, как человек изменял предметы, делал их более полезными и удобными, мы открываем перед ними перспективу: как ещё можно изменить предмет, сделать его полезнее и красивее. Это позволит детям включиться в творческую преобразующую деятельность, направленную на совершенствование предметов.
Вместе с детьми можно отправиться в путешествие в прошлое книг или мебели, земледелия или летательных аппаратов, машин или счётных устройств. Такая совместная деятельность с детьми вызывает у них живой интерес, развивает их воображение, творческие способности, желание участвовать в преобразовании предметов.
Подключение родителей в этот процесс является важным условием полноценного познавательно-речевого развития ребёнка. Они также участвуют в подготовке к презентациям, путешествиям: помогают подыскивать материал, приносят "старинные" предметы или картинки о старине, недавно конструировали с детьми "транспорт будущего".
В проведении НОД по формированию представлений о развитии человека в истории и культуре я использую разные формы организации:
- игры-путешествия;
- диалог с рассматриванием предметов;
- сравнительные беседы;
- рассказ от имени самих вещей (спор предметов);
- путешествие по "реке времени";
- экскурсии;
- поисково-исследовательская деятельность.
Для возбуждения любознательности хорошо использовать элемент сюрприза, загадочности, развлекательности.
Вопросы, заданные ребёнку, активизируют его мысль, побуждают к сравнению, сопоставлению, учат делать выводы и умозаключения. Поставленные перед детьми задачи и предложение подумать, сравнить, припомнить - способствуют развитию мыслительных способностей, активно воспитывают пытливость ума, формируют любознательность и познавательные интересы, а также речь как черты характера.
Изучая историю вещей, нельзя обойтись без наглядности. Поэтому в группе были созданы мини-музеи: шариковой ручки, ткани и электрического чайника. Сейчас мы собираем материал (предметы) по истории создания счётных устройств и часов.