Получи документы

Обучение старших дошкольников декоративной деятельности на основе ознакомления с семантикой народного орнамента

Елена Глушкова
Обучение старших дошкольников декоративной деятельности на основе ознакомления с семантикой народного орнамента
▼ Скачать + Заказать документы

Описание педагогического опыта

Обучение старших дошкольников декоративной деятельности на основе ознакомления с семантикой народного орнамента

Цель работы: Ознакомление детей с декоративной деятельностью на основе ознакомления с семантикой народного орнамента.

Задачи:

Публикация «Обучение старших дошкольников декоративной деятельности на основе ознакомления с семантикой народного орнамента» размещена в разделах

1. Образовательные: 1)Способствовать формированию у детей представлений о декоративно-прикладном искусстве. 2)Способствовать ознакомлению детей с азбукой декоративных элементов. 2. Развивающие: 1)Способствовать развитию умения у детей графически изображать знаки геометрического орнамента. 2)Способствовать развитию умения составлять простейшие узоры из элементов орнамента. 3)Совершенствовать навыки декоративного рисования.

3. Воспитательные: 1)Воспитывать интерес к семантике народного орнамента через знакомство с декоративно-прикладным искусством родного края. 2)Воспитывать бережное отношение к предметам декоративного искусства.

Поставленные цель и задачи приведут к следующим результатам: 1)Дети научатся определять значение знаков геометрического орнамента. 2) Научатся узнавать «говорящие» знаки в узоре, «читать» их. 3) Овладеют умением выражать своё пожелание через узор знаками. 4) Овладеют умением применять знакомые элементы орнамента в росписи силуэтов различных предметов.

1. Понятие народного орнамента, его виды, элементы, семантика

В «Русском толковом словаре» В. В. Лопатина понятие «орнамент» определяется так: «Художественное украшение, узор из повторяющихся элементов». Узор-«рисунок, представляющий собой сочетание линий, геометрических фигур, красок».

Многообразие орнаментальных мотивов условно можно разделить на пять групп: геометрические, растительные, зооморфные, антропоморфные, бытовые. Первая, самая многочисленная, группа охватывает большое разнообразие геометрических элементов и фигур, а также узоры абстрактной конфигурации, которые не имеют аналогии с орнаментами других видов декоративно-прикладного искусства.

Следует подчеркнуть, что отдельные элементы геометрического орнамента имеют глубокие исторические корни. Они пришли в народное искусство от славян-язычников, населявших в прошлом территорию Древней Руси. Обожествляя явления природы, славяне отразили свои языческие представления и в искусстве. Наиболее сложные для понимания абстрактные геометрические мотивы представляют собой условное изображение земли, воды, неба и огня - жизненно важных стихий: круг (розета) - солнце; ромб (прямоугольник, треугольник) - земля; ромб с точкой в центре - символ вспаханного и засеянного поля; ромб с меандрами на углах - гора; прямая линия — дорога: ломаная - молния; волнистая - вода.

Итак, орнамент - художественное украшение чего-либо, несущее в себе определённый смысл, который вкладывает в своё изделие человек. Выбор орнамента зависит от того, для чего служит изделие: для украшения, оберега, придания сил хозяину, привлечения удачи, счастья. Для этих целей и служит многообразие растительных и геометрических орнаментов.

2. Восприятие детьми произведений декоративно-прикладного искусства. Значение приобщения детей к декоративно-прикладному искусству

Важную роль народное искусство играет в воспитании детей дошкольного возраста. Педагоги: А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина, Н. С. Карпинская, В. М. Федяевская неоднократно отмечали, что ознакомление с произведениями народного творчества пробуждает в детях первые яркие образные представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических и интернациональных чувств, приобщает к миру прекрасного.

Декоративность, выразительность цвета и пластики, узорчатость орнамента, разнообразие фактур материалов — вот характерные особенности произведений народного прикладного искусства, которые созвучны эстетическому чувству, восприятию и пониманию детьми. Как в произведениях народного искусства, так и в творчестве детей все радостно и красочно.

На занятиях по декоративно-прикладной росписи развиваются эстетическое восприятие, представление, эстетические чувства. Накапливается сенсорный опыт, обогащается речь. У детей развиваются мыслительные процессы: сравнение, анализ, синтез, обобщение.

Декоративно-прикладное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребёнка (простота, завершённость формы, обобщённость образа). Именно поэтому оно близко его восприятию, понятно ему.

Дети проявляют живой интерес к предметам народного творчества. При выборе они отдают предпочтение тем образцам, которые отличаются образной художественной выразительностью и красивой фактурой, отклоняют натуралистичность в трактовке животных, растений и цветов.

Обучение декоративно-прикладной росписи дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка.

Задача воспитателя - направлять творческий процесс дошкольников, ориентируя их на изучение образцов народного декоративно-прикладного искусства. Принцип ориентации на народное искусство должен быть заложен в основе содержания занятий с дошкольниками различными видами декоративно-прикладного искусства.

3. Методика руководства декоративной деятельностью детей в подготовительной группе детского.

На базе ДОУ открыта инновационная площадка по теме : «Использование этнокультурных традиций в работе с дошкольниками». В учреждении созданы условия для экспериментальной, краеведческой работы, которые соответствуют поставленной задаче : создать условия для закрепления достигнутых успехов в образовательном процессе через разработку интегрированных занятий новой формы – музейной педагогике. Фойе, групповые помещения оформлены в соответствии с направлением ДОУ. Создан музей «Шахунская старина».

На базе ДОУ :

-разработаны и апробированы конспекты занятий по тематическим блокам экспериментальной программы;

-разработана система мониторинга в рамках эксперимента по видам детской деятельности (ознакомление с окружающим, развитие речи, продуктивная деятельность);

-подобран методический, краеведческий, иллюстративный материал по теме;

-изготовлены специальные дидактические пособия;

-приобретены изделия Шахунской ткацкой фабрики.

В каждой группе созданы мини-музеи, имеющие своё название, цель, экспонаты, конспекты занятий, планы работы.

В музеях представлено большое количество иллюстративного материала, материала для творчества детей.

Дети подготовительной группы знакомятся с изображением и семантикой основных элементов народного орнамента, учатся их изображать; составляют простейшие узоры; расписывают силуэты одежды (сарафан, рубаха, головных уборов (шлем, кокошник, полотенец, пасхальных яиц.

Современные программы воспитания предусматривают ознакомление и обучение детей декоративной деятельности. В программе под редакцией М. А. Васильевой имеются по всем возрастным группам, начиная со средней, разделы по декоративному рисованию, аппликации. В них представлена методика по ознакомлению детей с семантикой народного орнамента; по обучению их декоративной деятельности.

Методику работы с детьми следует вести одновременно в двух направлениях:

1. Общевоспитательная работа по материалам народного декоративного искусства.

2. Специальное обучение детей соответствующей деятельности на занятиях.

Оба направления теснейшим образом взаимосвязаны. Эта взаимосвязь обусловлена единством цели и задач ознакомления с народным творчеством. Внутри каждого направления между отдельными занятиями, между видами и формами общевоспитательной работы также существует тесная связь. Каждое последующее из них опирается на предыдущее и способствует всё большему развитию у детей представлений, чувств, собственных художественных умений. Систематизирующим началом работы с детьми является формирование у дошкольников эмоционально-интеллектуального опыта, способствующего возникновению у ребят действенных мотивов собственной изобразительной деятельности и осмысленного её освоения.

Работу с детьми по обучению декоративной деятельности следует начинать с ознакомления с декоративным искусством, используя такие формы и методы:

1. Экскурсии на производство.

2. Выставка изделий народных мастеров в ДОУ.

3. Просмотр фильмов, художественных альбомов, открыток.

После накопления соответствующих знаний полезно провести с детьми беседу обобщающего характера.

Без специального обучения освоение детьми декоративных узоров по мотивам народных орнаментов затруднительно. Поэтому необходимо разработать цикл занятий, направленных на обучение детей способам создания узора. Этот цикл занятий выстраивается системно. В основе постепенное усложнение содержания, характера познавательной деятельности, а значит, степени самостоятельности и творчества детей. Поэтому использование методов и приёмов обучения также должно быть системным. Опыт, складывающийся у дошкольников в системе общевоспитательной работы, обусловливает осмысленное и положительное эмоциональное отношение детей к содержанию и процессу обучения. В то же время, опыт освоения декоративной деятельности на занятии не редко стимулирует затем самостоятельную художественной деятельность детей.

Программное содержание занятий предполагает и постепенное формирование всех компонентов декоративно-художественной деятельности : мотивов, целеполагания, комплекса действия, от восприятия, до замысливания до изобразительных и контрольно-оценочных действий. Одновременно с этим усложнение программного содержания идёт по линии определения степени самостоятельности детей и творчества. Это определяется уровнем знаний и умений детей в восприятии и замысливании образа, применении изобразительных способов его воплощения. В системе работы используется сочетание разных типов занятий, и процесс обучения соответственно предусматривает начальное ознакомление со способами изображения, вариативное упражнение в их применении и, наконец, творческое решение изобразительной задачи.

Привлечение народного декоративного искусства как активного средства эстетического воспитания в системе уроков декоративного рисования в детском саду имеет свои преимущества. Главные из них - широкие горизонты эстетического познания и многообразные аспекты воспитательного воздействия народного искусства в процессе гармонического воспитания личности дошкольника.

Публикации по теме:

Активизация мыслительной деятельности детей в процессе ознакомления с природой Из опыта работы воспитателя по познавательно-речевому развитию. Если в процесс организации работы по совершенствованию умственного воспитания.

Мои публикацииМои публикации У нас в городе проходила межрегиональная заочная конференция по распространению педагогического опыта. Я по возможности принимаю участие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение старших дошкольников декоративной деятельности на основе ознакомления с семантикой народного орнамента
Опубликовано: 15 января 2014 в 15:39
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обучение старших дошкольников декоративной деятельности на основе ознакомления с семантикой народного орнамента» (включая файлы) размещена пользователем Елена Глушкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД