ТАТЬЯНА РАЗИНА
Использование малых форм фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Припевки, потешки дети слышат с самого раннего возраста. Родители используют их, чтобы успокоить малыша, развеселить, просто поговорить. Такие процессы маленького ребёнка, как одевание, купание, укладывание спать, требуют сопровождения словом. И здесь народное творчество незаменимо. Оно способствует созданию положительного эмоционального настроения.
Публикация «Использование малых форм фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Понимая, что детское восприятие в раннем дошкольном возрасте ситуативно, считала как важно донести до малышей суть фольклорного произведения, развёртывающихся событий. Постепенно вводила детей в воображаемую ситуацию, учила выполнять действия «понарошку», понимать условное игровое взаимодействие со взрослыми. Эта способность у детей начинает формироваться к концу 2-го и на протяжении 3-го года жизни. Но элементы её следует закладывать уже в начале второго года жизни, постепенно переводя детей от натуралистичности и конкретики восприятия к образности.
Один из важнейших принципов ознакомления детей с фольклором - принцип познавательной выразительности. Достигнуть его можно только эмоциональностью. Именно с помощью эмоционального изложения вовремя занятий поддерживала внимание детей. А это немаловажный фактор. Ведь, как известно, малыши отличаются непроизвольностью действий, неспособностью к самоорганизации, сдержанности. Их внимание носит летучий характер. Ситуации внезапного появления или исчезновения персонажей связаны с сюрпризностью, что поддерживает непроизвольное внимание детей.
Вместе с тем, дети не просто отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых, они проявляют чуткость ко всем действиям воспитателя, особым образом реагируя на его голос, настроение, мимику, жесты. Эти проявления легко копируются, поэтому для малышей они выполняют информативную роль. Следовательно, эмоциональность взрослого можно рассматривать не только как способ поддержания ориентировочной активности детей, но и как возможность удовлетворения их познавательной потребности, возникающей в процессе ознакомления с новыми произведениями.
Но самый главный принцип – это принцип наглядности, т. е. используемые наглядные средства. В своей работе использую и плоскостные и объёмные пособия. Некоторые фольклорные занятия (например, по потешкам «Вот и люди спят» или «Петушок») не предусматривают каких либо сложных наглядных средств, требуется лишь несколько видов соразмерных игрушек. Игровая ситуация имитируется тканью, бумагой, веточками и т. п. В других занятиях применяла красочные ширмы, серии картин, плоскостные фигурки. Например, «Петушок и его семья» (красочные плакатики, изображающие петуха, курицу и цыплят) оформила в ширму. Имея пособие, можно познакомить детей с десятью потешками, потому что объединены они одним содержанием.
Использовала ещё один приём – динамический акцент на фрагментах текста, сочетающихся с действенным показом игрушки, её перемещением, приведением в движение частей игрушки и т. п. Например, говоря о «петушке – масляна головушка», приводила в движение именно эту часть игрушки, при чтении строки «Что ты рано встаёшь? Голосисто поёшь?» - полностью приводила игрушку в движение и «подавала голос». Этот приём помогает понять смысл прочитанной строчки. От понимания первой строки зависит понимание последующего текста, поэтому так важно добиваться двусторонней связи в понимании.
Таким образом, потешка, присказка, песенки и другие малые фольклорные формы весьма динамичны : каждая строка несёт определённое смысловое содержание, лаконичная фраза рисует целую картинку. Принципы поэтапности и цикличности в проведении фольклорных занятий позволили осуществлять живое общение, учитывая особенности возрастного восприятия и индивидуального реагирования.