Дарья Демидова
Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Наглядно–информационные формы взаимодействия с родителями в ДОУ
Автор: Демидова Дарья Сергеевна
Организация: МБДОУ № 56 «Кораблик»
Населенный пункт: х. Обуховка
Обновление российского образования подразумевает отведение семье исключительной роли в решении задач воспитания, развития и оздоровления ребенка. Успешное решение задач воспитания и развития детей возможно только при объединении усилий семьи и ДОУ. Одной из основных задач работы ДОУ является повышение педагогической культуры, просвещение родителей, привлечение их к совместной деятельности с педагогическим коллективом с целью создания единого образовательного пространства.
Публикация «Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями» размещена в разделах
Как правило, родители – люди довольно занятые и нередко им бывает совершенно некогда побеседовать с педагогами, обсудить проблемы развития и воспитания своего ребенка. Помогает педагогам в этом случае наглядная информация.
Данные формы общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.
Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы:
1. Информационно-ознакомительной форма направлена на ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения.
На стенде при входе в детский сад целесообразно размещать рекомендации по организации питания детей дома, в поездках, на отдыхе.
Информационная работа с родителями начинается сразу же, как только они первый раз переступают порог дошкольного учреждения. Это визитная карточка ДОУ. На ней необходимо дать наиболее полную информацию о дошкольном учреждении
Информационный стенд для родителей «Визитная карточка детского сада» в холле, на котором представлены следующие сведения:
лицензия на осуществление образовательной деятельности;
фамилия, имя, отчество заведующего, часы приема родителей;
наименование и телефон вышестоящей организации;
направления деятельности детского сада: краткая характеристика групп,
программ, перечень дополнительных услуг;
информация о кадрах;
дипломы и грамоты детского сада;
созданные условия по направлениям
перспективы работы
В уголках «Питание и воспитание», «Будьте здоровы» и др. размещается следующая информация:
основные принципы рационального питания,
меню диеты при заболеваниях ЖКТ, пищевой аллергии,
правила детского питания,
график выдачи пищи с пищеблока,
общее меню (для групп раннего и дошкольного возраста,
рекомендуемые объемы порций для детей;
как организовать рациональное питание дома
и другие советы и консультации для родителей и сотрудников ДОУ.
Уголок здоровья в детском саду – важный элемент оформления детского сада, он должен привлекать внимание родителей не только своей эстетичностью, но и информативностью. Это необходимо учитывать при создании уголка здоровья, ведь только в этом случае он будет выполнять свою главную функцию - помогать родителям заботиться о здоровье детей. Стенды детского уголка здоровья, в первую очередь, должны содержать советы, которые помогут родителям проводить профилактические мероприятия различных заболеваний у детей. Кроме того, уголок здоровья может быть полезен и самим детям, обучая их здоровому образу жизни.
Уголок ПДД для родителей Непосредственно с дорогой дети сталкиваются ежедневно, но рядом оказываются родители. Поэтому материал уголка ПДД в Доу должен присутствовать с рекомендациями, советами и консультациями по формированию безопасного дорожного движения.
Уголок психолога в детском саду является психологическим просвещением педагогов и родителей. Для этого педагогу-психологу как минимум раз в месяц необходимо обновлять информацию на информационных стендах, выбирая наиболее интересные и актуальные темы. Чтобы заинтересовать родителей и педагогов, привлечь их внимание, материалы для оформления стендовой информации должны быть красивыми, яркими и эстетически привлекательными.
2. Информационно-просветительской форма направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Главная задача данных форм работы - познакомить родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей в ДОУ (группе) и способствовать преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывать практическую помощь семье. К ним относятся:
• видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий;
• фотографии,
• выставки детских работ,
• стенды, ширмы, папки-передвижки.
В педагогической практике используются и сочетаются различные виды наглядности:
• натурная,
• изобразительная,
• словесно-образная,
• информационная.
Уголок для родителей. Невозможно представить детский сад без красиво и оригинально оформленного родительского уголка. В нем размещается полезная для родителей и детей информация: режим дня; расписание занятий; план мероприятий на месяц; объявления; полезные статьи и справочные материалы-пособия для родителей, условия проведения конкурсов; меню на день; адреса сайтов в Интернете, посвященных дошкольному детству. Материалы родительского уголка можно разделить по содержанию на две части:
• материалы информационного характера: правила для родителей, распорядок дня, объявления различного характера;
• материалы, освещающие вопросы воспитания детей в детском саду и семье. В них отражается текущая работа по воспитанию и развитию детей. Родители наглядно увидят, как можно оборудовать уголок или комнату для ребенка, получат ответы на поставленные вопросы, узнают, какие консультации будут проводиться в ближайшее время.
Главное - содержание родительского уголка должно быть кратким, ясным, разборчивым, чтобы у родителей возникло желание обратиться к его содержанию. Ещё очень важно не только наполнить уголок самой свежей и полезной информацией, но и сделать его красочным и привлекающим внимание. Для этого необходимо:
1. Выбрать подходящее место на стене.
2. Решить, что именно будет наполнять родительский стенд. Обязательно должны присутствовать плакаты со справочной информацией: родителям о правах ребенка, ОБЖ родителям
3. Обратить внимание на содержание справочных материалов. Все статьи должны быть написаны доступным языком, без сложных терминов, размер. Информацию дополнить красочными рисунками.
4. Подготовить и поместить информацию о детском учреждении и персонале, с указанием контактных телефонов. Можно представить такую информацию в виде фотоуголка «С вашими детьми работают». В этот уголок, помещаются фотографии с именами, отчествами, фамилиями тех педагогов, специалистов, медиков, которые работают с детьми этой группы, время, когда они могут побеседовать с родителем о ребенке Это поможет родителям иметь представление о тех, кто работает с их детьми и облегчает общение родителей с педагогами.
Родитель должен быть привлечен наглядной информацией и ею заинтересован. Для этого предлагаются новые подходы к оформлению. Информационные уголки оформляются по единому сюжету. Варианты оформления стендов сегодня неограниченны. Выбор формы и названия такого стенда остается за воспитателем: «Заботливым родителям», «Взрослым о детях», «Для вас, родители» и т. д.
Информация, размещаемая на стендах должна удовлетворять нескольким требованиям: она должна быть конкретна, доступна, кратка, эстетична и безопасна.
Конкретность. Доступность. При отборе информационного материала следует учитывать, что родители очень разные. Поэтому материал не должен содержать специальной терминологии – достаточно изложить простыми и короткими предложениями.
Краткость. Информация, подбираемая для родителей должна быть интересной, краткой (выборка главных мыслей, актуальной для данной группы, без нравоучений.
Информация должна подаваться в качестве грамотного и своевременного совета. Тема должна привлечь внимание родителей не только своей актуальностью, но и оригинальностью ее подачи. Например: «Рады сообщить вам!», «Наши успехи», «Музыкально-поэтический уголок».
Эстетичность и безопасность. Основные требования к оформлению наглядной информации. Не рекомендуется приклеивание листов бумаги к стене, на двери, а также использование кнопок, скрепок и других острых предметов.
Тексты необходимо помещать в специальные кармашки из оргстекла, пластика. Информация дается крупным печатным шрифтом на цветной бумаге, тема выделяется цветом и размером.
В информационных уголках обязательно должна присутствовать рубрика «Благодарим». Благодарность тем родителям, которые оказывают помощь в благоустройстве участков, групп, приобретении материалов, изготовлении и ремонте игрушек). Стихотворные строки со словами похвалы также служат в качестве морального поощрения.
Информацию в уголках для родителей необходимо менять еженедельно.
Выставки, вернисажи детских работ. (Рисунки, поделки по аппликациям, лепки, дети сами располагают свои работы чтобы родители могли любоваться ими).
Их цель - демонстрируя родителям важных разделов программы или успехов детей по освоению программы.
Например: выставка, освящающая разделы программы «Изобразительная деятельность детей в семье и детском саду», «Игрушка и ее воспитательная роль» или выставки детских работ «Осень – запасиха», «Зима пришла» и т. д.
Информационные листы. Они могут нести в себе следующую информацию:
• информацию о дополнительных занятиях с детьми
• объявления о собраниях, событиях, экскурсиях;
• просьбы о помощи;
• благодарность добровольным помощникам и т. д.
Папки–передвижки. «Как мы живем». Знакомим родителей с интересными событиями, которые проходят в нашей группе, музыкальные и спортивные мероприятия, как весело живется нам в детском саду, которые сопровождаются фотоотчетом.
Родительская газета оформляется педагогами совместно с родителями. В ней они отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам. Например, «Выходной день семьи», «Моя мама», «Мой папа», «Я дома» и т. д.
А так же Мы живем в современном обществе в эпоху цифровизации. Одним из элементов которой является переход от очного общения и взаимодействия, к общению виртуальному, с использованием различных мобильных приложений и социальных сетей.
Все мы наблюдаем, что интерес родителей к статьям и брошюрам, размещенным в информационных уголках, с каждым годом ослабевает. Однако сами родители постоянно обращаются с запросом о проведении консультаций или подготовке информации по различным вопросам, связанным с воспитанием и развитием своих детей.
Чтобы разрешить это противоречие необходимо привлекать виртуальные информационные площадки, такие как мобильные месенджеры (viber, WhatsApp, Skype) и социальные сети (вконтакте, одноклассники, facebook, мой круг).
К преимуществам использования интерактивных площадок во взаимодействии с семьей дошкольников, можно отнести:
· возможность демонстрировать документы в различных форматах: аудио, видео, фото;
· возможность использовать индивидуальный подход к каждому конкретному родителю;
· возможность сочетания индивидуальной и групповой форм работы с родителями;
· возможность быстро доводить информацию до родителей;
· возможность вносить информационные изменения и дополнения;
· возможность оперативно получать обратную связь от родителей
· возможность проводить опросы и быстро обрабатывать информацию.
Использование интерактивных форм общения и взаимодействия с родителями реализуется на основании принципа партнерства и диалога.