Получи документы

Музыка в творчестве народов Воронежского края

Надежда Любина
Музыка в творчестве народов Воронежского края
▼ Скачать + Заказать документы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 150»

Консультация для воспитателей

на тему:

Музыка в творчестве народов Воронежского края”

Выполнила:

Любина Надежда Алексеевна

музыкальный руководитель I КК

Воронеж 2022

Публикация «Музыка в творчестве народов Воронежского края» размещена в разделах

Воронежский край известен не только богатейшим историко-культурным наследием, но и энергичной и плодотворной культурной жизнью в настоящем.

Воронеж - город с прекрасными культурными традициями, заложенными русской демократической интеллигенцией еще в XIX веке. Кладезь народных талантов. Воронежская земля славится подлинно русской песенной традицией, передаваемой из поколения в поколение.

Воронежский край богат людьми, проявившими несомненный талант в музыке.

История Воронежского театра Оперы и Балета.

Единственный оперный театр в Центральном Черноземье — самый большой в городе и области театр всегда находится в эпицентре культурной жизни региона.

В середине августа 1931 года в газете «Коммуна» появилось краткое объявление: «Первомайский летний театр. Открытие спектаклей МУЗКОМЕДИИ.»

И 1 сентября 1931 года открылся первый сезон Воронежского театра музыкальной комедии премьерой оперетты «Роз Мари» Рудольфа Фримля и Герберта Стотхарта. С этого момента берет свое начало история Воронежского театра оперы и балета.

В августе 1931 года передвижная труппа профессиональных актёров оперетты, которой руководил талантливый актёр и режиссёр Лазарь Лазарев, была включена в состав театрального объединения Центрально-Черноземной области и стала называться Воронежским театром музыкальной комедии. В репертуаре нового театра были как классические оперетты, так и советские музыкальные комедии. Зрители сразу полюбили театр, все его спектакли неизменно пользовались популярностью у публики.

Период творческого становления молодого коллектива связан с именем народного артиста РСФСР, лауреата Государственных премий Анатолия Алексеевича Людмилина – прекрасного дирижера, чуткого педагога и талантливого организатора. Он создал в воронежском театре основы классического оперного и балетного репертуара, неоднократно обращался к произведениям современников. В 1967 году на должность главного дирижера был приглашен народный артист СССР Ярослав Антонович Вощак. Он продолжил традиции А. Людмилина, главная из которых – высокая музыкальная культура. При Я. А. Вощаке в 1968 году Музыкальный театр был переименован в Воронежский государственный театр оперы и балета.

За годы существования театра на его сцене было поставлено более 260 спектаклей, в том числе весь популярный классический оперный и балетный репертуар. Театр стремится к органичному сочетанию классических традиций с современными тенденциями музыкального и театрального искусства.

Со своими лучшими постановками театр гастролирует по России и за рубежом; часто выступает в роли организатора или участника различных творческих проектов : фестивалей искусств, а также спектаклей и гала-концертов с участием мировых звёзд оперной и балетной сцены.

Между тем, здание театра постепенно умирает – всё потому, что построили его в рекордные в то время сроки, всего за пару лет в ущерб качеству. Сами же артисты с нетерпением ждут реконструкции. Между тем, в 2021 году театр отметил не только юбилей здания – самой труппы. Коллективу исполнилось 90 лет.

Государственный академический русский народный хор им. М. Е. Пятницкого.

10 интересных фактов о Хоре имени Пятницкого, которые вы вряд ли знаете.

1. Культурная революция Митрофана Пятницкого

Звучит, может быть, и пафосно, но, по сути, так и было. Дворяне начала XX века предпочитали исключительно высокое искусство – балет, оперу, оперетту. Музыкант Митрофан Ефимович Пятницкий изменил эти привычки. В 1911 году он заставил всех слушать и любить народные песни.

Годом раньше большой любитель народной музыки, исполнитель и собиратель фольклора создал хор из крестьян родной ему Воронежской, а также Смоленской и Рязанской губерний. Фотографии тех лет запечатлели 14 певцов. Каждого отбирал лично Пятницкий. Случайных голосов, случайных людей не было.

2. Без репетиций

Хор можно было смело назвать любительским: хористы приезжали лишь на выступления, пели без репетиций. Не потому, что времени не хватало, просто Митрофан Пятницкий запрещал спевки. Хотел, чтобы хор звучал максимально натурально, чтобы люди пели так, как они это делают в поле или на завалинке. После концертов хористы разъезжались по своим деревням и возвращались к крестьянскому труду. Такое положение вещей сохранялось до 1920-х годов.

В 1927-м Пятницкого не стало. А коллектив получил его имя.

3. Песни про подвиг колхозников?

1929 год стал кризисным для коллектива. Против него развернулась кампания

«Нам не нужен старый хор, поющий песни кулацкой деревни. Новой деревне – новые песни».

От певцов требовался другой репертуар: про насущную жизнь, про подвиг колхозников, про электрификацию. При этом, конечно же, эти песни должны были нравиться слушателям. Кажется, задача неразрешимая? Но в 1931-м эту проблему решил композитор Владимир Захаров, пришедший в Хор имени Пятницкого. Оказалось, если талант есть, то и про коллективизацию, электрификацию, индустриализацию можно написать красиво. Композиции «Вдоль деревни», «Прокати нас, Петруша, на тракторе», «Зелёными просторами» запела вся страна!

После революции положение хора стало меняться. На одном из выступлений крестьян присутствует Владимир Ильич Ленин. Говорят, его до мурашек тронуло пронзительное пение и он пообещал всяческую поддержку коллективу. Гастролей прибавилось, а крестьянам пришлось оставить хаты и перебраться в Москву.

4. Хор – фронту

Великая Отечественная война – особая страница в жизни коллектива. В составе фронтовых бригад артисты выезжали на передовую, чтобы поднять боевой дух советских солдат. Народная песня находила особый отклик в сердцах служивых, ведь большая часть из них были как раз деревенские! Проходили и прямые трансляции, которые слушали и тыл, и фронт. После них на радио и в адрес хора летели письма-треугольники, которые до сих пор хранятся в музее коллектива.

«Уходим в бой, у нас в землянке чёрный репродуктор, из него звучат песни в вашем исполнении. Пойте, пожалуйста, чаще… А когда последний фашист ляжет в землю или поднимет вверх свои «грабли», мы на празднике Победы встанем рядом с вами в строй, как с нами в бой шли ваши песни. Лейтенант Кувшинов».

5. Гимн для партизан

С началом войны хор колесил с гастролями и исполнял довоенные песни. Но было понятно, что крайне нужно что-то на злобу дня: одновременно душевное и духоподъёмное. В1943 году Владимир Захаров сочинил на стихи Михаила Исаковского песню «Ой, туманы мои, растуманы». Писал ночами, когда выдавалось время. Работа шла небыстро.

«Песня должна быть такая, чтобы её хотелось петь самим партизанам. В ней должны быть мужественность, уверенность, серьёзность», – говорил Захаров.

И он попал, что называется, в десяточку: песня стала гимном партизанского движения. А когда хор запевал «Уходили в поход партизаны, уходили в поход на врага», у зрителей неизменно в глазах блестели слёзы.

6. Хор – это еще и танцы!

В 1936-м в составе хора появилась танцевальная группа. Основала её Татьяна Алексеевна Устинова, впоследствии 60) лет отдавшая коллективу. Чтобы создать народные танцы для хора, ей пришлось немало поездить по стране, изучая особенности движений разных регионов. Устинова – автор знаменитого «воронежского шага», когда девушки, словно лебёдушки, степенно плывут в хороводе.

В том же, 1936-м, был создан и народный оркестр.

7. Фирменный стиль.

Вокально-танцевальные композиции – своеобразная визитная карточка коллектива. Внедрил их Валентин Левашов, возглавивший коллектив в 1962 году. Сейчас «Брянские игрища», «Калужские переборы», «Расцветай, земля весенняя», «Здравствуй, Волга!», «Поэма о Москве» – золотой фонд Хора имени Пятницкого.

8. Удивительная судьба

С 1989 года Хором имени Пятницкого руководит Александра Андреевна Пермякова. В 1971-м она пришла в коллектив простой артисткой и вряд ли даже мечтала стать директором и худруком. За сильный характер её прозвали «железной леди».

У Александры Андреевны уникальная судьба. Родилась в Тамбовской губернии, в крестьянской семье. Несмотря на то что всегда любила петь, по настоянию отца поступила в оптико-механический техникум. Получив красный диплом, пошла работать в НИИ. Но самодеятельность не оставляла, участвовала в вокальных конкурсах. Там её и приметила солистка Хора имени Пятницкого Александра Прокошина, сидевшая в жюри, и позвала в родной коллектив. Так начался путь Александры Андреевны.

9. Жёсткий отбор

В 1990 году Александре Пермяковой пришлось буквально возрождать коллектив. Экономическая ситуация в стране была аховая: зарплат не платили, гастролей почти не было. Из хора стали уходить голоса. Пришлось самой искать по стране новые.

У Пермяковой жёсткий отбор! И не только творческий. Очень большое внимание внешним данным. Девушки все как на подбор красавицы! Ростом не менее 165 см, с размером одежды не более 44! Ну а парни обязательно должны быть статными!

10. Непонятный русский

В 1960–1970-е годы прошлого века основу репертуара хора составляли песни композиторов, написанные специально для коллектива. Сейчас же это подлинно народные композиции разных областей России. К вековому юбилею хора многие регионы присылали в подарок коллективу записи песен, собранных в экспедициях. Кстати, поют их артисты на местных диалектах. «Липецкие припевки» – на диалекте Липецкого уезда Тамбовской губернии, Владимирские – на владимирском.

Иногда случаются курьё зы: зрители после концерта спрашивают, на каком языке пели-то. Артистам тогда приходится разъяснять, откуда сие народное творение. Движения народных танцев, как и песни, хор собирал по всей стране.

К СВЕДЕНИЮ

Дата основания Хора имени Митрофана Пятницкого – 2 марта 1911 года. Именно в этот день на малой сцене Благородного собрания состоялся первый концерт крестьянского коллектива. Во время первого выступления прозвучало 27 песен.

Хор побывал в каждом регионе России и посетил более 40 стран мира.

Государственный академический Воронежский русский народный хор имени К. И. Массалитинова.

Государственный академический Воронежский русский народный хор им. К. И. Массалитинова - советский и российский музыкальный коллектив, основанный в 1943 году.

В годы Великой Отечественной войны уроженец Воронежа композитор и знаток русского фольклора Константин Массалитинов решил создать в селе Анна русский народный хор, собрав лучших исполнителей и исполнительниц русских народных песен. В январе 1943 года был организован хор на основе колхозных самодеятельных хоров Аннинского, Воронцовского, Таловского, Лосевского и других районов Воронежской области. Воронежский облисполком вышел с ходатайством Совет народных комиссаров, в котором говорилось о важности народного творчества для солдат, сражающихся в рядах Красной армии.

Дальнейшая история

Впоследствии артисты хора выступали перед бойцами, уходившими на фронт, в госпиталях и в колхозах. Особенно памятным было выступление хора в освобожденном от захватчиков Воронеже. В 1944 году коллектив стал победителем на Всероссийском смотре хоров и солистов-исполнителей русской народной песни, проходившем в Москве. 9 мая 1945 года Воронежский русский народный хор открыл народные гуляния по поводу Дня Победы.

Коллектив, возглавляемый Массалитиновым, быстро стал одним из популярнейших в РСФСР. Хор выступал во многих городах СССР и давал концерты в зарубежных странах (Австрии, Румынии и других). В середине 1950-х в хоре рождается легендарное произведение «Ой, мороз, мороз».

С 1964 по 1968 годы художественное руководство хором осуществлял композитор Федор Иванович Маслов. При нем Воронежский хор был удостоен Диплома лауреата на Всесоюзном смотре художественных коллективов, посвященном 50-летию Советского государства.

С 1968 до 1971 года художественное руководство хором осуществлял Андрей Петрович Мистюков, программа которого была насыщена воронежским колоритом и сохранила идентичность воронежской народной культуры.

С 1971 по 1979 годы директором хора работал Валентин Константинович Коноплин. Он сумел поднять престиж хора на международный уровень.

С 1983 года бессменным руководителем художественного хора является народный артист РФ, профессор Вячеслав Николаевич Помельников.

В эти десятилетия выступает по всему миру в составах делегаций СССР. За большие заслуги в развитии музыкального профессионального искусства в 1986 году Государственный Воронежский русский народный хор был удостоен почетного звания «академический».

После распада СССР хор выступает на всех крупнейших общероссийских форумах. Несмотря на экономические потрясения, коллектив сумел сохранить свое существование и не утерять собственную идентичность и популярность. За цикл военно-патриотических произведений, посвященных победе в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, творческий коллектив хора во главе с художественным руководителем удостоен премии Правительства Российской Федерации в области культуры за 2010 год.

Государственный академический Воронежский русский народный хор имени К. И. Массалитинова является своеобразной «визитной карточкой» Воронежского края. Хор ведет непрерывную гастрольную деятельность, выступает на сценических площадках больших и малых городов России, перед жителями сельской глубинки. В Воронеже хор дает концерты, организует и проводит песенные фестивали, принимает активное участие в общегородских праздниках, мероприятиях, акциях, стремится охватить самую широкую аудиторию. В рамках собственного благотворительного проекта «Живая вода» хор знакомит с лучшими образцами народного искусства людей с ограниченными возможностями, а также тех, кто проживает вдали от крупных культурных центров.

Воронежский музыкальный колледж имени Ростроповичей.

Свою историю музыкальное училище начало в 1904 году. Именно тогда Императорское Русское общество открыло в Воронеже Музыкальные классы, из которых потом и «выросло» целое училище.

Здесь работали лучшие артисты. Воспитанников обучали сольному пению, игре на фортепиано, скрипке, виолончели и сольному пению.

То здание, которым мы можем любоваться на проспекте Революции сейчас, было построено в 1913 году. Помимо красивого внешнего вида, его отличает и прекрасная акустика. Построено новое училище по проекту архитектора Замятина.

После революции оно стало народной консерваторией, и сюда хлынуло множество новых учеников — в 1919 году их было больше трёх сотен! Студенты ставили на сцене консерватории оперы, исполняли классическую музыку на концертах, которые сами и организовывали. Тогда было открыто обучение на нескольких народных музыкальных инструментах. Потом к зданию пристроили новый корпус, но во время войны он был разрушен.

Теперь училище — нарядное, полностью отремонтированное здание, которое из года в год ждёт новых учеников.

Воронежский музыкальный колледж имени Ростроповичей занимает видное место в системе музыкального образования Воронежского края, да и России в целом. Он является неотъемлемой частью культурной жизни столицы Черноземья, бережно хранит и развивает высокие традиции музыкальной классики.

Мария Мордасова.

Особая роль в сохранении певческих особенностей нашего края принадлежит М. Н. Мордасовой. Певице, которая несла в народ любовь к нашему Отечеству, волновала и будила душу русского человека. Поэтому я считаю, что именно Мордасова является голосом «самой русской земли».

Мария Мордасова родилась 1 февраля 1915 г. в маленькой деревне Мазовке на тамбовщине в семье Яркиных. Пела в школьном хоре, затем в сельском клубе. Детство прошло в селе Черняное. Ещё учась в школе, пошла работать дояркой, а после окончания школы стала «звеньевой».

Зимой 1942-43 годов в селе Анна был создан Воронежский русский народный хор. Одной из первых его участниц стала Мария Мордасова. Свой первый концерт хор дал 23 февраля 1943 года в районном Доме культуры. В Анне тогда располагался штаб воронежского фронта. Воронежский хор Концерт Государственного Воронежского хора 1 мая 1943г.

Во время Великой Отечественной войны молодая певица исполняла свои номера как в хоре, так и на выезде с концертными бригадами в отдалённых районах фронта и тыла. Голос нашей землячки звучал в те годы войны как зов русской земли.

В 1945 году Мордасова вышла замуж за баяниста Воронежского хора И. М. Руденко. Жили они скромно, в обычной двухкомнатной квартире.

В Воронежском хоре Мария Николаевна проработала 30 лет.

Мария Николаевна Мордасова работала со своим мужем в Воронежской филармонии. Они гастролировали по России, а также за рубежом.

Мария Николаевна прославила не только частушку, но и свою Родину. Частушек знала «великое» множество, и сама сложила более трехсот. Далеко за пределами России известны ее «Топится, топится в огороде баня», «Всю неделю с милым врозь, в воскресенье вместе». Не только сама исполняла частушки, но и собирала их по всей России. За свою жизнь она накопила бесценное богатство - более 5000 народных песен и частушек.

Заслуженная артистка РСФСР (1955) Народная артистка РСФСР (1958) Народная артистка СССР (1981) Герой Социалистического Труда (1987) Орден Ленина (1987) Орден Трудового Красного Знамени Орден «Знак Почёта» Медаль «Ветеран труда» Почётный гражданин города Воронежа (1994).

Обращаясь к народной песне, создавая в народном духе новые тексты, Мария Николаевна каждый раз вкладывала в произведение частичку своего сердца, выражала свое видение мира, свое светлое, по-детски чистое и мудрое мироощущение.

Её творчество влияет на окружающих и в наши дни. По всей России существует огромное количество исполнителей, которые помнят и продолжают творчество Марии Мордасовой.

В Воронежском Музыкальном Колледже имени Ростроповичей на отделении сольного народного пения преподает ученица М. Н. Мордасовой- Е. М. Молодцова.

Память о народной любимице решено было увековечить. В 1998 году, после смерти Марии Николаевны, областной администрацией Воронежа было принято постановление «Об увековечении памяти Марии Николаевны Мордасовой». Тогда на доме, в котором жила Королева частушек, была установлена мемориальная доска. А также открыли квартиру-музей.

В экспозиции показан творческий и жизненный путь певицы. Выставлены предметы быта, произведения искусства, концертные костюмы, письма, фотографии, документы, записи песен и частушек, музыкальные инструменты.

Её имя стал носить хор Павловского музыкального училища, там же была учреждена именная стипендия.

“Без “духовной осёдлости”, без ощущения корней, без любви, без интереса к

собственной истории, дальней и близкой, к культуре своей страны не может быть полноценного человеческого счастья”.

Дмитрий Сергеевич Лихачев

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчёт о художественном творчестве «Солнце в творчестве детей»Фотоотчёт о художественном творчестве «Солнце в творчестве детей» Публикация о художественном творчестве детей подготовлена к Международному дню Солнца. Этот праздник ежегодно отмечается во всём Мире.

Фотоотчет о празднике «Хоровод народов мира»Фотоотчет о празднике «Хоровод народов мира» В рамках программы по национальной политике в нашем детском саду прошел праздник «Хоровод народов мира». Подготовка к такому масштабному.

Фотоотчет «Природная жемчужина Воронежского края»Фотоотчет «Природная жемчужина Воронежского края» Свой летний сезон мы начали с увлекательного путешествия в природный архитектурно-археологический музей-заповедник"Дивногорье". Это музей.

Конспект занятия «Животный мир Краснодарского края. Красная книга исчезающих животных края» для детей с 8–17 лет с ОВЗКонспект занятия «Животный мир Краснодарского края. Красная книга исчезающих животных края» для детей с 8–17 лет с ОВЗ Цель занятия: познакомить с разнообразием животных Краснодарского края. Формировать основы экологической культуры. Задачи: 1. Познакомить.

Народные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям различных народов Вятского краяНародные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям различных народов Вятского края Игры: Русская народная игра. Солнцеворот' В цетре круга водящий('солнце, / с обручем,на котором привязаны цветные ленты. Гори,гори ярче,.

Парад Дружбы народов. Фотоотчет.Парад Дружбы народов. Фотоотчет. 12 июня великий праздник – День России! Мы, россияне, любим и гордимся своей Родиной! Но почему-то иногда мне взгрустнется и ностальгирую.

Праздник народов Севера! (Фотоотчет)Праздник народов Севера! (Фотоотчет) Праздник народов Севера проходит каждый год в моем любимом городе, в городе, в котором я живу много лет, городе Новый Уренгой. В этом году.

Проект «Жилище разных народов»Проект «Жилище разных народов» Представляю Вашему вниманию долгосрочный проект, реализованный мною и детьми, при активном участии родителей. Заняться этим проектом.

Эссе «Музыка — моя профессия, музыка — моя жизнь» Как я узнала о музыке? Музыкой я начала заниматься с 5 лет. С раннего возраста привыкала к сцене, наблюдала за выступлениями взрослых артистов.

НОД в старшей группе «Животный мир Воронежского заповедника»НОД в старшей группе «Животный мир Воронежского заповедника» Пояснительная записка. Экологическое образование дошкольников – это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир, а так.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыка в творчестве народов Воронежского края
Опубликовано: 29 марта 2022 в 11:44
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Музыка в творчестве народов Воронежского края» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Любина (УИ 606400) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД