Сорокина Татьяна Васильевна
Проект «Карманные деньги да или нет»
▼ Скачать + Заказать документы
«Карманные деньги да или нет»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад № 20» города Воткинска Удмуртской республики
Консультация для родителей
(подготовительная группа)
«Карманные деньги : «да» или «нет»
Подготовили: воспитатели
подготовительной группы
№ 8 «Звёздочки»
Сорокина Т. В.,
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
Цель: предоставления карманных денег ребенку состоит в том, чтобы дать ему возможность научиться в реальной и при этом безопасной ситуации самому принимать решения по поводу своих финансовых средств.
(слайд 2) Что такое деньги для детей? Как наши дети должны относиться к деньгам? Как мы хотим, чтобы они относились к деньгам? Нужны ли детям карманные деньги? Вопрос не праздный. К нему можно добавить и ряд более конкретных вопросов, например: когда начинать приучать ребенка самому пользоваться деньгами? Надо ли делиться с детьми семейными финансовыми проблемами? А если не надо, если давать ребенку все, в чем он нуждается, то как же он научится понимать цену денег?
(слайд 3) Понятно, что все мы хотим, чтобы наши дети здраво относились к этой стороне жизни: умели бы ценить деньги, но не поклоняться им, расходовать их, но не сорить ими, экономить, но не быть скрягами…
Если мы, взрослые люди, задумаемся о том, какие заботы нас волнуют на сегодняшний день, то увидим, что чаще всего это материальные проблемы. Необходимость кормить, одевать, учить, лечить членов семьи - всё это беспокоит нас и требует больших затрат. Надо помнить, что волнующие нас проблемы не могут оставаться не замеченными для наших детей. Постепенно у них формируется собственное отношение к деньгам. Если не обращать внимания на этот процесс, не влиять на него, то однажды мы можем не узнать своих повзрослевших детей, столкнувшись с их системой ценностей, сформировавшейся незаметно для нас.
(слайд 4) Вот некоторые мировые новости по теме «Деньги и дети».
Германия
Самыми оригинальными в решении данной проблемы оказались немцы: выдавая энную сумму на карманные расходы. Они взимают с неё 20-ти процентный налог. Так они с самого детства приучают своих отпрысков быть законопослушными налогоплательщиками.
В Германии размер карманных расходов закреплён законодательно. Ребёнок в возрасте 6 лет должен получать 50 центов в неделю, 7- летний – 1,5 – 2 евро, в 10 лет – 10-12 евро, с 13 лет – уже 20 евро, а 15-летнему – 25 – 30 евро в неделю. За невыплату родителям угрожает штраф. (слайд 5)
Франция
Самыми строгими финансовыми воспитателями, на наш взгляд, стали французы. За серьёзную провинность они «бьют» своих детей евро: штрафуют, урезая сумму карманных расходов. (слайд 6)
Америка
Самые фантастичные в вопросах денежного воспитания – американцы. Прививая финансовую дисциплину, родители заставляют своих детей брать кредит на учёбу и платят им буквально за всё : за помытый пол, хорошую оценку или поведение. (слайд 7)
Венгрия
Хорошо учить детей обращаться с деньгами с помощью финансовых игр, как принято в Венгрии. Благодаря им ребёнок поймёт, как это – когда есть много денег, и что если тратить их, не думая, то можно остаться без копейки. (слайд 8)
Вопрос: нужно ли ребёнка знакомить с семейным бюджетом?
(слайд 9) Мнение психолога. Уже к тому моменту, когда ваши дети будут оканчивать начальную школу, они должны иметь представление о семейном бюджете в целом. Начинать их посвящать в этот вопрос можно уже сейчас, в старшем дошкольном возрасте.
Рассказывайте детям о том, какие статьи расходов у вас имеются: питание, одежда, коммунальные платежи, мобильная связь, Интернет, развлечения и праздники, поездки в отпуск, лечение и обучение, хобби и другие.
Не надо думать, что ребёнок не дорос до понимания столь серьёзных вопросов, как семейные расходы. Современные дети нормально ориентируются в окружающей действительности, и будет лучше, если вы станете обсуждать с ним материальные вопросы. Важно объяснить, что есть в семейном бюджете расходы, которые нельзя сократить. Это траты на питание, обучение, коммунальные платежи, погашение кредита. Но в то же время есть расходы, которые можно менять в сторону уменьшения или увеличения.
(слайд 10) Итак, сделаем выводы:
• научите ребёнка планировать и делать покупки на примере совместного приобретения школьных принадлежностей;
• на доступном уровне обрисуйте, из чего складываются расходы семейного бюджета;
• активно включайте ребёнка в обсуждение расходов семейного бюджета – это поможет ему избежать ошибок во взрослой самостоятельной жизни.
Вопрос: «Нужны ли ребёнку карманные деньги?»
(слайд 11) Мнение психолога. Конечно, деньги на карманные расходы давать надо, но нужен разумный и грамотный подход
Вопрос: «Когда начинать снабжать ребёнка карманными деньгами?»
(слайд 12) Мнение психолога. Эта потребность возникает, как только ребёнок начинает ходить в школу и самостоятельно передвигаться по городу, но в некоторых семьях и раньше – уже в подготовительной группе детского сада.
(слайд 13) Когда вы принимаете решение обеспечить своего ребёнка карманными деньгами, обязательно побеседуйте с ним о том, что:
ему нужно быть внимательным, аккуратным и ответственным,
нельзя оставлять деньги без присмотра,
давать их в долг или занимать у других детей,
нельзя никогда спорить или играть на деньги,
нельзя демонстрировать деньги посторонним,
нельзя хвастаться ими перед одноклассниками,
не носить с собой в школу всю сумму, выданную на неделю.
Выдавать их на карманные расходы лучше с чёткой периодичностью. Если вы хотите научить ребёнка планировать бюджет, то лучше установить промежуток времени, на который ему будут выдаваться строго определённые суммы. Оптимальный срок – неделя. На больший период трудно распланировать свои расходы. Говорите с детьми о том, что они купили на полученные от вас деньги. Можно научить ребёнка откладывать их, копить на значительную вещь, а не тратить на мелкие ненужные предметы.
Приятно, когда ребёнок на скопленные деньги покупает подарки членам семьи. Это придаёт ему взрослости, солидности и уверенности в себе.
Вопрос: «Можно ли наказывать ребёнка путём лишения карманных денег?»
(слайд 14) Мнение психолога. Не следует наказывать ребёнка за что – либо лишением карманных денег. Это может спровоцировать желание добыть их другим путём.
Нужно обязательно контролировать, на что ребёнок расходует деньги. Беседуя с ним о прожитом дне, поинтересуйтесь, покупал ли он что – то, сколько денег у него осталось. Ваша задача – построить доверительные отношения, чтобы ребёнок рассказал вам сам, на что он тратит деньги. Вы должны быть в курсе событий и представлять себе, какая сумма денег находится в распоряжении у вашего ребёнка.
Итак, начиная давать деньги на карманные расходы, учтите основные моменты процесса становления финансовой самостоятельности вашего ребёнка.
Вопрос: «Нужно ли премировать детей? Если да, то за что и как?
(слайд 15) Мнение психолога. В формировании навыков хорошего поведения предпочтительны моральные, а не материальные поощрения. Другое дело – стимулирование ребёнка за успехи. В этом случае целесообразно использовать и моральные, и материальные стимулы.
За успехи и достижения в творческих и спортивных занятиях ребёнка можно и нужно поощрять премиями. Под премией понимается не только денежное вознаграждение, но и подарки. Если вы видите со стороны ребёнка большой интерес и сильное желание заняться чем – то, важно поддерживать, в том числе и материально, эти порывы. Возможно, они станут увлечением на всю жизнь или даже будущей профессией. В любом случае затраченные деньги пойдут на пользу вашим детям.
Категорически не рекомендуется платить ребёнку за помощь по дому. Ведь внутри семьи у всех равные права и обязанности. Не следует также «покупать» хорошее поведение у маленьких детей.
(слайд 16) Из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:
карманные деньги – это некая фиксированная сумма денег, выдаваемая ребёнку на личные расходы, и которой он волен распоряжаться, как ему угодно;
карманные деньги – это мощный инструмент финансового воспитания ребёнка, это его самостоятельность и независимость от вас, это возможность выбора;
карманные деньги – это умение подсчитывать и рассчитывать, сберегать и накапливать.
(слайд 17) Чему учат ребёнка карманные деньги?
планировать свои расходы и своей жизни;
делать покупки;
любить деньги;
накапливать и сберегать деньги;
выполнять заведённые в обществе правила;
ценить свой труд и труд других людей;
сотрудничать с другими людьми;
считать.
(слайд 18) 12 правил выдачи детям карманных денег :
1. Установка минимальной суммы. Дети в семье конечно, не всегда слушаются, получают хорошие отметки в школе и старательно убираются в своих комнатах. Однако нужно задать минимальную сумму денег, на которую ребенок может рассчитывать при любых обстоятельствах. Это что-то наподобие оклада, который получает взрослый человек, даже если продуктивность его работы падает.
2. Повышение лимита со временем. Когда ребенок взрослеет, его расходы увеличиваются. Первоклашкам хватает 50-100 рублей в неделю без учета питания и проезда. Однако 16-летнему подростку требуется больше карманных денег, потому что его потребности возрастают. Старшеклассникам можно давать около 500 - 1000 рублей в неделю, хотя эта сумма во многом зависит от текущего материального положения.
3. Лишение денег — строгое наказание. Система наказаний — важная часть воспитательного процесса. Однако неправильно полностью лишать ребенка карманных денег за малейшую провинность. Такую меру необходимо применять только в тех случаях, когда дети совершают очень серьезные проступки.
4. Оплата домашней работы. Когда ребенок в семье выполняет больше работы по дому, он получает больше карманных денег. Однако он должен знать, что у него есть базовый набор обязанностей. Поэтому мы не нужно обещать ребенку деньги за то, что он заправит кровать, уберется в своей комнате, помоет за собой посуду, сложит в шкаф разбросанную одежду, сходит в магазин за хлебом. Все, что не входит в этот перечень, оплачивается отдельно. Так у ребенка появляется стимул помогать маме по хозяйству — например, мыть пол и протирать пыль во всей квартире.
5. Трудная работа стоит дороже. Все любящие родители стараются быть справедливыми по отношению к детям: чем более трудоемкую работу по дому ребенок выполняет, тем больше денег он должен получать. Протирание пыли, поливка цветов, развешивание постиранной одежды, чистка ковров пылесосом — самые простые задания, поэтому оплата за них низкая. Более высокую «ставку» можно назначить за глажку белья, выхлопывание ковриков. Еще больше денег ребенок получает, если соглашается помыть машину или всю грязную посуду, которая осталась после гостей. Нужно заранее обсудить с детьми стоимость работ. Если договорились — соблюдаем свое обещание. Еще должна действовать система штрафов, чтобы ребенок всегда старался выполнить задание хорошо. Если качество работы низкое, снижать оплату за нее. Если все приходится переделывать, ребенок не получает никаких денег.
6. Хорошие оценки не оплачиваются. Деньги — неправильная мотивация для обучения. Для обучения у ребенка должна быть иная мотивация, нежели материальное вознаграждение. При неуспеваемости или частых жалобах учителей на поведение ребенка можно приостановить выдачу карманных денег до того момента, когда ситуация исправится.
7. Не выдавать деньги раньше срока. По началу дети легко будут спускать за один день всю сумму, которую получали на неделю, а потом приходут просить еще. Тогда нужно твердо решить не оказывать внеплановую материальную помощь ребенку. Пусть он обходится без денег до очередной «получки». Этот метод учит контролировать свои расходы.
8. Отчет о тратах. Конечно, младшеклассников нужно заставлять отчитываться о том, как и на что они тратили карманные деньги. Однако возраста 13-14 лет уже можно дать ребенку свободу распоряжаться своими финансами, как он считает нужным. Исключение — если сын или дочка долго копит деньги на какую-то крупную покупку. Такие решения обсуждаются на семейном совете.
9. Поощрение накоплений. Дети часто клянчат у нас какие-то гаджеты, модную одежду и другие вещи. В таких случаях нужно объяснить, что можно самостоятельно накопить на покупку, если перестать тратиться на ненужные мелочи и начать откладывать деньги и всегда помочь ребенку «заработать» недостающую сумму, предоставляя внеочередную работу — например, проведение генеральной уборки.
10. Карманные деньги — часть общего семейного бюджета. Во всех семьях возникают финансовые трудности. В таких ситуациях приходится урезать суммы, которые дети получают на ежедневные расходы, а это вызывает обиды и негодование. Поэтому нужно всегда доходчиво объяснить ребенку, что его карманные деньги являются частью семейного бюджета, а временно сократить свои траты придется всем. Как только материальное положение выправляется, ему сразу же восстанавливаются прежние суммы карманных денег.
11. Обсуждение суммы карманных денег с другими родителями. По возможности и желании можно обсудить вопрос карманных денег с родителями друзей и одноклассников ваших детей. Логика такова: если ребенок будет получать одинаковые суммы со своими сверстниками, он не станет завидовать или задаваться перед ними.
12. Дневник расходов. Когда дети начали получать карманные деньги, можно попросить их завести дневники и подробно описывать в них, сколько и на что было потрачено. В будущем это станет хорошей привычкой, которая поможет контролировать свои расходы и аккуратнее относиться к финансам. Первые месяцы взрослые могут заглядывать в такие дневники. Однако потом, позвольте детям самостоятельно вести учет расходов. Позже это помогает ребенку оценивать собственные покупки.
Мы надеемся, эти нехитрые правила помогут и другим родителям научить детей правильно обращаться с деньгами, планировать свои расходы и создавать накопления. Такие навыки непременно пригодятся во взрослой жизни.