Смирнова Мария Григорьевна
Презентация и паспорт к проекту «Берегите воду»
▼ Скачать + Заказать документы
Презентация и паспорт к проекту
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 91 компенсирующего вида»
Паспорт проекта «Береги воду»
в старшей группе
Педагог: Смирнова М. Г.
г. Ухта, пгт Шудаяг
2017г.
Паспорт проекта «Береги воду»
Педагог Смирнова М. Г.
Вид проекта : познавательно-исследовательский, творческий.
Продолжительность проекта : краткосрочный
Сроки реализации: с 21.04. по 30.04.2014г.
Публикация «Презентация и паспорт к проекту „Берегите воду“» размещена в разделах
Участники проекта : дети старшей группы, педагоги, родители воспитанников.
Актуальность
Вода - бесцветная жидкость, не имеющая ни вкуса, ни запаха, активный растворитель, обладающий большим поверхностным натяжением. Во время выполнения проектной работы происходит знакомство ребенка с физическими свойствами воды, а также как необходимо беречь воду и для чего. Данный проект прививает навыки экологически грамотного поведения в быту, в частности умение ребёнка экономно использовать воду, понимать необходимость такого отношения к воде как к природному ресурсу. Развивает наблюдательность, творческие способности, воспитывает бережное отношение к воде. Ход проекта направлен на реализацию деятельностного подхода в обучении ребёнка дошкольника; в центре внимания – учебные и игровые потребности ребёнка, развитие навыков самоуправления обучением, самооценивание и взаимное оценивание успешности в развитии и обучении. Наш проект мы назвали «Береги воду». Целью разработки стало обучение, но не механическое запоминание и воспроизведение ребенком изученного материала, а понимание, осмысление, умение объяснить свою позицию и видение гармонии природы с чистотой водного пространства. Научив ребенка просто закрывать за собой кран, не донеся до него смысла необходимости, не раскрыв всей проблемы, мы воспитываем аккуратного, но бессердечного человека. Наша работа, в основном, проводилась в естественных условиях, в ДОУ, на природе, дома. Почему была выбрана тема «Береги воду»? Да просто потому, что это заинтересовало самих детей. Взрослые часто говорят «Закрывай скорее кран, береги воду», а почему же воду надо беречь. Воды на Земле одновременно и много, и мало. Ее много в океанах и морях, но морская соленая вода непригодна для питья, а также для многих технических производств сельского хозяйства. Ограниченные запасы пресной воды еще больше сокращаются из-за их загрязнения. Пресная вода пригодна для питья и приготовления пищи. Она же используется для хозяйственных нужд: полив растений, мытьё посуды, машин, помещений, умывание, уход за животными. Вода нужна всему живому на Земле.
Информация из Интернета.
97 % воды на планете – это солёные воды морей и океанов.
2 % воды - это льды.
1 % воды – это пресная вода.
3 %– пригодны для человека. Запасы пресной воды распределены так: Запасы пресной воды на Земле (3 %)
69-75 % - Арктика, Антарктика, Гренландия, горные ледники, айсберги.
24-30 % - грунтовые воды.
0, 5 % - атмосферная влага.
0, 5 % - поверхностные воды.
Интересные факты о воде.
Если использовать стакан при чистке зубов, то экономится 5 – 10 л воды.
Из полностью открытого крана уходит до 15 л воды в минуту.
Через незакрытый кран выливается около 1000 литров воды за час.
Даже самая малая утечка уносит до 80 литров воды в сутки.
На мытьё горки грязной посуды под сильной струёй уходит около 100 л воды.
При мытье автомашины из шланга расходуется до 200 л воды.
При подтекании воды в унитазе в сутки уходит 40 л воды.
Принимая душ в течение 5 минут, вы расходуете около 100 литров воды.
Наполняя ванну лишь до половины, вы расходуете 150 литров воды
Для принятия ванны надо в три раза больше воды, чем для душа.
Совместная деятельность сближает родителей и детей, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами.
Цель проекта : воспитание бережного отношения к пресной воде.
Задачи проекта :
1. Узнать о пресной воде и её запасах.
2. Выяснить, где мы теряем воду.
3. Определить, как устранить потери воды.
Задачи:
Для педагога:
Четко выстроить стратегию руководства проектом во взаимодействии с родителями, детьми.
Спланировать работу родителей над проектом.
Сформировать предметно-развивающею среду для проекта, оформить зоны познания играми на тему проекта.
Помочь детям добывать новые знания, используя информацию в энциклопедиях, рассматривая иллюстрации.
Для родителей:
Принимать активное участие в реализации проекта
Выполнить совместные домашние задания к проекту;
Для детей:
Выявить проблему;
Формировать умение самостоятельно анализировать полученные результаты;
Формировать коммуникативные навыки.
Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей через экспериментирование.
Развивать речь, логическое мышление, на пробуждение воображения и фантазии.
Развивать творческие способности.
Воспитывать бережное отношение к воде.
Система педагогического взаимодействия:
Совместная деятельность взрослого и ребенка; самостоятельная деятельность детей; совместная деятельность с родителями.
Гипотеза: если каждый человек будет беречь воду, то мы будем меньше терять пресной воды.
Объект исследования: пресная вода.
Предмет исследования: способы сбережения пресной воды.
Продукт проекта : плакаты «Сохраним чистую воду», выставка рисунков, создание памяток.
Итоговое мероприятие: проведение с детьми викторины «Умницы и умники».
Прогнозируемый результат:
1. Повысится уровень экологических знаний среди детей и взрослых.
2. Сформируется у детей бережное отношение к воде.
3. Появление интереса у родителей к деятельности детей в ДОУ.
Предварительная работа:
1. Подбор иллюстративного материала по теме, дидактических игр, энциклопедий.
2. Подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, загадок по теме, аудиозаписей.
3. Создание героя «Капельки»
Работа с родителями:
- Ознакомление родителей с целями и задачами проекта.
- Разучивание стихотворения с детьми.
- Выполнение домашнего задания родителями вместе с детьми. (Презентация «Как вода в кран попадает», беседы «Как мы бережем воду дома», «Зачем беречь воду», «Значение воды в нашей жизни»
- Информация в приемной: Оформление тематической ширмы для родителей «Давайте беречь воду».
-Привлечение родителей к созданию плакатов «Берегите воду», «Сохраним воду чистой», о бережном отношении к воде.
- Совместные прогулки родителей к реке.
-Просмотр мультфильмов «Домовёнок Кузя».
-Просмотр видеофильма "Где зарождалась жизнь? "
-Просмотр мультфильмов "В поисках воды", "Морские обитатели"
Реализация проекта :
1-й этап – подготовительный
1. Организация предметно-развивающей среды: подбор дидактических игр,
2. Подготовка материала, пособий, литературы по теме.
3. Проведение бесед с детьми в отношении расходования воды: «Кому нужна вода», «Зачем беречь воду», «Значение воды в нашей жизни».
4. Чтение детям сказок, рассказов о воде: Б. Заходер «Что случилось с рекой», «Как люди речку обидели». Н. А. Рыжова «Жила-была речка», «Королева вода»,
5. Беседы по содержанию прочитанных текстов.
6. Загадывание загадок о воде и ее различных состояниях.
7. Разучивание стихотворения о воде.
Действие педагога: формулирует проблему: Пресная вода -источник жизни, поэтому её надо беречь
Действие детей: вхождение в проблему. Почему нужно беречь воду?
Модель трё х вопросов:
Что знают дети: вода –это то, что мы пьём, течёт из крана, её много, покупаем в бутылках,
Что хотят узнать: Что такое пресная вода? Почему нужна вода и для чего?
Как вода попадает в кран? Зачем беречь воду? Что делать, чтобы сберечь воду? Как нужно правильно тратить воду?
Что будет, если вода исчезнет?
Должен ли каждый человек беречь воду?
Что нужно сделать, чтобы узнать: спросить у взрослых, посмотреть в книгах или в интернете, провести опыты с водой, исследовать «Как мы используем воду» - отношение к воде в ДОУ и дома.
2-й этап - основной
Исследовательский этап.
1. Рейд «Берегиня».
В течение проекта дети вместе с воспитателями:
• проверяют, как расходуется вода, нет ли утечки воды в помещениях ДОУ.
• проводят выборочные проверки состояния водопроводных кранов на предмет утечки и экономного использования воды.
• беседуют с детьми на тему: «Как мы бережем воду дома».
• наблюдения за работой младшего воспитателя
• наблюдения за тем, как мы умываемся, моем руки, стаканчики для рисования, моем игрушки.
• как поливаем растения
В течение проекта дети вместе с родителями:
• проверяют, как расходуется вода, нет ли утечки воды дома.
• как чистят дома зубы
• как моют посуду
• как моются
• как занимаются уборкой
2. Занятия с экспериментами.
а) Знакомство детей со свойствами воды.
б) Проводятся игры- эксперименты:
• «Когда льется вода, когда капает»;
• «В какую бутылку быстрее нальется вода»
• «Волшебная вода»
• «Путешествие капельки»
Образовательные области:
• Познавательное развитие (ведущая деятельность-познавательно-исследовательская) : рассматривание иллюстраций о воде, наблюдение за тремя состояниями воды, изучение свойств воды, беседы, рассматривание детских энциклопедий о водных обитателях и растительности в воде, поиск информации в интернете, эксперименты и опыты.
• Речевое развитие. Чтение художественной литературы (ведущая деятельность-чтение) : чтение стихов, рассказов, сказок о воде и бережном отношении к ней, загадывание загадок.
• Социально – коммуникативное развитие (ведущая деятельность-коммуникативная) : беседа-обсуждение исследовательского проекта : почему надо беречь воду, привлечение родителей к помощи детям в поиске источника ответа на вопрос.
(ведущая деятельность-игровая) -использование разных источников при поиске ответа на вопрос (работа с энциклопедиями, поход с родителями в библиотеку, использование интернета, сюжетно – ролевая игра «Путешественники», дидактические игры: «Кому нужна вода», «Где мы встречаем воду в природе».
• Труд (ведущая деятельность - трудовая) -участие детей в мытье игрушек, поливке комнатных растений, уборка рабочего места после проведения опытов и экспериментов.
• Безопасность (интеграция разных видов деятельности) -беседы о том, почему нельзя пить воду из-под крана, из реки.
• Здоровье (интеграция разных видов деятельности) -беседы о пользе воды для человека, для приготовления каких полезных блюд и напитков нужна вода.
• Физическое развитие (Ведущая деятельность-двигательная_) : игры "Море волнуется раз. ", "Ручеек".
• Художественно- эстетическое развитие. (ведущая деятельность-музыкально-художественная) : слушание песен о воде.
(ведущая деятельность-продуктивная) рисование: «Это волшебная вода» (портрет капельки воды, «Где живет вода».
Что узнали:
Пресная вода-источник жизни всего живого, чистая питьевая вода.
Без воды может погибнуть всё живое.
Пресной воды на земле мало.
Люди загрязняют реку, бросают мусор, моют машины
Чтобы сократить потери воды, надо:
не оставлять краны открытыми;
следить за исправностью кранов;
регулировать силу струи воды;
выключать воду, пока чистим зубы;
уменьшать напор, когда моем посуду;
в унитазе снизить уровень заполнения;
мыть посуду под тонкой струёй воды.
установить счётчики воды на водопроводные трубы.
Правила бережного отношения к воде.
Обращай внимание, не течет ли зря вода из крана. Если ты заметишь такое, закрой кран. Бывает, мы расходуем много воды бесполезно, не замечая этого. К примеру, ты моешь руки, умываешься под сильной струей. Прикрой немного кран. Это не помешает умыться, а воды утечет меньше. Научись чистить зубы так, чтобы не расходовать напрасно воду. Для этого не оставляй кран открытым, пока чистишь зубы и полощешь рот. Сразу наливай воду в стаканчик и закрывай кран. Полоскать рот из стаканчика очень удобно. А сколько воды ты сбережешь! Если вода течет из-за неисправности крана, надо сразу же сообщить взрослым. Не мусорить на берегах рек, не мыть в них машины.
Выводы
В ходе исследования мы расширили свои знания о воде, научились бережно относиться к воде и экономить ее. Ребёнок осмысленно, со знанием проблемы дефицита чистой воды, не пройдёт мимо включенного крана. Будет бережно относиться к ней. Вырастит экологически грамотным человеком.
3-й этап - заключительный
Викторина «Умницы и умники»
Выставка рисунков детей.
Плакаты «Береги воду».
Результат проекта :
• Закладываются основы бережного отношения к воде.
• Воспитывается ответственность за порученное дело.
• Развивается коммуникабельность.
• Популяризация экологических знаний среди детей и взрослых.
• Распространение опыта и знаний для других детей и взрослых.
Данный проект реализовывался в рамках образовательной программы детского сада и федеральными государственными требованиями, с учетом учебного плана для детей старшего дошкольного возраста.
К работе прилагается презентация.
Занятие по экологическому воспитанию: «Вода-источник жизни»
ЦЕЛЬ:
• Дать детям представление о воде, как о самом важном и нужном веществе на планете, которое необходимо всему живому.
• Сформировать четкое представление о воде в жизни.
• Научить бережно относиться к воде.
Материал:
Емкость с чистой водой, с водой из под крана, вода из снега, капли вырезанные из цветной бумаги, коллаж с картинками на определенные темы. Каждому ребенку выдается по 2 одноразовых стаканчика, фильтр.
Коллажи:
Кому нужна вода.
Как человек использует воду.
Вода в природных явлениях
Ход занятия:
Воспитатель заранее готовит костюм капельки
В. Здравствуйте ребята, я КАПЕЛЬКА. Сегодня мы с вами поговорим о воде.
Давайте вместе с вами вспомним, что мы знаем о воде? (Показываем банку с водой) Вспомним какая вода? Жидкая. Мокрая. Прозрачная. Безцветная. Без запаха и вкуса. Не имеет формы. (После каждого ответа вешаем на доску одну капельку) А состоит вода из множества малюсеньких капелек. Подумаем, где же могут прятаться капельки в нашем саду? (Вместе с ребятами вспоминаем, где в саду есть вода)
1. В саду мы поливаем растения, чтоб они не засохли и не погибли.
2. Младшие воспитатели, моют посуду, полы, протирают пыль, для этого нужна вода.
3. Для стирки нужно так же много воды.
4. В туалете нужна вода.
5. В кране, чтобы мыть руки, умываться.
6. Повара готовят завтраки и обеды, полдники и ужины.
В. :
Где же еще можно встретиться с водой в повседневной жизни?
(Показываем панно с картинками)
Дети отвечают: река, озеро, лужа, пруд, море…
В. :
А какая вода в этих водоемах? Дети: Чистая, грязная, пресная, соленая.
В. :
Давайте подумаем. Вода из речки течет по трубам и попадает к нам, какая же она? Дети: Чистая и пресная. (Экспериментальная деятельность)
В. :
Вы видите два стакана с водой. Одинаковая ли она? Дети: Нет! Чистая и грязная. (Показываем воду из снега и из под крана)
В. :
Какую воду вы бы стали пить, а какую нет? Правильно. Чистую. Давайте вместе с вами попробуем очистить воду. Для этого сделаем из бумаги воронку, положим в эту воронку специальную ткань, которая отфильтрует всю грязь. Итак, пропускаем грязную воду через воронку. Посмотрите? Что же произошло?
В. :
Да, чистая воду нужна так же как и воздух, без нее человек не сможет прожить и дня. А кому еще нужна чистая вода? (Показываем панно) Дети: Растениям, животным, птицам, рыбам, насекомым.
В. :А сейчас мы с вами немного отдохнем! (Проводим физ. минутку)
Дети хором произносят слова и выполняют соответствующие движения:
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите.
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Руками коленей коснулись.
Сели - встали, сели - встали
И на месте побежали.
В. :
Теперь подумаем, а как же человек использует воду? (Показываем панно) .
В. :
А где мы можем встретить воду в природных явлениях? (Показываем следующее панно)
Когда мы видим радугу, мы знаем что прошел дождь. Если видим темные тучи - это означает, что скоро будет дождь. Зимой тоже можно встретить воду. Подумаем где? Правильно. В сугробах, в инее, в снежинках. Когда мы поместим снег в тепло, он растает и превратиться в воду.
В. :
Теперь вы поняли, что к воде нужно относиться бережно и экономить ее. А как можно экономить воду. (Отвечают дети)
1. Не включать сильно кран, когда моем руки и умываемся.
2. Закрывать кран крепче, после того как умылись.
В. :
Капельки-волшебницы в реки собираются,
Напоить всю Землю-Матушку стараются.
Всем нужна водица – и птицам, и травинкам,
Ходят к водопою звери по тропинкам.
А детишкам малым водичка всех нужнее –
С нею мы растем, с нею здоровеем.
Нас учили взрослые, как воду поберечь –
Просто так из крана она не будет течь!
Есть у нас сантехник, он следит всегда,
Чтоб нигде не капала чудесная вода.
Берегите воду, воду берегите!
В. :
Ребята, спасибо вам за работу. Я хочу подарить вам капельку, которая подарит вам силу, если вы не будете забывать о пользе воды
Воспитатель дает в руки волшебную капельку детям.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИИ
Вода — источник жизни
Задачи.
• Показать значение воды в жизни живой природы;
• Закрепить знания о воде и о том, как человек ее использует;
• Формировать привычку бережно и разумно использовать воду;
• Развивать связную речь;
• Активизировать словарь: пресная вода
Воспитатель. Отгадайте загадку.
Она и в озере
Она и в лужице
Она и в чайнике у нас кипит
Она и в реченьке бежит
Что это? (вода)
- Кому нужна вода? (деревьям, птицам, животным, человеку)
-А нам в детском саду нужна вода? Для чего?
-Да, без воды всё живое погибнет. Вода – это жизнь. Воду надо беречь, правильно и разумно её расходовать.
Человек без пищи может прожить 3 месяца, а без воды – неделю.
Как думаете, много ли воды на земле, хватит ли её всем? (ответы детей)
- Давайте посмотрим на глобус. Каким цветом на глобусе обозначают воду? (синим, голубым)
- Верно, синим. Покажите на глобусе воду. На Земле 4 океана и 30 морей. Как думаете, это много или мало? (ответы детей)
-Давайте посмотрим. У меня в руке яблоко, представим, что это наша планета. Четвертая часть её суша, а вот эта большая часть – вода. Так много или мало воды на планете? (много)
- А знаете, что не всю воду можно пить. В морях вода соленая, а в реках и озёрах не солёная, пресная.
-Давайте определим, в каком стакане вода из моря, а в каком из реки.
В первом стакане какая вода? (соленая)
Значит она откуда? (из моря)
Во втором стакане откуда вода? (из реки)
Как узнали? (она пресная)
-Подойдите к глобусу и покажите реки. Много их или мало? (много, мало)
-Сейчас проверим. Давайте представим, что вся вода на планете уместится в трехлитровой банке, а пресной хватит всего на пол стакана (показ)
Так много или мало пресной воды? (мало)
- У воды великая забота – поить всех обитателей Земли.
Как человек использует воду? (ответы детей)
- А теперь поиграем в игру «Вырастим цветы»
Вы будете семенами. Я сажаю вас в землю. Ярко светит солнышко, я беру лейку и поливаю семена. Они набухают и начинают потихоньку прорастать. Вот уже появились первые росточки. Они тянутся-тянутся вверх, я ещё раз поливаю семена водой, солнышко согревает своими лучиками. Вот наши цветы подросли и распустили свои прекрасные бутоны. Как же красиво кругом…
-Мы выяснили, что пресной воды на Земле… ( дети договаривают ответ: мало)
-Как вы думаете, как нужно относиться к воде? (бережно, экономно)
- Молодцы! Хорошо сегодня поработали.
Давайте закончим наш разговор пословицей :
«Воду попусту не лей, дорожить водой умей!»