Папки-передвижки

Авторская идея в моей педагогической практике

Елена Захарова
Авторская идея в моей педагогической практике
▼ Скачать + Заказать документы

Авторская идея в моей педагогической практике

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым.

Пусть он работает, действует,

бегает – пусть он находится в постоянном движении»

Ж. Ж. Руссо

Все мы родом из детства. И от того, каким оно будет, зависит будущее человека. Сможет ли он стать личностью, реализоваться в жизни, получать радость и дарить её другим людям… Важно, чтобы в эти такие короткие, но определяющие годы рядом были мудрые, любящие взрослые. Одними из них являются воспитатели в детском саду.

Публикация «Авторская идея в моей педагогической практике» размещена в разделах

Сегодня обществу нужен педагог - компетентный, всесторонне подготовленный, являющийся примером человеколюбия, порядочности; педагог, владеющий педагогическим мастерством. На современном этапе общественного развития главенствующее значение имеет формирование физически здоровой, социально активной, гармонически развитой личности.

В юности, выбирая специальность, именно таким педагогом я и мечтала стать. В моем профессиональном развитии и становлении большую роль сыграл педагогический коллектив нашего "Ясли – сада компенсирующего типа для детей с нарушением зрения №324 «Белочка», под руководством Резниковой И. Г., где в атмосфере творчества и профессионального долга продолжается рост моего педагогического мастерства.

Несмотря на сложившуюся ситуацию в Республике, в нашем любимом Донецке, детский сад, в котором я работаю, стабильно функционирует, развивается, продолжает работать в режиме поиска инновационных форм взаимодействия педагогов, детей, родителей.

Я убеждена, детское дошкольное учреждение есть то, ключевое место, где в ежедневной, кропотливой совместной работе детей и взрослых формируются познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности, и реализуется один из основных принципов Конвенции ООН о правах ребенка, это сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа, в общем развитии человека. При этом, самоценность детства понимается как период жизни, значимый сам по себе, без всяких условий; значимый тем, что происходит с ребенком сейчас. Также с учетом этого принципа разработан государственный образовательный стандарт дошкольного образования Донецкой Народной Республики, стандарт нового поколения.

Древняя китайская пословица гласит: «Дайте человеку одну рыбу, и он получит пропитание на день, научите его ловить рыбу, и он получит пропитание на всю жизнь».

Стандарт нового поколения - и есть стандарт, который помогает научить учиться, научить "ловить рыбу". Тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть, и которые формируют фундаментальное ядро образования.

Но достичь результатов в работе, научить "ловить рыбу" можно только

тогда, когда сохранно физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие.

Вопрос формирования, сохранения, укрепления и восстановления здоровья детей всегда будет одним из главных в современном дошкольном образовании. Исходя из актуальности выше обозначенной проблемы здоровьесбережения детей, мною был определен курс на реализацию долгосрочного проекта «Росту здоровым!».

Первый этап - диагностический.

Начав работу с детьми младшего возраста, я провела диагностику, изучила уровень физической подготовленности детей, их социальное окружение, проанализировала уровень заболеваемости. Результат мониторинга здоровья детей, анкетирование и опрос родителей показал, что проблема есть и традиционными методами с ней не справиться.

Я придерживаюсь мнения, что эффективность позитивного воздействия на здоровье детей различных традиционных и нетрадиционных оздоровительных мероприятий, определяется не столько качеством каждого из этих приемов и методов, сколько их грамотной “встроенностью” в общую систему, направленную на благо здоровья детей и отвечающую единству целей и задач.

Для укрепления здоровья детей мне хотелось объединить именно те нетрадиционные формы оздоровления, которые нравятся детям, и от выполнения которых они получают максимальное удовольствие, эмоциональную радость и физическое удовлетворение, что и способствовало бы оздоровлению. Ввиду того, что большинство детей с нарушением зрения относятся к ослабленным, часто болеющим, мне хотелось достичь оздоровительного эффекта именно в условиях детского сада, так как дети большую часть дневного времени суток находятся в детском саду.

Я приступила ко второму этапу реализации проекта, подготовительному.

Этот этап характеризовался изучением необходимой литературы, методических рекомендаций, разработкой планов, и самое интересное – изготовлением пособий и оборудования для нетрадиционного оздоровления детей.

На третьем этапе, практическом, я перешла к непосредственной реализации

нетрадиционных здоровьесберегающих форм оздоровления детей. В план оздоровительной работы с детьми я включила такие ее виды: пальминг, «Босоножье», «Дорожка здоровья», «Минута шалости», оздоровительный дозированный бег, пальчиковая гимнастика, зрительная гимнастика, Су Джок терапия. Учитывая то, что выделение и дифференциация слуховых впечатлений у детей с нарушением зрения тесно связано с развитием его движений, ежедневно во время перерыва между деятельностью детей проводились двигательные разминки, оздоровительные минутки, куда включалась гимнастика для глаз, имитационные движения, элементы самомассажа, упражнения для рук, стоп, осанки.

Практическое применение нетрадиционных методов оздоровления детей.

1. Оздоровительный дозированный бег.

Цель оздоровительного дозированного бега – дать детям эмоциональный заряд бодрости и душевного равновесия, тренировать дыхание, улучшить газообмен, укрепить мышцы, кости и суставы.

Оздоровительный бег отлично действует на верхние дыхательные пути, на мускулатуру кишечника, сердце легкие, вызывает активное потоотделение.

Оздоровительный бег вырабатывает выносливость, подготавливает организм к более сильным нагрузкам.

2. Пальминг.

Является разновидностью гимнастики для глаз и помогает им отдохнуть. Этот метод используется на занятиях после зрительных нагрузок. Дети растирают ладони до ощущения тепла. После этого ладони кладут на закрытые глаза таким образом, чтобы центр ладони пришелся как раз на глаз. Ладони — ключевая деталь пальминга. Держать ладони на глазах 2-3 минуты.

3. Зрительная гимнастика

Обязательным компонентом моей работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика, которая проводится несколько раз в течение дня по 3-5 минут.

4. Су Джок терапия.

Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т. д. Упражнения на разных массажных дорожках дети выполняют босиком в любое время года, что является действенным способом закаливания.

5. «Минута шалости» (психологическая разгрузка)

Ведущий по сигналу предлагает детям шалить: каждый делает то, что ему хочется: прыгает, бегает, кувыркается…. Повторный сигнал ведущего через 1-2 минуты объявляет конец шалостям. Очень полезно использовать в минутах шалости коммуникативные танцы и игры

6. «Босоножье»

Это отличное закаливающее средство для детей с ослабленным здоровьем. Повышает устойчивость организма ребенка к резким колебаниям температуры и к переохлаждению. Проводится в любое время дня. Дозировка определяется возрастом. Желательно начинать в теплый период года.

Именно босохождению было уделено особое внимание в моей работе. За основу я взяла труды известного педагога В. А. Сухомлинского. Он считал, что система укрепления организма начинается с закаливания ног, при этом принимается во внимание общее состояние ребенка.

«Если ребенок не ходит летом босиком - никакое купание и обтирание мокрым полотенцем не помогут» - говорил Сухомлинский.

Для закаливания ног нет каких-то специальных упражнений, оборудования. Необходимо просто соблюдать общий режим, не приучать к тепличной обстановке, не проявлять лишних забот, которые ослабляли бы защитные силы организма.

И вот, летом дети моей группы пробовали ходить босиком, начиная с нескольких минут. При этом учитывалось состояние погоды, прогретость почвы; проверялся участок, во избежание травматизма. Малышам так понравилось это занятие, что к концу лета они могли ходить по поверхности

разной жесткости, не морщась. Закаливание превратилось в веселую игру

«Солнечные зайчики». Дети как зайки прыгали сначала на нагретый солнцем песок, а по сигналу перебегали на несколько секунд в тень дерева, где песочек прохладный. По мере проведения закаливающих процедур, я учила детей самооценке своих ощущений. Главное в оздоровлении - не навредить. Поэтому

наиболее безопасный и довольно эффективный метод гармонизации организма – повышение иммунитета и защитных сил организма при помощи того, что нас постоянно окружает. А это самые обычные цвета, музыка природы, психологические настрои. Гармонизация организма происходит естественно, постепенно и стабильно.

За время проведения проекта я проводила консультации для воспитателей по проблеме «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста», круглый стол для воспитателей «Ознакомление с педагогическим проектом оздоровительной работы с детьми. Тема проекта «Роста здоровым!», презентации педагогического проекта «Роста здоровым!», проведении выставки нетрадиционного физкультурного оборудования. Принимала участие в Августовской конференции Отдела Образования Киевского района, проводила мастер-класс по проблеме «Наследие В. А. Сухомлинского в формировании здорового образа жизни», а так же в городском методическом объединении для детских садов компенсирующего типа с нарушением зрения с презентацией мастер – класса на тему «Нетрадиционные формы оздоровления детей с нарушением зрения».

Содержание, организация, методологические основы, которые я использовала в работе, достаточно хорошо изучены и активно применяются многими педагогами.

Однако инновация моего педагогического опыта заключается, на мой взгляд, в оптимальном сочетании двух взаимодополняющих компонентов: традиционных и нетрадиционных форм оздоровления детей. Такое объединение позволяет добиваться принципиально качественных положительных результатов в оздоровлении детей. И одновременно делает этот процесс системным и комплексным, что очень важно для моих воспитанников.

Все это вместе взятое дает возможность успешно развивать у дошкольников с нарушением зрения все психические процессы, корректировать в сторону улучшения зрительные функции, пробуждать у детей желание реализовать свои умения в создании своего нового “шедевра”, придумать и применить новые способы выполнения задуманного.

Результаты мониторинга уровня заболеваемости детей в конце проекта убеждают в правильности и действенности, выбранных мною, нетрадиционных форм работы с детьми с нарушением зрения.

Срок реализации проекта «Росту здоровым» прошел. Но я убеждена, что нужно не один год работать в этом направлении, чтобы донести до каждого ребенка тот факт, что здоровье является основной жизненной ценностью человека.

Используя сегодня уже знакомые формы работы, я нахожусь в творческом поиске новых путей развития данного направления.

В этом учебном году осваиваю с детьми элементы здоровьесберегающей технологии академика В. Ф. Базарного.

Метод В. Ф. Базарного близок мне тем, что он обеспечивает реализацию основных принципов дошкольного образования и осуществляет запрос нашей молодой Республики на здоровое поколение.

Это здоровьесберегающая технология, которая признана научным открытием, защищена патентами и авторскими правами, одобрена институтами Минздрава РФ, РАМН, РАН, прошла практическую апробацию в течение 30 лет на базе более тысячи детских садов и школ.

К основным методам и приемам используемым в здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного относятся:

1. Режим динамической смены поз

2. Схема зрительно-двигательных траекторий

3. Сенсорно - координаторные тренажёры (офтальмотренажёры)

Это один из не медикаментозных методов коррекции здоровья дошкольников с нарушениями зрения.

Результат моей проектной деятельности.

Регулярное проведение коррекционных занятий с использованием методов и приемов здоровьесберегающих технологий показало, что у детей повышается острота зрения, развиваются двигательные функции глаз; активнее развивается общая, мелкая моторика, координация движений; нормализуется физиологическое и речевое дыхание; улучшается ритмико-интонационная сторона речи; повышается познавательная активность, улучшается психо - эмоциональное самочувствие и здоровье детей; улучшаются соматические показатели здоровья дошкольников.

Таким образом, внедрение в практику работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий, способствует качественному развитию и воспитанию детей, не причиняет ущерб их здоровью, а наоборот способствуют его укреплению

Специалисты многих стран ведут поиск эффективных программ сохранения и укрепления здоровья детей с особенностями развития их реабилитации, адаптации, активного участия в жизни общества.

Хочется верить, что и мой скромный опыт работы принесет пользу в этом важном деле.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Бизиборд». Моя идея, воплощение супруга«Бизиборд». Моя идея, воплощение супруга Воспитатель сегодня - это не только человек работающий в дошкольном учреждении, но и человек который делиться своими идеями со своей семьёй.

Босохождение в практике ДООБосохождение в практике ДОО Укрепление и стимулирование здоровья детей является одним из приоритетных направлений деятельности нашего коллектива. Важную роль в укреплении.

Фотоотчет о результатах моей профессиональной педагогической деятельностиФотоотчет о результатах моей профессиональной педагогической деятельности В рамках празднования 385-летия села организовала мини-проект «Село родное», в ходе реализации которого дети приняли участие в создании.

Идея для украшения кабинета группыИдея для украшения кабинета группы Идея для украшения кабинета. Уважаемые коллеги, предлагаем Вашему вниманию идею для украшения кабинета или группы. Таким чудесным образом,.

Идея для украшения музыкального зала к выпускному балуИдея для украшения музыкального зала к выпускному балу Выпускной бал последний праздник дошкольников в родном детском саду. Организация этого праздника – дело ответственное. К нему заранее готовятся.

Идея к оформлению группы в детском саду «Снежный занавес»Идея к оформлению группы в детском саду «Снежный занавес» Добрый день. Хотела с Вами поделиться идеей украшения группы к Новому году. Композиция называется "Снежный занавес". Сделать данный "занавес".

Идея оформления умывальной комнаты в детском садуИдея оформления умывальной комнаты в детском саду В этом году я приняла на адаптацию 2 младшую группу. С приходом малышей хочется внедрить в их день как можно больше красок и тепла. Обязательны.

Идея осеннего оформленияИдея осеннего оформления Упаковочная бумага в практике дизайна Скоро в детских садах начнутся Осенины, первый каледарный праздник в учебном году. И совсем не секрет,.

Идея по украшению праздника «Ворота счастья»Идея по украшению праздника «Ворота счастья» Дорогие коллеги, делюсь идеей, как украсить Ваш праздник. Идея, скорее всего не нова. Но у меня она родилась накануне проведения Дня Матери.

Технология здоровьесбережения на практикеТехнология здоровьесбережения на практике Быть здоровым - естественное желание каждого человека. Основы физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте. Важно.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Авторская идея в моей педагогической практике
Опубликовано: 10 января 2017 в 20:44
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Авторская идея в моей педагогической практике» (включая файлы) размещена пользователем Елена Захарова (УИ 440193) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД