Тимергалеева Лилия
Консультация «Преодоление стереотипов в детском творчестве»
▼ Скачать + Заказать документы
«Преодоление стереотипов в детском творчестве»
(из опыта работыЧто же это такое? Это закрепление графических образов и превращение их в шаблоны; привычное изображение графических образов, от которых ребенок не может и не хочет уходить. Например, дом стандартный, дерево морковкой, животные, птицы, рыбы… только в одной позе (слайд 2). Ребенок может так и не научиться рисовать (кроме нескольких усвоенных им схем конкретных предметов). Поэтому обучение рисованию связано, в том числе, и с разрушением шаблонов.
Публикация «Консультация „Преодоление стереотипов в детском творчестве“» размещена в разделах
Главная цель преодоления шаблона – дать ребенку понять, что есть огромное количество способов и возможностей выразить свое понимание мира. Преодоление шаблонности в детском рисунке можно преодолевать по разным направлениям:
• Использование различных художественных материалов и приемов работы с ними;
• Использование нетрадиционных техник;
• Использование схем вариантов движения объекта, например: сидит, бежит, лежит, стоит (слайд 3).
Рассмотрим последнее направление подробнее. Это доступный прием для обучения детей передаче движения какого – либо персонажа. Очень быстро воспитанники начинают разбираться в них и использовать в своей работе. Но схемы пригождаются только при освоении передачи движения. Гораздо труднее детям донести, что при этом живое существо может не только двигаться, но и смотреть в разных направлениях (слайд 4-6). А для этого нужно много схем, что нецелесообразно и бесполезно. Почему? Покажу на примере.
НОД Аппликация «Снеговик» в старшей группе (слайд 7). Предложила небольшое количество схем, самые простые: профиль, смотрит вверх, вниз, анфас, с небольшим поворотом головы. Рассмотрели каждый вариант.
Почти все дети выбрали самый простой привычный им вариант – анфас, смотрит вперед. И никто не выбрал вариант с небольшим поворотом головы. Хотя разница в изображении совсем небольшая (слайд 8).
Поэтому речь идет о бесполезности большого количества схем. Дошкольники прекрасно разбираются, кто и куда смотрит, что делает, могут все это объяснить, но для изображения выбирают самый простой вариант. Что же делать в этом случае? Прибегать к хитрости. Как раз с этого мы и начинаем. Возьмем для примера рисование птицы.
Прежде, чем приступить к объяснению материала, предлагаю детям взять лист, расположить его либо вертикально, либо горизонтально, на свое усмотрение. Наклеить два разных по величине круга, чтобы они пересекались. Расположение кругов свободное (слайд 9-13). Взять силуэт бабочки и наклеить его в свободном месте листа за пределами кругов. (слайд 14-18).
Далее действуем так. Рассказ и показ:
Сидел на ветке птенец. Назовем его Пик. Он еще не умел летать, поэтому просто сидел на ветке и скучал. Но вскоре к нему подлетела бабочка. Птенчик сразу оживился и повернул голову в ее сторону. Бабочка облетела его и оказалась сверху слева. Пик тут же развернул голову и посмотрел на нее. Бабочка стала летать вокруг него. И куда бы она ни летела, Пик тут же поворачивал голову в ее направлении. И его клюв, глаза, зрачки тоже устремлялись в ту же сторону. И, когда бабочка оказалась совсем близко, Пик резко наклонился (хвост его оказался вверху, голова внизу) и щелкнул клювом, пытаясь схватить красавицу. Но бабочка оказалась проворней и тут же улетела. А Пик снова остался сидеть на ветке в ожидании своей мамы. (слайд 19-27)
После такого небольшого рассказа предлагаю детям доделать изображение птенца: наклеить клюв, глаза, зрачки, хвост. Дорисовать все необходимое цветными карандашами или мелками. Для облегчения детям работы, вывешиваю схемы вариантов движения птицы (слайд 28).
Данную работу, на мой взгляд, лучше начинать с аппликации, так как у детей есть возможность передвигать детали, пытаясь найти более верное решение. И только затем приступать к рисованию.
Как показывает опыт, дети подготовительной группы неплохо осваивают данное направление и начинают успешно применять его в своей свободной творческой деятельности.