Гульнара Скорюпина
Лоскутная аппликация в детском творчестве
▼ Скачать + Заказать документы
Лоскутная мозаика
Аппликация из ярких разноцветных лоскутков ткани вызывает только добрые эмоции.
Лоскутные узоры живут и радуют нас уже не одну сотню лет, практически в каждой стране есть свои традиции лоскутного творчества. Возможности аппликации из лоскутков практически неисчерпаемы, здесь и элементы плоскостного конструирования, и основы цветоведения, и формирование художественного вкуса, чувства прекрасного. Есть возможность воспитывать у детей доброжелательное отношение к своим близким, любовь и заботу, желание порадовать их подарком, выполненным своими руками.
Публикация «Лоскутная аппликация в детском творчестве» размещена в разделах
- Поделки. Мастерим с детьми
- Пэчворк. Лоскутное шитье
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Основное отличие аппликации из лоскутков от лоскутного шитья в том, что элементы не сшиваются, а приклеиваются на основу. В остальных моментах, таких как подбор ткани по цвету, особенностям рисунка, по свойствам материала, лоскутная аппликация похожа на лоскутное шитье.
Занятия по аппликации из ткани могут выступать, как первый этап к лоскутному шитью.
На подобных занятиях дети знакомятся со свойствами ткани, учатся различать геометрические фигуры, цвета, устанавливать соотношение частей композиции по размерам и объединять части в целое, ориентировать в пространстве узора и сюжетной композиции.
У ребенка целенаправленно формируется чувство цвета, умение использовать многообразие расцветок и текстуры ткани для различных комбинаций. Наши занятия проходят в виде игр, где дети учатся тому, что цвета делятся на тёмные и светлые, на контрастные и плавные, на тёплые и холодные. Находят однотонные и пёстрые лоскутки ткани.
Также дети получают элементарные представление о растительных и геометрических орнаментах. Из самых простых фигур – квадратов, полос, треугольников – можно, по желанию, составить много различных по построению узоров /простые или сложные орнаменты, изображения растений, птиц, животных и др. /. Лоскутная аппликация может украсить практически любой предмет из ткани /покрывала, подушки, занавески…/.
Экспериментирование с тканью разной фактуры обогащает знания ребенка о свойствах, возможностях применения данного материала.
В процессе творческой деятельности ребёнок делает свои личные маленькие открытия. И пусть он, в принципе, не создает ничего совсем нового, но в этом самом процессе заключена для ребенка его первостепенность. Полученный результат труда – вот первая и весьма важная ступенька детского творчества. Ступенька его роста.
Итак, нам понадобятся: лоскутки разной ткани, дополнительный материал для декора /тесьма, бусинки, ленточки, пайетки…/, инструменты /ножницы, клей, карандаши/, шаблоны, картинки с образцами, ФАНТАЗИЯ и НАШИ ОЧ. УМЕЛЫЕ РУЧКИ!
Цель работы кружка «Лоскутная мозаика»: ввести детей в мир фантазий, самостоятельного творчества, используя богатые возможности лоскутной аппликации.
При выполнении работ необходимо научить детей не копировать готовые образцы, а по возможности работать творчески: что-то дополнять, изменять в цвете, размере, соотношении частей.
На занятиях происходит интеграция образовательных областей «Познание» и «Художественное творчество».
На первом этапе работы по созданию отдельных работ и композиций основными задачами являются:
- Заинтересовать детей с ОВЗ данным направлением народного декоративно-прикладного искусства.
- Обучать детей навыкам работы с шаблонами геометрических фигур, элементов растительных фигур и фигур животных, сооружений архитектуры.
- Формировать начальные навыки лоскутной аппликации.
Задачи второго этапа:
- Научить детей создавать наброски будущих композиций самостоятельно.
- Развивать творческую фантазию детей с ОВЗ, используя возможности лоскутной аппликации.
В ходе работы закрепляем с ребятами правила безопасности при обращения с ножницами, правило «чистых рук» при работе с тканью, выясняем различия между аппликацией из бумаги и из ткани. Незаметно для детей развиваем мелкую моторику, внимательность, что очень для нас важно.
Наряду с выполнением индивидуальных работ большое внимание уделяется коллективному творчеству, результат которого часто бывает красочнее по цветовому решению и разнообразнее по содержанию.
Наиболее простая и часто применяемая форма коллективных работ состоит в том, что каждый ребенок выполняет определённое задание, а затем все части объединяются в единую композицию. Ценность коллективных работ состоит в том, что они объединяют детей, ведь всем предлагается одна тема. Дети заинтересованы в общем результате, они являются равными «соавторами» одной работы.
Выбираем ткань для выполнения картины /приходилось ограничивать азарт, напоминая о выбранной теме нашей работы, иначе мы «утонули» бы в ворохе лоскутков
Определяемся с тканью для фона /здесь ребятам немного легче, так как задана зимняя тема/
Вырезаем детали, потихоньку заполняем пространство.
Заготовки для домиков.
Не забываем «укрыть» дома «снежком» /эту роль отлично выполняет шитье/
Остаётся самая малость – окошки, заборчики.
Дети назвали картину «Зимняя сказка». С удовольствием теперь рассматривают её, находят /показывают родителям/, какие детали вырезали и наклеивали.
В дальнейших планах у нас птички-невелички, картины «Чаепитие» и «Цветочная лужайка», весёлые Петрушки, забавные зверята и многое другое. Ведь просторы нашей фантазии так же безграничны, как узоры «Ситцевой» страны!
Разноцветная страна из шелков и ситца.
Лоскутка размер неважен –
Здесь любой сгодится!
Из полосочек – кружков, завитушек разных
Получается души разноцветный ПРАЗДНИК!
Спасибо за внимание:)