Елена Толмачева
ОД для старших дошкольников «Прекрасен мир поющий»
▼ Скачать + Заказать документы
ОД для старших дошкольников.
Тема: «Прекрасен мир поющий»
Цель: развивать эстетическое восприятие, интерес, любовь к музыке, музыкальные способности детей, эмоциональную отзывчивость и творческую активность.
Задачи:
1. образовательные:
- формировать основы певческой и общемузыкальной культуры (эстетические эмоции, интересы, оценки); вокально-хоровые умения и навыки (выработка правильного дыхания, звукообразования, интонирования, артикуляции);
Публикация «ОД для старших дошкольников „Прекрасен мир поющий“» размещена в разделах
-обучать пению по руке дирижера (музыкального руководителя)
2. развивающие:
-развивать эмоциональную отзывчивость ребенка на музыку, внимание, мышление, память, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления (слух. Голос, чувство метроритма, творческую фантазию.
3. воспитательные:
Воспитывать усидчивость и силу воли, самостоятельность, активность, чувство товарищества.
Методы и приемы:
Наглядные: использование наглядных пособий, театральных кукол, детских музыкальных инструментов, ИКТ, игрушек.
Словесные: поисковые и проблемные вопросы, указания, оценка деятельности детей, использование художественного слова, загадывание загадок (музыкальных, поощрения, пояснения.
Практические: упражнения (распевания, показ педагогом приемов исполнения, приемы «эхо», «цепочка», скороговорки, хлопки, пение мелодии без слов (на слог, четкое произношение текста шепотом, воспроизведение заданного ритма хлопками, пение без сопровождения, пение хором и сольно, пение под фонограмму и фортепиано, пение по желанию.
Ход ОД:
Дети входят в зал, становятся в круг.
Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними!
А я хочу вас поприветствовать (поет музыкальное приветствие) :
здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте, ребята!
Дети отвечают по ступеням мажорного трезвучия вниз.
Музыкальный руководитель: Мне очень приятно видеть вас на музыкальном занятии, и, чтобы создать вам радостное, приподнятое настроение, я хочу предложить вам заняться музыкальной зарядкой.
Двигательные упражнения: и. п. стоя прямо, ноги на ширине плеч.
(позиция, исходная для каждого упражнения).
• Пружинки. По команде педагога: «вверх» - подняться на носочки, «вниз» - опуститься в и. п. (таким образом, отрабатывается певческая постановка корпуса при пении с опорой на ноги).
• Пиджачок. Описывать полукруговые движения плечами назад, как будто снимаем пиджак, накинутый на плечи, а затем – вперед, как будто надеваем.
• Рынок. Наклонить корпус вниз, ноги держать прямыми, руки расслабленно повисли, плечи опущены. Взять воображаемый арбуз и поднимать с усилием, затем резко бросить и расслабиться.
• Березка. Наклон корпуса вниз, ноги не сгибать; руки расслабленно висят, плечи опущены. Медленно и плавно поднять руки вверх, как будто березка тянет свои веточки к солнышку, «пошелестеть листочками», (пальчиками рук, свободно бросить руки вниз и расслабиться.
Музыкальный руководитель: а теперь переходим на дыхательную гимнастику.
Дыхательная гимнастика.
(способствует нормальному развитию голоса, служит охране голоса от заболеваний)
Дыхание берется естественно, экономично.
И. п. : корпус слегка наклонен вперед, плечи расслаблены, руки на животе.
• Хомячок. Пошмыгать носом с закрытым ртом.
• Собачке жарко. Часто подышать носом с высунутым языком.
• Воротики. Глубокий вдох через нос – «воротики» открылись, воображаемый паровозик может в них въехать. Задержка дыхания и мягкий длинный выдох на звук «ф» - закрыли «воротики».(для наглядности дети помогают себе руками) : - раскрывают их на вдохе и закрывают на выдохе – открывают и закрывают воротики.
• Воздушный шарик. Резкий вдох – живот естественно выталкивается вперед как шарик. Резкий выдох – живот втянули. Затем расслабить или отпустить мышцы живота.
Дети занимают места рядом с фортепиано.
Музыкальный руководитель: Ребята, как вы думаете, когда я с вами поздоровалась в начале занятия, какое у меня было настроение?
(дети отвечают)
А как такое настроение называется в музыке?
(мажор)
А если бы я поздоровалась с вами вот так: (повторить музыкальное приветствие в миноре).
(ответ детей)
А как такое настроение называется в музыке?
(минор)
Музыка обладает волшебным свойством – она может передавать разное настроение, выражать разные чувства.
Песенка, которая сейчас прозвучит, называется «Плаксы сосульки». Сочинил ее известный грузинский композитор Мераб Алексеевич Парцхаладзе.
Прислушайтесь, и вы поймете, какие чувства хотел выразить композитор в этой песне.
Звучит песня «Плаксы-сосульки».
Музыкальный руководитель:
- Вам понравилась песня?
- Какая она по характеру? (веселая, радостная).
- О чем в ней поется?
- Давайте послушаем ее еще раз.
Объяснить, что в припеве сосульки поют по-разному: то протяжно, то отрывисто.
Прохлопать ритм песни сосулек. (дети повторяют).
Музыкальный руководитель: Вижу, вам не терпится петь. Где льется песня, там хорошо живется. Чтобы хорошо петь, необходимо разогреть голос.
Распевание.
1. Игра на развитие правильного звукообразования «Ракета».
«Запускаем двигатель» на одном звуке: «у-у-у-у.», затем используем прием «глиссандо» вверх: «ракета взлетела».
2. Упражнение для распевания:
а) до – дэ – ду
б) да-а - дэ-э –ду-у
в) на слоги «динь – дан – дон» по ступеням мажорного трезвучия:5-3-1
г) у кота – воркота колыбелька хороша ( по ступеням мажорного трезвучия: вверх-вниз).
3. Работа над дикцией, четкой артикуляцией.
Исполнение скороговорки «Егорка» (должна произноситься на одном выдохе) :
Как на горке на пригорке
Жили 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка…
Чем больше «Егорок» сможет назвать ребенок, тем больше у него объем легких.
Музыкальный руководитель: А сейчас мы поиграем в музыкальную игру «Спой вместе со сказочным героем»! (игра на развитие импровизации).
- У меня на столе лежат три сказочных персонажа из трех сказок: «Колобок», «Лисичка – сестричка и серый волк», «Волк и семеро козлят». Вам нужно от лица выбранного персонажа исполнить придуманную песенку.
- Какую песню пела мама – Коза, когда возвращалась к своим козлятам?
- Что пела хитрая лисичка, когда ехала на сером волке?
- Какую песню пел Колобок, когда ушел от дедушки и бабушки?
«Я – колобок, колобок,
Колобок - румяный бок.
По амбару метен,
По сусекам скребен,
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел!»
( Использовать прием театрализации: петь вместе с театральной куклой).
Музыкальный руководитель:
На прошлом занятии мы познакомились с песней «Весенняя полечка».
(исполняет аккомпанемент).
-Какая она по характеру?
Дети: Веселая, задорная, живая, легкая, весенняя и т. д.
Музыкальный руководитель: так и исполним эту песню.
Продолжается работа над песней Л. Олифировой «Весенняя полечка», дети пропевают мелодию на слог «ля», потом со словами приемом «эхо». Добиваться легкости звука, чистоты интонирования, обратить внимание на окончания трудных слов; во втором куплете работать над дикцией, произношения слов одними губами.
Музыкальный руководитель: А сейчас я вам загадаю музыкальную загадку: (исполняет фрагмент мелодии песни «Нужные слова»).
- Мы исполним эту песенку по цепочке (исполняют по цепочке).
- А какой характер у этой песни? (ласковый, нежный, напевный).
- Давайте исполним ее с солистами (исполнение с солистами).
Дети комментируют исполнение солистов.
Музыкальный руководитель: А сейчас я на бубне простучу ритм песни (стучит). Узнали ее? Правильно, «Во кузнице». Сейчас мы споем ее асаре//о (спросить детей, что такое асаре//о?
Дети делятся на мальчиков и девочек, и по голосам. По руке дирижера исполняют песню «Во кузнице» асаре//о.
Вспомнить, что означают понятия: хор, дирижер.
Музыкальный руководитель: Ребята, какую песню вы хотите исполнить по желанию? (ответы детей, (исполняют песню по желанию, дирижирует ребенок).
Музыкальный руководитель: ребята, вы хотите побывать в гостях на американской ферме? Давайте отправимся в гости к щенку по кличке Бинго!
(вносится игрушка – пес Бинго)
Дети встают вокруг игрушки и исполняют песню – игру «Бинго».
(напомнить детям, чтобы в каждом куплете прохлопывали ритм)
Исполняется латино – американская песня «Бинго».
Музыкальный руководитель: Ребята, вам сегодня понравилось музыкальное занятие? (ответы детей)
Музыкальный руководитель: Сегодня мы пели много самых разных песен. Каждую мы исполняли по – разному. Наше занятие мне хочется закончить небольшим стихотворением:
У каждого на свете есть песенка своя!
Поют о счастье ветер, деревья и поля.
То радостно, то грустно,
То громче, то нежней
Поют скворец искусный
И маленький ручей.
Шумит ли сад цветущий,
Идет ли снег зимой-
Прекрасен мир поющий,
И ты с ним рядом пой!»
(В. Степанов)
Музыкальный руководитель благодарит детей за активную работу, замечательное исполнение песен. И вручает памятные медальки.