Татьяна Семенченко
Формирование финансовой грамотности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ – САД №21 «ЧЕРЕМУШКИ» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ТИПА ГОРОДА ТОРЕЗА»
Представление опыта работы по теме: "Формирование финансовой грамотности дошкольников"
Подготовила воспитатель: Семенченко Т. А.
2022-2023 уч. г.
Публикация «Формирование финансовой грамотности дошкольников» размещена в разделах
Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте : ребенок ходит в магазин с родителями, получает свои первые деньги, сталкивается с рекламой и т. п.
Это направление в работе для нас новое, поэтому мы с детьми находимся на первоначальном этапе – опыт работы только накапливается и формируется. Сейчас я работаю с детьми среднего дошкольного возраста. В это время главные детские черты - любопытство и любознательность, неусидчивость, неумение сконцентрировать внимание, но при этом - огромные запасы энергии. Как раз в этом возрасте пора учить детей основам экономической грамотности.
Цель такой работы не только расширять экономический кругозор дошкольника, но и дать представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность. Помочь дошкольнику осознать, что достичь экономических благ можно лишь упорным трудом, причем труд следует понимать не только, как средство достижения этих самих благ, но и как созидание, как творческий процесс, приносящий радость и удовлетворение.
Начав работу над проектом по формированию финансовых представлений у детей, я наметила задачи:
- формировать экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата и т. д.)
- знакомить детей с профессиями, связанными с экономикой, учить воспринимать и ценить окружающий мир, как результат труда людей;
- формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий: труд-продукт- деньги и то, что стоимость продукта зависит от качества;
- учить правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию;
- воспитывать социально-личностные качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в сфере экономики
Вовлекая детей в различные виды детской деятельности, я использовала следующие методы и приемы:
- ООД: «Моя копилка» (рисование, «Дом, в котором живут деньги» (банк, квест-игра «Профессии детского сада», «На что я могу скопить деньги» (составление рассказа, «Как я ходил в магазин» (составление рассказов из личного опыта);
-сюжетно-ролевые игры: «Супермаркет», «Продавец – покупатель», «Аукцион», «Банк», «Ателье»;
- дидактические игры: «Купи другу подарок», «Для чего нам нужны деньги?», «Символ профессии», «Профессии», «Размен»;
- экскурсию в банк;
- беседы: о деньгах, цене товара, «Кто работает в банке?», «Карманные деньги».
- выставку копилок;
Была проведена работа с родителями: консультация для родителей «Что такое финансовая грамотность», презентация для родителей «Карманные деньги».
По окончании проекта дети узнали, что деньги не появляются сами собой, а зарабатываются. Как люди зарабатывают деньги, и каким образом заработок зависит от вида деятельности. Что сначала зарабатываем, а потом тратим. Деньги любят счет, поэтому нужно считать сдачу и вообще быстро и внимательно считать. Финансы нужно планировать. И самое главное, что не все покупается. Главные ценности- жизнь, радость, дружбу, радость близких людей за деньги не купишь.
Таким образом, за счет применения разных видов деятельности финансовой направленности можно максимально полно использовать интерес детей к миру экономики, расширить их представления об окружающем мире и о финансовых потребностях. А создание условий и игровая деятельность положительно влияют на формирование финансовой грамотности у дошкольников.