Дарья Майорова
Предметно-развивающая среда группы
▼ Скачать + Заказать документы
Организация
предметно-развивающей среды в ДОУ.
Организуя предметно-развивающую среду, мы учитывали закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально-потребностной сферы. Предметно-игровая среда группы организовывалась таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет детям объединяться небольшими подгруппами по общим интересам.
Публикация «Предметно-развивающая среда группы» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» октябрь 2020
Организованная таким образом предметно-развивающая среда позволит каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки. Именно это и является постулатами развивающего обучения. Даже приемные в детском саду выполняют развивающую функцию: на детских скамеечках, шкафчиках помещены картинки героев из знакомых детям мультфильмов, сказок. Все игровое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети прекрасно знают, где взять бумагу, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. Есть «уголки уединения» за ширмами, где можно полистать любимую книжку, посмотреть фото из семейного альбома, или просто отдохнуть от детского коллектива. Переносные ширмы служат и как стены для уголков индивидуальных игр детей. Используя их, ребенок может сделать комнату для игры, таким образом, отгораживаясь от общего пространства, создавая свой собственный мир. Этим простым способом достигается персонифицированность среды, т. е. создание «своего» личного пространства. В нашей группе мебель и оборудование устанавливались так, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной степени контакт и свободу. С этой целью нами используются мягкие модули. Их достаточно легко передвигать и по-разному компоновать в группе. Такая организация пространства является одним из условий среды, которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка.
Дошкольный возраст – важный этап умственного развития в целом и формирования готовности к школьному обучению.
В развивающей среде активно используется знакомая детям символика, модели для обозначения предметов, действий последовательностей. Придумываем их вместе с детьми, подводя их к пониманию того, что обозначать, можно всё и графически, а не только словесно.
В этом возрасте дети особенно чувствительны к оценке взрослого. Поэтому в группе выделили место, где ребёнок мог бы выставить свою поделку, работу, украсить ею помещение.
У детей среднего дошкольного возраста важно накапливать опыт совместного со сверстниками действа, а также развивать познавательные интересы и поддерживать попытки творчески отражать впечатления в различных видах продуктивной деятельности.
Предметно-пространственная среда организуется по принципу полузамкнутых микропространств для того, чтобы избежать скученности детей и способствовать играм небольшими подгруппами (два - четыре ребёнка).
К оформлению игровых мест мы привлекаем самих детей: поклеить обои в кукольной комнате, сделать «продукты» для магазина, придумать символы для кабинета доктора и пр.
Дошкольники любят как-то обозначить свою игровую территорию.
Чтобы избежать конфликтов мы используем лёгкие ширмы, цветные шнуры, заборчики из кирпичиков, игровые коврики.
С целью обобщения и углубления опыта познания с окружающим миром в группе организуется «сенсорный центр», где подобраны предметы и материалы, познавать которые можно с помощью органов чувств (музыкальные инструменты, шумовые предметы, картинки, калейдоскопы, флаконы из-под духов — узнавать по запаху и т. д.
Для поддержания интереса детей к речи в группе имеются технические средства обучения (магнитофон, диапроектор).
В среднем возрасте усиливается интерес к познанию себя. Для этого в группе имеется альбом фотографий: «Какой Я?», «Я плачу и смеюсь», «Люди такие разные и такие одинаковые».