Наталия Сапожникова
Предметно-развивающая среда
▼ Скачать + Заказать документы
Как театр начинается с вешалки, так и наша группа с приёмной комнаты. Здесь имеется информативные стенды: «Море информации», «Для Вас, родители!», «Уголок здоровья», «Океан творчества». Из них родители с большим интересом узнают о жизнедеятельности группы, детского сада, и проводимых мероприятиях, охотно изучают советы, рекомендуемые специалистами.
Предметно-развивающая среда в нашей группе организована таким образом, что каждый ребёнок может заняться любимым делом по своему желанию. Дети с большим удовольствием объединяются в группы (по интересам) и находят для себя удобное местечко. Одним из таких мест как раз является театральный уголок. Он радушно встречает наших воспитанников. Здесь дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными.
Публикация «Предметно-развивающая среда» размещена в разделах
В театральном уголке размещены маски сказочных персонажей, кукольный, пальчиковый и настольный виды театра. Многие атрибуты, декорации и костюмы мы изготавливали совместно с детьми, часть помогали шить и вязать родители. Общими усилиями оборудован сундучок «Ряжение».
Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителя.
Разыгрывая небольшие отрывки из сказок, песен, а уже затем и целых спектаклей, дети учатся быть более выразительными, более эмоциональными, тренируют память, расширяют словарный запас. В этом возрасте детям нравится играть не для себя, как обычно в игре, а для зрителей.
По соседству расположился музыкальный уголок, который оснащен шумовыми и озвученными инструментами, музыкальными игрушками: бубен, барабан, гитара, пианино, саксофон, арфа, балалайка, колокольчики, деревянные ложки, птички-свистелки и др. Многие предметы сделаны руками воспитателей, что вызывает большой интерес у детей к музыкальной деятельности. Дидактические игры с музыкальным содержанием пользуются большим вниманием у детей, например: «Три поросёнка», «Три цветка», «Ритмичное лото», «Найди земляничку», «Музыкальный зонтик», «Ритмические кубики», «Весёлая пластинка», «Музыкальные птенчики» и т. д. Для постановки танцев используем атрибуты и элементы костюмов (веночки, шляпы, косынки) и костюмы (народные, сюжетные).
Природный уголок служит не только украшением группы, но и местом саморазвития дошкольника.
Растения позволяют детям приблизиться к миру природы. Слушая аудиозаписи и смотря видео (с журчанием воды, пением птиц, они могут отдыхать.
С большим удовольствием ребята участвуют в пересаживании и поливе цветов, тем самым учатся ухаживать за комнатными растениями. На основании приобретённого
опыта могут обобщать результаты своих наблюдений.
Стремление к исследованиям становится преобладающим мотивом наших воспитанников. Содержание поисковой деятельности направлено так, чтобы дети упражнялись в умении запоминать, сравнивать, обобщать, действовать и добиваться результатов. В группе выделено место для мини-лаборатории «Почемучка», где дети экспериментируют с песком, водой, светом, звуком, воздухом и многими материалами.
Имеющиеся дидактические игры: «Свойства предметов», «Почемучка», «Звук, свет, вода», «Эволюция вещей», «Из чего мы сделаны» и др. помогают устанавливать простейшие связи, познавать мир вещей, предметов и окружающую действительность.
Наличие разнообразных измерительных приборов и материалов помогают
организовать нам цикл взаимосвязанных опытов и экспериментов.
Патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств: любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение своей неразрывности с окружающим миром и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
Поэтому нашими задачами, как педагогов, являются: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту, и в этом мне помогают книги: «Люби и знай свой край», «Моя первая книга о России», «Урюпинск - казачий городок» и т. д.
Организуя уголок художника, где содержится материал для продуктивной деятельности, мы решаем множество художественно-эстетических задач: развитие у детей интереса и желания заниматься изобразительной деятельностью; закрепление умений и навыков в рисовании, лепке, аппликации; расширение представлений о цвете, свойствах и качествах различных материалах; развитие пальцевой моторики, творческого воображения, творческой фантазии.
Впечатления от окружающего мира, произведений искусства дети способны отражать с помощью различных изобразительных средств. В уголке имеются лекала, штампы, трафареты, книжки-раскраски, бумага различной текстуры, карандаши, акварельные краски, гуашь, восковые мелки, фломастеры разной толщины, цветные карандаши, графитные карандаши, набор шариковых ручек, вата, ватные палочки, губки, стеки. Вот тот неполный набор инструментов, необходимый для детского творчества. Так же уголок укомплектован разнообразными альбомами для рассматривания: «Городецкая игрушка», «Хохломская роспись», Дымковская игрушка» и др. Имеется подборка поэтапных зарисовок, что очень помогает детям.
В группе периодически организуются выставки детского творчества (рисунков, поделок). Ребята учатся с уважением относиться к результатам труда друг друга.
В познавательном уголке находятся необходимые пособия, литература, рабочие тетради, геометрические головоломки, логико– математические игры: «Коммерсант», «Весёлый счёт», «Математическое лото», «Домино». На одной из стен групповой комнаты расположена магнитная доска, имеются часы «Времена года и месяцы». Сенсорный материал состоит из разнообразных эталонов для обозначения признаков, качеств и свойств предметов («Чудесный мешочек», «Потрогай, послушай, посмотри, сравни». Здесь же соседствуют кассы букв (демонстрационные и индивидуальные, разноцветные фишки для составления звуковых форм слов, картинки, схемы звукового состава слов, листы бумаги, разноцветные фломастеры и т. д.
Подобранный игровой материал в уголке сюжетно-ролевых игр позволяет детям комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы. Все игрушки и игровой материал размещен таким образом, чтобы дети могли свободно играть и убирать все на место. Для этого имеются стеллажи, шкафы, выдвижные ящики. Наш уголок оснащен атрибутами для сюжетно– ролевых игр: «Почта», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Семья», куклами разного размера, посудой (кухонной, столовой, муляжами продуктов, кроватками, колясками, кухонным гарнитуром.
В уголок конструирования добавляем вспомогательные материалы (в связи с возрастом детей) : рисунки отдельных частей построек, например: колонн, башен, схемы конструкций, конструкторы разных видов и размеров. Этот вид игровой деятельности способствует развитию пространственного мышления, совершенствование навыков работы по заданной схеме, модели, чертежу, по собственному замыслу, формированию мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез).
Уголок безопасного движения, конечно, интересен мальчикам. Он оснащён атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний дорожного движения. Это транспортные средства, светофор, жезл регулировщика, дорожные знаки, макет улицы. Рядом находится «гараж», в котором дети могут найти большие машины, маленькие, специальный транспорт. Здесь же размещена литература, направленная на изучение привил дорожного движения: «Будь внимателен, пешеход», «Красный, жёлтый, зеленый» и др., настольные игры «Дорожные знаки», «Как добраться до дома безопаснее», «Помоги Незнайке перейти улицу!» и т. д.
В книжном уголке дети с большим удовольствием проводят время, когда устают от шума и активных игр. Вспоминают и пересказывают друг другу любимые сказки или рассказы, обмениваются мнениями о них. Вечерами мы читаем сказки или другую литературу (интересные стать из журналов, стихи, былины и т. д., которые дети охотно приносят из дома или ту, которая находится в нашей мини-библиотеке. Часто играем в игры «Доскажи словечко», «Угадай, кто автор этих строк…» и другие.
Периодически мы меняем портреты детских писателей, что бы воспитанники запомнили их.
Главная задача – прививать интерес и воспитывать любовь к книге, как источнику знаний.
Таким образом, предметно-развивающая среда в подготовительной группе обогащает новыми знаниями и впечатлениями, способствует интеллектуальному развитию дошкольника. А педагогам предоставляется возможность реализовываться творчески при организации воспитательно-образовательного процесса.