Елена Бурашникова
Консультация для воспитателей «Предметно-пространственная среда детского сада в современных условиях»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагоги, психологи утверждают, что на развитие ребё нка оказывают влияние: наследственность, среда и воспитание.
Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания, обучения и развития детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.
Публикация «Консультация для воспитателей „Предметно-пространственная среда детского сада в современных условиях“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Важной задачей детского сада при введении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством грамотно спланированной организации предметно – пространственной среды, обеспечивающей максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, участка и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Предметно-пространственная среда дошкольного образовательного учреждения является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. Ведь именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка с взрослыми и детьми.
Педагогам важно правильно подойти к вопросу создания предметно-пространственной среды в группе. Внимательно наблюдая за каждым ребенком, педагоги должны вдумчиво и рационально организовать развивающую предметно-пространственную среду группы, которая должна быть (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования) содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
При создании развивающей образовательной среды в нашем учреждении педагогический коллектив руководствовался требованиями к развивающей предметно-пространственной среде. Организуя предметную среду в групповых помещениях, в кабинетах специалистов (педагога-психолога, педагога ИЗО деятельности, хореографа, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) учитывалось всё, что способствовало бы достижению целевых ориентиров дошкольного образования, также учитывались показатели здоровья воспитанников, их психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально - потребностной сферы.
В построении предметно-пространственной среды мы опирались и на модель личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка, так как окружение позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия детей, включить их в активную познавательную деятельность. Окружающая среда при этом выступает движущей силой в целостном процессе становления личности ребенка, стимулирует развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей ребенка, его самостоятельности, способности овладевать разными видами деятельности.
В группах и кабинетах учреждения созданы такие условия, при которых ребёнок чувствует себя психологически защищенным.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования впервые выдвинуты требования не только к предметно-пространственной среде группы, но и к участку организации. Важнейшими компонентами экологической развивающей среды на участке в нашем детском саду является экологическая тропа и учебно-опытный участок. Наблюдая за объектами и явлениями неживой и живой природы и активно взаимодействуя с ними, дети познают природу ближайшего окружения. Работа на тропинке и учебно-опытном участке осуществляется с учетом сезонных изменений и местных условий.
Организация исследовательской деятельности начинается в мини-огородах на окне ранней весной и завершается осенью. Дети выбирают культуры, которые будут выращивать, изучают правила ухода и потребности растений. Все это способствует бережному и заботливому отношению к нашей хрупкой природе. Родители принимают активное участие: приносят семена различных растений, участвуют в эстетическом оформлении «огородов». Эти крошки-огородики устроены с учетом естественно-научных требований и задач экспериментирования и грамотны с психологической точки зрения.
Работа на учебно-опытном участке организуется в соответствии с планом работы, возрастными и индивидуальными особенностями развития детей дошкольного возраста. Дети раннего и младшего возраста участвуют в наблюдениях, предусмотренных циклограммой утренних и вечерних отрезков времени. Дети среднего и старшего дошкольного возраста участвуют в различных видах работ по выращиванию растений (посадке, прополке, рыхлении, поливе, сборе урожая и семян, пересадке растений).
Во время прогулок, экскурсий по экологической тропе дети играют, экспериментируют, наблюдают. Получают навыки ориентирования во времени и в пространстве, делают зарисовки с натуры. У них развиваются память, речь, мышление. А самое главное – появляется чувство прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять. Для проведения целевых прогулок педагоги разработали экскурсии по временам года. Используются и такие формы и методы работы, как опыты, экологические игры, конкурсы, праздники, позволяющие развивать в детях любознательность и желание наблюдать, экспериментировать.
Не секрет, что развитие ребёнка совершается в процессе воспитания и обучения, то есть, в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогами в разнообразных формах его общения со взрослыми и детьми.
В этой среде дошкольник развивает свои физические функции, формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учит упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, получает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками, на собственном опыте приобретает знания.
Таким образом, организация предметно - пространственной среды в дошкольной организации с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования должна строиться так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагогов.
Психология дошкольника такова, что всё должно быть освоено и закреплено им в практической деятельности, а педагог внимательно наблюдает, делает выводы и организовывает для детей развивающее пространство или, другими словами, зону ближайшего развития.
Педагоги МБДОУ ЦРР ДС № 251 убеждены в том, что эмоциональное благополучие каждого воспитанника, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества – это основные цели дошкольного обучения и воспитания.