Ирина Чекалина
Ознакомительное занятие с элементами экспериментирования «В гости к нам весна пришла»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное Казенное Учреждение
Детский Дом Интернат «Южное Бутово»
Предмет: Развитие речи Ознакомительные занятия с элементами эксперимента : «В гости к нам весна пришла»
подготовила
Воспитатель
Чекалина Ирина Сергеевна
г. Москва
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Формировать представление о признаках ранней весны.
- Учить устанавливать простейшие связи.
Коррекционно-развивающие:
Публикация «Ознакомительное занятие с элементами экспериментирования „В гости к нам весна пришла“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Активизировать пассивный словарь.
- Развивать зрительное и слуховое восприятие.
- Формировать умение общаться в диалоге с педагогом и сверстниками, используя жесты.
- Тренировать зрительно-двигательную координацию, мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
- Формировать самостоятельность, доброжелательность, желание общаться.
- Воспитывать любознательность, интерес к окружающему.
Оборудование: кукла в наряде весны, предметные и сюжетные картинки, чашка со льдом.
Словарная работа: весна, ранняя весна, март, капель, ручьи, проталины, тает, бежит, журчит.
Звукоподражание: кап-кап, кап-кап.
Жесты: спасибо, здравствуй.
Ход занятия. Организационный момент
Воспитатель: - Посмотрите, кто к нам пришёл? Это же Весна-красна. А какая она нарядная, красивая. (Дети рассматривают куклу и усаживают за стол.)
Организационный момент:
Приглашает детей пройти на ковер. Дети становятся в круг.
- Ребята у меня в руках волшебный цветок, а как он называется? (цветик - семицветик)
- Правильно. Этот цветок исполнит все наши желания. Сегодня я приглашаю вас отправиться в чудесный мир. .Вы хотите туда попасть? (да)
- Чтобы туда попасть нужно оторвать один лепесток и произнести волшебные слова.
- Вы знаете, какие слова нужно сказать? (да) Как их нужно произнести? (четко, внятно, громко).
Дети произносят хором.
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли - Быть по-моему вели.
(логопед отрывает один лепесток)
- А чтобы узнать, как называется этот чудесный мир, мы должны отгадать слово.
Вы хотите узнать название? (да)
Основная часть:
Задание № 1
(Кубики с картинками)
Цель: развитие фонематического слуха.
- Посмотрите внимательно у меня на столе стоят кубики, на них изображены картинки. Чтобы разгадать слово, нужно определить первый звук в названии каждой картинки.
Опрос индивидуально:
- будут отвечать только те ребята, которых я спрошу.
- (первый ребенок) Скажи, пожалуйста, какой первый звук в слове машина? (м)
- (второй ребенок) какой первый звук в слове индеец? (И) и т. д. картинки: Машина, Индеец, Рыба - (мир)
Иголка, Гриб, Рак, Улитка, Шапка, Ель, Кот - (игрушек)
Дети читают хором, что у них получилось - «Мир игрушек».
- Мы попали в «Мир игрушек». Молодцы!
Задание № 2
(Разрезные картинки игрушек.)
Цель: учить восприятию целостного образа; развивать внимание - (картинки раздаются учетом индивидуальных особенностей ребенка из 3, 4, 5, 6 частей).
- Игрушки бывают разные. А какие? Мы узнаем, когда вы соберете игрушку из частей. Тихонечко садитесь за столы. Возьмите конверт, достаньте части и соберите каждый свою игрушку.
- Какие у вас получились игрушки? (разные, яркие, красивые)
- Молодцы!
Задание № 3
(Штриховка)
Цель: научить детей штриховать в зависимости от направления контура.
Соблюдение границ и размеров. Развивать мелкую моторику.
- Ребята, а вы знаете загадки про игрушки? (да)
- Сейчас мы посмотрим, как вы умеете загадывать и отгадывать загадки.
- Ребята отгадки у вас на листочках, нужно найти отгадку и заштриховать самостоятельно.
- Как мы будем штриховать? (не выходя за контур, аккуратно, соблюдая расстояние).
- Ребята приготовили для вас загадки. Внимательно послушайте их.
Загадки (отгадки дети заштриховывают, три картинки: мишку, мяч и матрёшку).
(первый ребенок)
Толстый он И косолапый,
У него большие лапы,
Сделаны они из плюша.
Мыть его нельзя под душем. (плюшевый мишка)
(второй ребенок)
Покатился в огород,
Докатился до ворот,
Подкатился под ворота,
Добежал до поворота.
Там попал под колесо,
Лопнул, хлопнул - вот и всё. (мяч)
(третий ребенок)
Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка, (матрешка)
Отгадки детей спрашиваются индивидуально. Что это? Как ты догадался?
-Молодцы!
Физ. минутка - «Буратино» проводится (2 раза).
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся, два - нагнулся,
Руки в стороны развел Видно ключик не нашел.
Чтобы ключ ему достать,
Надо на носочки встать.
Крепче Буратино стой,
Вот он - ключик золотой.
Задание № 4
Игра «Без чего?»
Цель: Расширение словарного запаса по теме. Совершенствование грамматического строя речи. Образование и использование форм родительного и творительного падежей имен существительных. Развитие зрительного внимания.
Дети подходят к мольберту.
- Ребята игрушки бывают новые и старые. Как нужно обращаться с любимыми игрушками? (их нужно беречь, любить, не ломать)
- Посмотрите у меня здесь картинки старых игрушек. Их нужно починить, чтобы они стали как новые. Вы хотите помочь им? (да)
Картинки игрушек: (Буратино без носа, машина без колеса, стол без ножки, поезд без трубы, заяц без уха, самолет без крыла, медведь без лапы, кукла без руки, коляска без ручки, чайник без носика.)
Дети по очереди берут недостающую часть игрушки и крепят её на мольберт с помощью магнита.)
-молодцы!
Задание № 5
Цель: сложить фигуры разной формы. Развивать оперативное мышление, воображение, творческие способности, познавательный интерес.
Сюрпризный момент:
Стук в дверь. Письмо от игрушек детям.
Логопед читает письмо: «Помогите, помогите из кусков меня сложите»
- Ребята поможем игрушкам? (да)
Работа за столами.
- Давайте поможем собрать фотографию игрушек.
Опрос индивидуально, у кого, какая фотография игрушки получилась.
Пальчиковая игра «Игрушки».
На большом диване в ряд, (хлопок в ладоши чередующийся с кулачками)
Куклы Танины сидят (хлопок в ладоши чередующийся с кулачками)
2 медведя, Буратино (загибают по одному пальцу на каждой руке)
И весёлый Чиполлино. (загибают по одному пальцу на каждой руке)
И котёнок, (загибают по одному пальцу на каждой руке)
И слонёнок. (загибают по одному пальцу на каждой руке)
Раз, два, три, четыре, пять - (сжимают и разжимают кулачки)
Помогаем нашей Тане (хлопок в ладоши чередующийся с кулачками)
Мы игрушки сосчитать, (хлопок в ладоши чередующийся с кулачками)
Задание № 6 Творческое.
Цель: развивать мелкую моторику. Поддерживать в детях стремление к самостоятельности, инициативности, индивидуальности.
- Ребята давайте принесем домой для ваших любимых сестричек и братьев для мам и пап подарки из страны игрушек? (давайте)
- Вы хотите подарить подарки? (да)
- У вас на столах лежат игрушки собачки и зайчики. Давайте с помощью салфеток сделаем наши игрушки пушистыми.
Дети выполняют аппликацию.
(отрывают маленькие части от салфетки, скатывают их до состояния маленького комочка и приклеивают на картинку.)
Итог:
- Ребята, наше с вами путешествие пора заканчивать.
Дети подходят к логопеду. Учитель - логопед берет цветик - семицветик в руки.
- Посмотрите, на нашем цветике - семицветике осталось ещё много лепестков благодаря которым мы можем попасть не только в мир игрушек, но и в другие чудесные миры и узнать много нового и интересного.
- Вам понравилось в мире игрушек? (да). Мне тоже очень понравилось путешествовать вместе с вами.
Рефлексия детей. (по завершению занятия)
Цель: приобретение детьми наряду со знаниями и умениями, рефлексивной способности, которая позволяет ребенку оценивать результат собственной деятельности, т. е. обеспечивать самовоспитание, самообразование и саморазвитие.
- Давайте вместе попробуем не только рассказать, но и показать своё отношение к путешествию. Те ребята, которые считают, что им всё удалось на занятии - подойдите и возьми картинку с мишкой, который улыбается. Те ребята, которые в чем - то затруднились - подойдите и возьмите картинку с мишкой, который смотрит на вас задумчиво.
Индивидуальный опрос детей, что, кому и почему больше понравилось в путешествии. Кто из ребят, в каком задании испытывал затруднения.
Используемая литература:
1. Н. В. Нищева - дидактическая игра «Играйка».
2. Н. В. Нищева -«Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе детского сада для детей с ОНР».