Оксана Легкодымова
Праздники как средство развития речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Мы знаем, какое громадное значение в жизни детей имеют эмоции, особенно эмоции положительные, возбуждающие. Отнимите их у детей, и померкнет их жизнь. Проявление у ребенка внимания, интереса, стремления к творчеству требуют эмоциональных побуждений.
Особого внимания к себе требуют эмоции радости. Ребенок, жизнь которого лишена радости, чахнет и физически и психически. Интересы его развивающейся личности требуют обновляющихся впечатлений, поддерживающих и питающих чувство радости. Однообразно, уныло текущая жизнь удручает, ослабляет силы как физические, так и психические; радостное, в меру представленное разнообразие их питает и поддерживает.
Публикация «Праздники как средство развития речи детей» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
В этом смысле надо отметить громадное положительное значение праздников. Праздник, педагогически правильно организованный, нарушает однообразие текущей жизни, вносит в жизнь детей новое ценное содержание, возбуждает чувство радости, стимулирует к деятельности все силы и способности, в том числе и способность речи. Недаром Пирогов в своей статье «Быть и казаться», написанной по вопросу о детский праздничных выступлениях, отмечает значение таковых для развития речи детей.
В подготовке к празднику должны соответственно возрасту и возможности участвовать сами дети. Под подготовкой к празднику мы подразумеваем обсуждение его содержания, организацию праздничной среды и систематизацию репертуарного материала. Совершенно недопустимы спешное разучивание материала, натаскивание детей, многочисленные репетиции. Материал для праздника накапливается постепенно в процессе годовой педагогической работы. Из имеющегося запаса перед праздником отбирается необходимое.
И подготовка к празднику во всех ее проявления, и проведение самого праздника предоставляют широкие возможности для выявления детской самодеятельности и языка; но нас интересует главным образом центральный момент каждого праздника – предлагаемое детям зрелище, представление. При этом роль детей может быть двоякая : они могут являться действующими лицами и могут быть зрителями. В первом случае проявляется и упражняется их собственная активная речь, во втором – они слухом воспринимают чужую речь. В интересах их речевого развития значительно и то и другое. Организуя праздники, мы должны и тому и другому уделять время и внимание.
Что же мы можем предоставить детям-зрителям? Театральные сказки, концерты, литературные чтения с волшебным фонарем, сказочных героев.
Бывают случаи, когда материал, предлагаемый детям в виде куплетов, частушек, может только опошлить вкус детей.
Не менее значителен вопрос об участии самих детей в праздничных выступлениях. В интересах социального и речевого развития детей такие выступления имеют огромное значение.
Для того чтобы говорить хорошо всегда и при всех условиях, надо не только уметь говорить, но надо приобрести привычку говорить публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей.
Есть люди с богатым духовным содержанием, прекрасно владеющие речью, но настолько застенчивые, неуверенные в себе, непривычные к публичной речи, что достаточно присутствия двух-трех посторонних лиц, чтобы они не могли произнести ни слова. С этим надо бороться, развивать в детях уверенность в себе и доверие к своим силам. Привычку к публичной речи можно создать в человеке только путем приучения его с малолетства к речи перед посторонней, увеличивающейся в числе аудиторией.
Поэтому-то так важно, чтобы дети уже в детском саду проникались сознанием, что они принимают участие в общей работе, в общей беседе, что их словами все заинтересованы, что они рассказывают товарищам нечто, что может и должно их всех заинтересовать.
Но недостаточно выступить только перед своими товарищами. К ним дети привыкают и перестают их стесняться, нисколько не утрачивая в то же время робости в присутствии новой посторонней аудитории. Поэтому необходимо приучать детей читать и говорить перед публикой. С этой целью следует изредка организовывать чтение детей на детских праздниках, на которые приглашаются родители и знакомые.
Такие выступления детей уже практикуются и в детских садах и в школах, но организация их не всегда соответствует тем принципам, которыми при этом следует руководствоваться. Им придается характер излишней торжественности, исключительности, дети дифференцируются, выдвигаются избранники, развивается пустое тщеславие, с одной стороны, зависть-с другой. Эта внешняя отрицательная сторона дела убивает его внутреннюю сторону - развить во всех детях умение и потребность путем живого слова воздействовать на слушателя.
Всякий парад, всякая внешняя показная сторона, способствующая проявлению тщеславия, не должны иметь места. Выступать и читать должны все дети, без различия из свойств и способностей. Детей робких, застенчивых следует выдвигать в первую очередь. Необходимо соблюдать осторожность в расточении похвал, в манере порицания, чтобы не разжигать тщеславия и не задевать самолюбия.
Дети могут разыгрывать маленькие сценки, сказки, читать стихи, рассказывать, давать пояснения к картинам.
При этом шлифуется их речь, развивается уверенность в себе, находчивость, открывается простор для творчества. Составлять небольшие инсценировки по сказкам, рассказам, басням, по данным детской жизни не так уж трудно; требования к таким вещицам не слишком велики: были бы они понятны и интересны по содержанию и грамотны по изложению. Но мы никогда не должны забывать, что детский спектакль не театральное представление, в котором участвуют актеры, а методический прием, имеющий в виду детей. Участвовать в этих спектаклях должны все дети.
Первая категория праздников – сезонные : праздник весны, лета, осени, зимы. Оформления их может быть очень разнообразно и интересно, с привлечением различных видов детской деятельности и живого слова.
Вторая категория - праздники литературные, музыкальные, посвященные памяти и творчеству знакомых детям писателей, поэтов, композиторов; из нашей дошкольной практике мы можем назвать праздник Пушкина, повторяющийся каждый год, Некрасова, Глинки, Моцарта, Бетховена. На них выступают обычно и дети и взрослые.
Третья категория - праздники труда : посадка деревьев, цветов, сбор овощей, фруктов.
Четвертая категория – бытовые праздники : дни рождения детей, летом пикники – походы на природу.
Сюда же следует отнести случайные, мимолетные маленькие праздники. Детям накануне объявляется: завтра у нас будет праздник. Более тщательно наводится порядок, организуется «сладкий стол», снимаются обычные плановые занятия, и устраивается «театр» - час детской самодеятельности: чтение стихов, пение, пляски, игры. Старшие дети могут сами придумывать маленькие сценки.
Темы для таких инсценировок дети выбирают сами или их предлагает педагог: встреча двух друзей, в лесу (сбор грибов, ягод, отдых под дубом, у костра (дети разжигают костер, располагаются вокруг него, кто-нибудь рассказывает сказку) и т. п. Декорации никаких не требуется. Все воображаемое.
Сколько же праздников разного типа можно представить детям в году? Ответить на этот вопрос определенным числом нельзя. Сколько нужно. Это должен подсказать педагогический такт и чувство меры.
Праздники и праздничные выступления детей неизменно включают музыкальные номера, главным образом пение, а потому попутно можно сказать несколько слов о музыкально-вокальном образовании детей, несомненно, оказывающем влияние на развитие их языка.
Мы коснемся только одной стороны этого большого вопроса, а именно пения как фактора развития речи детей. Детям предоставляется возможность слушать пение и петь самим. Каждая песня связана с литературным текстом, который дети должны запомнить. К такому тексту должны быть предъявлены те же требования, что и к любому литературному произведению, с которым знакомят детей, - абсолютной грамотности, по возможности художественности. Дети должны понимать смысл песни, которая им поется, что выдвигает определенные требования к дикции поющего лица. Литературный текст песни должен быть разучен с детьми предварительно, это требование обуславливает сотрудничество педагога и музыкального руководителя.
Музыкальное образование неразрывно связанно с культурой слуха, а культура слуха – один из важнейших факторов в деле развития речи.
Следует еще отметить роль пения в борьбе с некоторыми недостатками речи, главным образом с заиканием. Отмечается, что пение, т. е. протяжное произношение звуков, входящих в слово, пресекает виды заикания.
Пением пользуются как методом борьбы с видами заикания, не являющимися неисправными. Но такая работа должна вестись специалистом.