Надежда Новожилова
Правовой час с педагогами ДОУ «Уважать права других людей — обязанность каждого человека»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Титульный слайд
Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня мы собрались на традиционный Правовой час и тема нашей сегодняшней встречи «Уважать права других людей – обязанность каждого человека». Мы поговорим о правах детей, родителей, воспитателей, о правах и обязанностях всех участников образовательного процесса, затронем ситуации, с которыми встречаемся в нашей практике.
Публикация «Правовой час с педагогами ДОУ „Уважать права других людей — обязанность каждого человека“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
Уважаемые коллеги, подскажите пожалуйста, какой праздник будет отмечать весь мир 20 ноября? (Международный день ребёнка. День правовой помощи детям). В связи с этим, предлагаю вам обратится к истории и вспомнить историю появления этого праздника.
2. Рубрика «Обратимся к истории…»
Если мы обратимся к истории, то увидим, что бесправное, рабское положение детей в процессе исторического развития, пренебрежительное отношение к ребенку были свойственны всем странам.
В Швеции дети подвергались всем наказаниям, включая смертную казнь и каторжные работы.
Английские тюрьмы были полны подростками 10-12 лет.
В Древней Спарте ребенка, родившегося слабым, сбрасывали со скалы в пропасть.
В Париже детей, которые были в тягость родителям, отдавали нищим вместе с деньгами.
К осознанию того, что ребенок обладает теми же правами, что и все люди, человечество пришло в конце 19 - начале 20 века.
В 1924 году в Женеве Лига Наций приняла первую в истории Декларацию прав ребенка.
20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно, за 2 минуты, приняла Конвенцию о правах ребенка, превратив ее в международный юридический механизм, обеспечивающий правовую защиту детей.
Именно поэтому, 20 ноября объявлен - Международным Днём Правовой Помощи детям.
3 – 12. Ребусы по правам ребёнка
13. Рубрика «Методическое руководство по правовому просвещению дошкольников и их родителей»
Некоторые мероприятия, которые воспитатель в ДОУ может проводить по правовому просвещению дошкольников:
Цикл занятий по темам: «Что такое права человека», «Право ребёнка жить и воспитываться в семье», «Право ребёнка на охрану здоровья», «Права ребёнка на образование», «Права и обязанности ребёнка», «Право на защиту» и др.
Оформление выставки рисунков на тему «Я и мои права».
Игры и проблемные ситуации: «Что такое хорошо и что такое плохо», «Запрещается — разрешается», «Мы разные, но у нас равные права».
Просмотр видеороликов «Права детей в мультфильмах», «Декларация прав ребёнка».
Сказочные викторины, загадки по правам детей.
Игровые музыкальные и спортивные развлечения «Дети и их права».
14. Для работы с родителями воспитатель может проводить следующие мероприятия:
*Размещение информации о Дне правовой помощи и мероприятиях в рамках этого Дня на сайте ДОУ.
*Оформление информационных стендов по правовому просвещению родителей.
* Консультации для родителей на темы: «Правовое образование дошкольников», «История становления законодательства о правах ребёнка», «Можно ли обойтись без наказания», «Ребёнок и его права» и т. п.
* Оформление памяток для родителей на темы: «Наказывая, подумай: зачем?», «Искусство быть родителем», «Четыре заповеди мудрого родителя» и т. п.
15. Рубрика «Воспитатель и родитель.
Кто прав?.»
Какие просьбы воспитатели выполнять не должны?
Пойти навстречу родителям и принять ребенка с признаками болезни?
16. Воспитатель не может принять ребенка в группу с насморком, кашлем, температурой и иными признаками болезни. И не потому, что воспитатель не способен войти в положение и не понимает, что родители рискуют потерять работу из-за частых больничных. А потому что он не может подвергать рискам здоровье других детей.
Тем более, что по новому СанПину требования к контролю за состоянием здоровья детей ужесточились.
17. Отдать ребенка брату (сестре) младше 18 лет?
18. Забирать ребенка без дополнительных разрешений и документов могут только мама и папа.
Воспитатели не могут отдать ребенка несовершеннолетнему брату или сестре, а также другим родственникам, если это не было заранее согласовано. В некоторых детских садах перед началом года формируются списки с перечнем лиц, которые могут забирать ребенка.
19. Подождать родителей после работы?
20. У воспитателя также есть регламентированный распорядок дня. После окончания смены с воспитателя снимается ответственность за безопасность воспитанника. Понятно, что ситуации бывают разные и в порядке исключения воспитатель может дождаться родителей, пока они не доедут с работы и не заберут ребенка. Но нужно понимать, что воспитатель не обязан этого делать.
Оставить ребенка на улице одного или в группе воспитатель не может. Если в течение часа за ребенком никто не пришел, воспитатель может сдать ребенка в комнату милиции, сообщив об этом родителям.
21. Дать ребенку лекарство?
22. Воспитатель не может давать ребенку лекарства (даже если это – витамины или капли в нос). Он даже не имеет право хранить собственные лекарства в группе детского сада, тем более держать их на видном или доступном месте для детей, так как это опасно.
Если у ребенка возникнет побочная реакция на лекарство или таблетки решат «попробовать» другие дети, вина будет на воспитателе.
Лекарственные препараты могут быть только в аптечке медицинского работника.
23. Не отдавать ребенка папе (маме?
24. Если между родителями конфликт, то это не повод запрещать воспитателю отдавать ребенка папе или маме. Даже если родители в разводе, они оба могут прийти за ребенком. Исключение одно – запрет получен в суде или второго родителя лишили родительских прав.
А вот если родитель пришел забирать ребенка в нетрезвом состоянии, воспитатель не сможет отдать воспитанника.
25. Прочие права воспитателя, о которых следует помнить родителям:
• Не встречать ребенка лично, если его привели в группу с опозданием.
• Узнавать, почему ребенок пропустил детский сад.
• Потребовать справку от врача при пропуске детского сада по болезни.
• Давать рекомендации по дополнительной работе с ребенком.
• Не стирать и гладить детские вещи.
• Наконец, нельзя забывать о праве педагогов на уважительное отношение к себе и к своей работе.
26. Рубрика «Воспитатель и закон»
За что несёт ответственность воспитатель?
По ФЗ «Об образовании» воспитатель несет прямую ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей; за создание для них благоприятных условий и соблюдение прав ребенка.
Воспитателя могут привлечь к ответственности за:
нарушение прав ребенка;
бездействие, когда требовалось оказать первую помощь;
сокрытие несчастных случаев;
неисполнение своих служебных обязанностей;
нарушение норм безопасности;
разглашение личной информации о воспитанниках.
27. Что грозит воспитателю за закрывание детей в туалете, брание за ухо, физическое насилие и унижение, на которое жалуются родители?
Данные действия воспитателя являются нарушением закона Российской Федерации «Об образовании». Согласно статье 28 данного закона, воспитание в дошкольных образовательных учреждениях должно осуществляться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей на основе доброжелательности, терпимости, уважения к правам и свободам человека. Описанные примеры насилия и унижения детей являются нарушением прав ребенка на защиту от издевательства и насилия. В данной ситуации воспитатель может быть привлечен к уголовной ответственности и штрафу.
28. Вопрос. Ребенка забыли на площадке в детском саду после прогулки. К счастью, с ним ничего не случилось, ребенок отреагировал достаточно спокойно. Как вы думаете, могут ли быть для кого-то из сотрудников детского сада какие-либо уголовные/административные последствия с учетом того, что пострадавших по факту нет?
29. Необходимо отметить, что каждая образовательная организация, в данном случае детский сад, обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за ними, обеспечивающие их жизнь и здоровье (п. 2 ч. 6 ст. 27 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Описанная ситуация, когда ребенок в период пребывания в детском саду остался без присмотра, изначально рассматривается как угрожающая его жизни и здоровью. Наличие или отсутствие травм у ребенка, а также дальнейшее развитие ситуации правового значения в данной ситуации не имеет. Основанием для наступления ответственности будет являться сам факт оставления ребенка без присмотра.
Действия администрации детского сада в данной ситуации могут быть квалифицированы по п. «б» ч. 2 ст. 238 Уголовного кодекса РФ как оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, предназначенных для детей в возрасте до шести лет. Данное преступление относится к категории тяжких с наиболее строгим наказанием в виде лишения свободы на срок до шести лет.
30. Рубрика «Родитель и закон»
Говорят родители…
«Мой ребёнок ударил другого ребёнка в детском саду по голове железным ведерком, теперь родители пострадавшего ребёнка просят меня оплатить консультацию невролога и если потребуется его лечение. Заведующая детского сада говорит, что виноваты родители в том, что плохо воспитывают ребёнка. Скажите пожалуйста, кто в этой ситуации виноват: воспитатель за то, что не досмотрел или родители? И кто будет оплачивать дальнейшее лечение если потребуется?»
31. В соответствии с пунктом 12 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г. № 666, дошкольное образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье детей во время образовательного процесса.
Кроме того, если вы посмотрите внутренний документ, в котором указаны обязанности воспитателя детского сада, то увидите там следующие пункты:
«Воспитатель обязан осуществлять тщательный присмотр за вверенными ему детьми в строгом соответствии с требованиями инструкции по охране жизни и здоровья детей в помещениях учреждения и на детских прогулочных площадках».
«Воспитатель обязан следить за состоянием и укреплением здоровья каждого ребенка в группе».
«Воспитатель несет персональную ответственность за жизнь и здоровье детей во время их пребывания в учреждении».
Поэтому все претензии к воспитателям
32. «В детском саду ребенок поцарапал дорогие очки моему ребёнку. Я считаю, что воспитатель должен возместить ущерб».
Обязан ли воспитатель это делать?
33. Воспитатель не несёт ответственность за вещи ребенка (сравнимо с игрушкой ребенка). В должностной инструкции прописано, что воспитатель несёт ответственность за жизнь и здоровье ребенка, но никак не за имущество детей.
34. Рубрика «Здоровый воспитатель – ответственный воспитатель»
Профессиональный труд воспитателя отличает высокая эмоциональная загруженность, и, как следствие этого, педагоги испытывают «педагогический кризис», «истощение». У педагогов может проявляться равнодушие к работе, к детям, к добросовестному выполнению своих обязанностей.
Эмоциональные проблемы — не редкость для педагогов. Зачастую эти проблемы могут быть следствием напряженности трудовой деятельности, неблагоприятных взаимоотношений между коллегами, родителями, детьми.
Педагогам, страдающим эмоциональным истощением, прежде всего, необходимо найти новую струю вдохновения и мотивации. Методик профилактики и преодоления эмоционального истощения много, но самое главное — поддержка педагогов в процессе деятельности, т. е. внутри коллектива. Важно помнить, что чем интереснее для человека деятельность и насколько часто он получает положительные эмоции, тем меньше усталость, раздражительность и тем быстрее восстанавливаются силы и душевное равновесие, которые так необходимы в такой сложной профессии, как педагог.
35. Игра для педагогов «Объявление»
Педагоги прикрепляют друг другу на спине листок бумаги. Потом педагогам предлагается каждому написать друг другу на листах бумаги то, что друг в друге ценят : профессиональные, личностные качества, то, что отличает этого человека от других членов коллектива.
После того, как все листы заполнены, их снимают и перемешивают. Ведущий зачитывает характеристику, задача участников – узнать, о ком идёт речь.
36. Игра для педагогов «Хор»
Педагогам предлагается спеть всем известную песню «В лесу родилась ёлочка» по заданию, как:
Африканские аборигены
Кавказские горцы
Оленеводы Чукотки
Английские джентельмены
37-44 .Слайды - вывод