цветкова светлана
Консультация «Правовое воспитание ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проблемы
Каждый человек обязательно должен знать и изучать свои права и обязанности. Наша жизнь, особенно в нынешний период, сложна и многообразна, поэтому изучение закона необходимо начинать практически с раннего детства. Ребёнок, получив базовые знания по праву, легче сможет ориентироваться в социуме и будет подготовлен к осознанному употреблению этих знаний на практике.
Изменения политической и социально-экономической ситуации в России, социальная дифференциация, происходящая в молодежной среде, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Консультации для родителей
- Права ребенка. Консультации для родителей
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
Молодежь вынуждена адаптироваться к подобным условиям, и результаты вживания в окружающую среду налицо: ранняя алкоголизация, потребление наркотических, токсических, психотропных веществ, нежелание учиться, работать, бродяжничество. В связи с этим большое значение приобрела проблема правового воспитания несовершеннолетних, формирования у подростков гражданской ответственности и правового самосознания.
Усвоение правовых знаний становится эффективнее, если они изучаются вместе с реалиями жизни. Сейчас, когда общество захлестнула волна преступности, особенно важно своевременное приведение в действие такого средства профилактики правонарушений и преступлений, как формирование законопослушных граждан, обращение особого внимания на умение добывать правовую информацию и пользоваться ею. Право живет в действии, в практике его применения, принцип «выучил и запомнил» не удовлетворяет его сущности. Право лежит в принципиально иной плоскости отношений, а значит, и обучение праву должно быть особенным. Главное здесь – не бездумное заучивание норм действующего законодательства, а овладение ими, умение мыслить, принимать решения, результативно и бесконфликтно разрешать жизненные проблемы, что приспосабливает подростка к самостоятельному и автономному существованию после выпуска из детского дома или школы.
Являясь одним из основных институтов социализации детей, лишенных родительского попечения, детский дом, наряду со школой, играет особую роль и в процессе правовой социализации, целенаправленно формируя полноценного члена общества, способного ориентироваться в правовой среде и действовать с полным осознанием ответственности за свои решения и действия.
Основные задачи работы заключаются в следующем:
.
• формировать правовую культуру у воспитанников;
• воспитывать патриотизм и гражданственность, уважение к правам и свободам личности, чувства собственного достоинства и справедливости;
• развивать умение работать с документами;
• вырабатывать навыки законопослушного поведения.
Принципы работы
• Включение в воспитательно-коррекционный процесс всех сфер личности подростка: интеллектуальной (сознательное усвоение подростком общественных норм поведения); действенно-практический (вовлечение в общественно-полезную деятельность) и эмоциональный (общение с окружающими.
• Единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов.
• Личностная направленность – учет интересов детей, своеобразия
характеров, упор на личностное достоинство подростков, опора на
положительные качества.
• Учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей воспитанников.
Методы работы
В работе с подростками по изучению прав человека мы применяем разнообразные методы (вовлечение в деятельность, стимулирование, увлечение, доверие, сотрудничество и т. д., но наиболее эффективными считаем следующие:
• метод переубеждения (предоставление воспитанникам убедительных аргументов, включение их в критический анализ своих поступков);
• метод переключения (использование на одном занятии различных форм).
Формы работы:
• групповая работа;
• беседы;
• игры;
• тесты;
Говоря о младшем школьнике важно помнить о тех противоречиях, которые лежат в основе его развития и обучения. С одной стороны первоклассник хочет многое знать и многому научиться. С другой стороны не сформирован социальный мотив учения. И если не учитывать эти особенности в обучении и воспитании, то ребёнок потеряет желание получать знания. Процесс получения младшим школьником правовых знаний должен быть увлекателен и оставлять только положительные эмоции и ребёнок должен быть активным участником всего действия в любом мероприятии, посвящённом правовому воспитанию.
Основными задачами правового воспитания на данном этапе являются:
1. дать детям первоначальные и основные сведения по праву в доступной для них форме;
2. дать учащимся первоначальные сведения о Декларации прав человека;
3. Дать детям первоначальные сведения о международном документе «Конвенция о правах ребёнка»;
4. способствовать становлению активной гражданской позиции учащихся;
5. воспитание адекватной самооценки;
6. формирование здорового образа жизни;
7. воспитание уважительного отношения учащихся друг к другу.
Мероприятие Цели и задачи
1.«Наши правила просты!» Познакомить учащихся с правилами поведения в школе, правилами общения друг с другом, разработать правила класса.
2.«Что такое хорошо? Что такое плохо?» Дать учащимся первоначальные понятия о правилах поведения в обществе, об ответственности за их нарушение.
3. «Что такое право и правоведение?» Дать детям первоначальные и основные сведения по праву в доступной для них форме.
4.«Путешествие в страну прав» (Познакомить детей с системой правоохранительных органов
5. «Знакомьтесь, мадам Декларация!» Дать учащимся первоначальные сведения о Декларации прав человека
6. «На приёме у госпожи Конвенции» (Дать детям первоначальные сведения о международном документе «Конвенция о правах ребёнка»
7. ««Конвенции о правах ребёнка» Познакомить детей со ст. 9 «Конвенции о правах ребёнка»
8. «Наш досуг – наше право» Познакомить детей со ст. 31 «Конвенции о правах ребёнка»
9. «Где работать мне тогда, чем заниматься?» Познакомить учащихся их правом на самовыражение и с их правом на защиту от эксплуатации со ст. 32 «Конвенции о правах ребёнка», Первичная профориентация.
10. «Берегите Землю» Цель: способствовать становлению активной гражданской позиции учащихся, воспитанию человека – гражданина, хозяина родной земли, учить познавать окружающий мир, любить и беречь природу.
11. «Правовая Ассамблея сказочных героев» Цель: закрепить знание статей Всеобщей Декларации прав человека, развивать умение работать в группах
12. «Путешествие в страну правоведию» викторина Цель: закрепление знаний учащихся по праву
5 – 9 классы.
Одним из важных видов деятельности подростков является общение, и научить этому навыку очень важно. Главное – дать возможность ребёнку высказаться, что бы его услышали и также, чтобы он научился слышать. Такую задачу решать можно через такие мероприятия как: интерактивные классные часы, классные часы с элементами тренинга, семинары, круглые столы, где каждый может поделиться своим мнением и вносить какие – либо предложения, а так же обязательно чему – то научится. На данном этапе важно выявить творческий потенциал ребят и направить его в нудное русло, что зависит уже от взрослого, организующего мероприятие.
На данном этапе реализуем следующие задачи:
1. Профилактика правонарушений среди подростков
2. Формирование здорового образа жизни
3. Ознакомить с содержанием статей Всеобщей Декларации прав человека и Конвенции о правах ребёнка
4. формировать у учащихся понимание универсальности, всеобщего характера тех прав, о которых говорится в Декларации и Конвенции
5. развивать навыки участия в дискуссии, умение излагать собственную позицию, умение выслушать и принять во внимание позицию других.
6. Формирование системы правовых знаний; развитие умения определять свою жизненную позицию
7. Воспитание нравственности и развитие творческого интереса к самим себе и окружающим людям
8. Способствовать формированию у учащихся навыков правомерного поведения, умения самостоятельно принимать решения в различных ситуациях через игру, навыков общения в процессе овладения знаниями через игровую ситуацию
9. стимулировать творческую активность учащихся.
Мероприятие Цели, задачи
1. «Ваши права и ваши обязанности» Ознакомить с содержанием статей Всеобщей Декларации прав человека и Конвенции о правах ребёнка; формировать у учащихся понимание универсальности, всеобщего характера тех прав, о которых говорится в Декларации и Конвенции; развивать навыки участия в дискуссии, умение излагать собственную позицию, умение выслушать и принять во внимание позицию других.
2. «Права детей Формирование системы правовых знаний; развитие умения определять свою жизненную позицию; обучение подростков основам юридических знаний.
3. «Что в имени тебе моём Воспитание нравственности и развитие творческого интереса к самим себе и окружающим людям; развитие умения работать с документами на основе изучения статей Конвенции о правах ребёнка ООН, Семейного кодекса РФ и навыков самостоятельного поиска дополнительного материала.
4. «Сказка ложь, да в ней намёк» Ознакомить учащихся с основными правами и свободами Декларации прав человека; научить применять их в жизни.
5.«Что такое хулиганство?» (правовая игра) Способствовать формированию у учащихся навыков правомерного поведения, умения самостоятельно принимать решения в различных ситуациях через игру, навыков общения в процессе овладения знаниями через игровую ситуацию; ознакомить с одним из институтов общества; стимулировать творческую активность учащихся.
6.«Будь здоровым и успешным!» классный час. Формирование взглядов и убеждений, соответствующих здоровому образу жизни, выявление его преимуществ для личности и общества; воспитание сдержанности, самообладания, сильной воли и характера, стремление к самосовершенствованию и борьбе против негативных явлений.
7. «Тайна едкого дыма» Формирование у учащихся интереса к здоровому образу жизни.
8. «В гостях у Шерлока Холмса») Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; формирование у учащихся правовых знаний, законопослушного поведения и основ толерантности; развитие правового самосознания; аптимизация познавательной деятельности подростков; воспитание чувства ответственности за свои поступки, взаимовыручки и уважения к окружающим людям; развитие памяти, внимания, мышления.
9.«Радужный камень» (развивающее психологическое занятие) Помочь детям осознать различия в их отношении к тем, кого они считают близкими людьми и кого считают чужими; предложить модель конструктивного общения с людьми, которые объективно или субъективно воспринимаются ка чужие.
10.«Толерантность и мы» классный час Развитие умения понимать чувства, настроения, мотивы поведения других людей; усвоение стандартных приёмов этических форм общения и творческого их использования с учётом обстановки. Эмоционального состояния партнёров по общению; раскрытие причин отсутствия взаимопонимания; воспитание толерантности среди подростков.
Квест «Формула здоровья» Воспитание здорового образа жизни, умение работать в команде, развитие лидерских качеств.
Индивидуальный план работы по профилактике правонарушений с воспитанником группы
№ п/п Содержание работы Сроки
1 Контроль за за посещаемостью, успеваемостью, занятостью в свободное врем В течение учебного года
2 Проводить индивидуальные беседы по мере необходимости (при срывах в поведении, прогулах занятий, самовольного выхода за территорию Центра). В течение учебного года
3 Взаимодействие со специалистами Центра. В течение учебного года
4 Консультации с психиатором В течение учебного года
5 Взаимодействие с медицинскими работниками В течение учебного года
6 Вовлекать в участие культурно- массовых и спортивных мероприятий, проводимых в Центре. В течение учебного года
7 Повторить права и обязанности для воспитанников Центра В течение учебного года
8 Поощрять желание выполнять поделки в свободное время (вышивание, аппликация, бумажное моделирование)
В течение учебного года
9 Помочь в выборе занятий и кружков по интересам Вовлекать во внеурочную кружковую деятельность: спортивные секции;
В течение учебного года
10 Профилактика вредных привычек В течение учебного года
План проведения индивидуальных бесед.
№ п/п Содержание работы Сроки
I Личностное развитие
1
2
3
4
5 «Поможет ли нам обман»
«Как воспитать в себе сдержанность»
«Береги свое время и время других»
«Я и мои соседи»
«Что такое самовоспитание?» Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Май
II Основы социализации и общения
1
2
3
4 «Стыд и совесть»
«Моя любимая профессия»
«Что такое счастье?»
«Хорошие манеры» Октябрь
Ноябрь
Февраль
Апрель
III Экологическое воспитание
1
2
3 «Явления природы»
«Природа не прощает ошибок»
«Вода и жизнь» Ноябрь
Январь
Май
IV Правовое воспитание
1
2
3
4
5 Закон «О профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в РМ»
«Всегда ли я правильно поступаю по отношению к другим людям»
«Умей давать и сдерживать свои обещания»
«Наказание»
«Воровство и его последствия» Ноябрь
Декабрь
Март Апрель
Май
V Охрана жизни и здоровья
1
2
3
4
5 «Сигарета не конфета».
«Что такое токсикомания?»
«Почему вредные привычки называют вредными?»
«Сможешь ли ты устоять?»
«Я отвечаю за свое решение» Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Март
Май
•