Виктория Шабалина
Сценарий православного праздника для детей с ОНР «Сретение Господне» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи.
Православный праздник «Сретение Господне».
Цель: первоначальное знакомство воспитанников с праздником православного календаря – событиями и смыслом Сретения Господня.
Задачи.
Обучающие задачи:
Публикация «Сценарий православного праздника для детей с ОНР „Сретение Господне“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Сретение Господне, 15 февраля
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» февраль 2024
• Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в мир духовных понятий и представлений.
• Познакомить с иконой «Сретение Господне.
• Подвести к пониманию того, что основа добродетельной жизни – православная вера.
Коррекционно-развивающие задачи:
• Совершенствовать грамматически правильную речь, пополнить словарный запас.
• Способствовать развитию памяти, воображения.
• Развивать мелкую моторику рук, творчество воспитанников.
• Закреплять навыки работы с бумагой.
• Развивать у детей желание быть причастными к православным традициям, подражать благим образцам.
• Развивать эстетическое восприятие иконы и духовное видение смыслов изображения на примере иконы «Сретение Господне».
• Развивать любознательность, интерес к народным традициям.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать у детей привычку готовиться и отмечать вместе с родителями православные календарные праздники, быть причастными к ним.
• Приобщать дошкольников к нравственным и духовным ценностям православной культуры.
• Воспитывать у детей уважение и любовь к ближнему, к старшим.
Словарная работа: сретение, храм, Богородица, старец Симеон, икона, Богоприимец, иконописец, нимб, седовласый, седобородый.
Сопровождение занятия педагогом: по ходу всего занятия необходимо контролировать и исправлять речь воспитанников (согласование, грамматические ошибки, поставленные звуки).
Способ организации: фронтальный
Методы и приемы: игровые методы, вопросы, сюрпризные моменты, музыкальное сопровождение, рассматривание, проговаривание, хоровые и индивидуальные повторения, инсценировка, самостоятельное творчество, игровые приемы, наводящие вопросы, напоминания.
Место проведения: групповая комната
Дидактическое обеспечение:
Технологии и методики: здоровьесберегающие, проектной деятельности, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные, развивающие, социокультурные, игровые.
Демонстрационный материал: мультимедиа, презентация по теме «Сретение Господне», музыкальный центр, пиктограммы «Веселинка» и «Грустинка», мольберт с магнитами по количеству детей, шаль для «бабушки-рассказушки», завернутая в одеяльце кукла-малыш, похожая на ребенка, и платок для игры-инсценировки, стеклянный сосуд (ваза) и разноцветные декоративные камушки для дидактической игры «Сокровища души».
Раздаточный материал: клеенки для работы, заготовки для птиц (силуэты птиц из белого картона, крылья – из цветной самоклеящейся бумаги, цветные шнурки, ножницы, клей-карандаш.
Предполагаемый результат: воспитанники будут знать о событиях и смысле православного праздника «Сретение Господне».
Ход занятия:
1. Организационный
- Приглашаю вас скорей круг построить для друзей! Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся! Вот какие мы все друзья! Давайте поздороваемся, пожелаем друг другу здоровья и хорошего настроения.
Работа над интонацией и голосоподачей.
- Давайте поздороваемся ласково: «Здравствуйте!»
- А теперь поприветствуйте тихо: «Доброе утро!»
- И скажите громко, звонко, весело: «Мы рады всех видеть!»
(Ответы детей с разной интонацией и силой голоса)
- Ну, а если вы рады всех видеть, то у вас какое настроение? (Хорошее)
- А в праздники настроение всегда бывает хорошим? (Да)
(Слайд 1)
Церковь празднует сегодня
Праздник Сретения Господня!
Льется колокольный звон
В Храме старец Симеон
Мальчика Христа встречает
И как Бога величает.
- Кроме обычных праздников, есть православные. А среди православных выделяются самые главные, их всего 12. Так вот, Сретение Господне – один из таких праздников. Его отмечают сегодня, 15 февраля.
2. Основная часть.
Слышится звук колокола и голос (аудио запись):
- К вам сегодня в гости очень я спешил,
Про радостную встречу рассказать решил…
- Кто это, ребята? Послушайте мою подсказку.
Всех вас он оберегает.
Мысли ваши и тайны знает.
Вместе с вами радуется удаче,
А согрешите – страдает и плачет.
(Слайд с ангелом)
- Молодцы, ребята, догадались – это Ангел. Ангел-хранитель есть у каждого человека. Пусть мы его не видим, но он всегда находится рядом с нами, защищает нас от всякой беды.
- Встреча с добрыми и хорошими людьми - это целое событие, которое может запомниться на всю жизнь. Знаете, как бывает, ждешь встречи очень долго, ждешь и не можешь дождаться.
А вам, дети приходилось кого-то долго ждать?
- А хотите, я приглашу вас в гости к бабушке-рассказушке? Она много знает интересного и расскажет вам про одну очень радостную встречу.
Дети подходят к бабушке-рассказушке (воспитатель надевает шаль):
- Проходите, детушки милые, детушки румяные да улыбчивые.
Я говорю вам «Здравствуйте»!
Чтоб пожелать здоровья доброго!
Удач, успехов и везенья!
Хорошего настроения!
Бабушкой-рассказушкой все зовут меня,
И сегодня низко кланяюсь вам я! (поклон)
Дети здороваются и кланяются в ответ.
- Мои милые детушки. Как замечательно, что вы пришли ко мне в гости, я этой встрече очень рада. Встреча с добрым и хорошим человеком – это целое событие, которое может запомниться на всю жизнь.
- А хотите узнать, ребята, историю одного человека, который ждал встречи всю свою жизнь? А звали этого человека старец Симеон.
- Кто такой старец? (старик, дед).подберите родственные слова к слову «Старец». (Старичок, постарел, состарился, старик, старикан, старикашка, старенький, старый, старость, старуха, старушка, старушенция, старение и др.)
- Давайте поиграем!
Словесная игра «Назови ласково».
Мама – мамочка,
Папа – папочка,
Сын – сыночек,
Дочь – доченька,
Баба – бабушка,
Старуха – старушка,
Дед – дедушка,
Старик – старичок.
- Отлично справились! Садитесь поудобнее. Сейчас я вам расскажу историю жизни старца Симеона.
Дети садятся на стульчики перед экраном.
(показ слайдов)
НА ВСТРЕЧУ С БОГОМ
Утром, как обычно, в храм пришла Анна. Ей было уже 84 года. Она каждый день посещала церковь. Так проходили дни и десятилетия. Люди относились к Анне с уважением. В городе жил еще один пожилой человек, к которому также все относились с почтением. Его звали Симеон. Анна часто беседовала с ним. Однажды у них зашел разговор о старости и смерти.
- Я прожила долгую жизнь, но Господь меня не забирает, как будто мне предстоит сделать что-то важное, - призналась Анна, - но что может такого произойти?
- Послушай, Анна, тебе всего 84 года, а мне уже 300 лет. Послушай мою историю. Это случилось очень давно. Когда я читал Сященное Писание, то посмеялся над словами, в которых говорилось, что от Девы родится Спаситель всего мира. В ту же ночь меня посетило видение. Ангел сообщил, что я не умру, пока не увижу Христа. В это я поверил не сразу, а только лишь когда мне исполнилось 100 лет.
- А сегодня я вдруг почувствовал, что должен срочно прийти в храм.
Не успела Анна сказать и слова. Как увидела, что к храму идет женщина с младенцем на руках, а за ней следует мужчина. Иосиф и Богородица Дева Мария пришли в храм, для того чтобы исполнить древнюю традицию. Они принесли на посвящение Богу маленького Иисуса, на 40 день после его рождения. С собой они взяли двух голубиных птенцов – это была их благодарность Богу. Симеон и Анна поздоровались с ними. Симеон взглянул на младенца, и показалось ему, что время остановилось. Симеон словно растворился в глубокой синеве младенческих глаз. Он словно очутился в бесконечности, где ему было спокойно и хорошо.
- Господь! – вскрикнула Анна и вскинула руки к небу, а потом прижала их к груди и все смотрела и смотрела на младенца, а по щекам ее текли слезы радости.
- Это он! – подтвердил Симеон и с трепетом принял от женщины, а это была Дева Мария, ребенка. Старец держал на своих руках Иисуса Христа. Сбылось!
Вот так и встретили Симеон и Анна Христа.
Сретение, как раз и значит встреча. В этот день люди встретили Бога!
Этот день встречи в Православной церкви стал большим праздником под названием «Сретение Господне». Он отмечается 15 февраля, на сороковой день после Рождества Христова.
Вот такой рассказ о долгожданной встрече.
- Вам понравился рассказ?
- Как называется праздник?
- Иисуса принесли в храм на сороковой день после его рождения. Как Пресвятая Богородица и праведный Иосиф узнали день, когда нужно было принести первенца в храм? (Посчитали)
- Давайте и мы с вами посчитаем по календарю.
Вместе считают по календарю.
- Иисус родился 7 января. С этого дня и будем отсчитывать 40 дней (4 раза по 10). Какой день у нас получился? (15 февраля)
- Отлично справились с задачей! А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть.
Физкультминутка «Весёлый круг» (под музыку)
Станем, дети, шире в круг,
Шире в круг, шире в круг. (Идут в круге – хоровод)
И посмотрим мы вокруг!
Ты — мой друг!
И я — твой друг!
В ногу дружно мы шагаем.
Хочешь, вместе поиграем? (Остановились)
Сложим руки в кулачок
И поставим на бочок. (Ставят руки на пояс)
Ножкой весело притопнем!
Раз, два, три…
Раз, два, три… (Топают ногами)
И в ладоши звонко хлопнем!
Раз, два, три…
Раз, два, три… (Хлопают в ладоши)
В круг опять все повернулись,
На носочках потянулись. (Движения – по тексту)
Скажем тихо: Бог-Творец!
Ты – небесный наш Отец! (Повторяют слова полушёпотом)
(слайд Икона Сретение Господне)
Дети подходят к иконе.
- Как вы думаете, что это, картина или икона? (икона)
- Верно! Как вы догадались? (ответы детей)
- Эта икона называется «Сретение Господне». Икона в христианстве – священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории. Все персонажи икон, если только это не простые люди, изображаются с нимбами. Нимб — символ святости или божественности.
- Иконописец (художник, который пишет иконы) изобразил реальное событие, происшедшее вскоре после Рождества Христова, когда Мария с Иосифом принесли недавно рожденного Младенца в храм. Встретить Божественного Младенца Христа вышли старец Симеон и святая Анна Пророчица. И сама эта икона названа «Сретение Господне»
Рассматривание иконы «Сретение Господне»
- Что за ступени? (Это здание большого храма)
- Кто пришёл в храм? (Иосиф и Богородица Дева Мария)
- Кто этот младенец? (Иисус Христос, сын Божий)
- Зачем Иосиф и Пресвятая Богородица принесли в этот день Младенца Христа в храм? (Так делали все родители: благодарили Бога за дарование сына-первенца на сороковой день после его рождения)
- Вот и Иосиф идет не с пустыми руками, что несёт он в благодарность Богу? (Двух белых голубков)
- Кто же принимает Младенца из рук Марии? (старец Симеон)
- Какой он? (Седовласый, седобородый, старенький, пожилой, добрый)
- Как вы думаете, живут люди 300 лет? (нет)
- Все правильно вы сказали. Старец Симеон принял Иисуса из рук Марии. С тех пор он прозван – Богоприимец (Бога принял. Давайте повторим). Симеон Богоприимец – праведный человек, он до глубочайшей старости ждал встречи с Тем, Кто станет Спасителем для людей. Он сразу узнал Христа!
Игра-инсценировка «Встреча»
- Зачем сейчас люди носят младенцев в храм? (ответы детей)
- А как вы думаете, что мог бы сказать дедушка при встрече маме с малышом?
- Предлагаю представить себе эту встречу и поиграть в то, как она могла бы произойти. Садитесь на стульчики и приготовьтесь внимательно смотреть.
Кто-то из детей возьмет на себя роль мамы, кто-то, роль дедушки.
«Мама» в платке и куклой-малышом в руках подходит к «дедушке», и между ними завязывается разговор. Между участниками этой незамысловатой игры могут завязаться интересные диалоги, когда «дедушка» поздравляет «маму» с рождением ее ребеночка, говорит, что давно хотел на него посмотреть: надеялся встретить маму с малышом в праздничный день в храме; просит разрешения подержать малыша на руках и т. п.
- Отлично у вас получилось! Такие добрые люди встретились у храма.
Дидактическая игра «Сокровища души»
- Хочу с вами поиграть… (Воспитатель показывает детям прозрачный сосуд)
- Посмотрите на этот сосуд. Скажите мне какой он? (стеклянный, прозрачный, хрупкий, чистый)
- А можно сравнить этот сосуд с душой маленького ребёнка? (Душа у малыша такая же чистая, хрупкая, светлая)
- Сейчас мы с вами наполним эту чистую душу малыша хорошими качествами, чтобы он вырос добрым, порядочным, честным человеком. (Показать разноцветные камешки)
- Вы берете «волшебный» камушек, называете хорошее качество человека и опускаете его в сосуд.
Дети складывают разноцветные камушки в вазу, проговаривая слова – положительные качества человека:
- Вежливость
- Доброта
- Послушание
- Вера
- Надежда
- Любовь к родителям
- Забота
- Любовь к природе
- Добрые поступки
- Сочувствие
- Забота о ближнем
- Радость
- Дружба
- Трудолюбие
- Щедрость
- Бережливость и т. д.
- Посмотрите, какая красивая душа у нас получилась! Мы наполнили прекрасными качествами душу младенца и теперь он непременно вырастет хорошим человеком.
3. Практическая часть.
- Ребята, я предлагаю вам сделать белых голубков, которых принесли Богородица Мария с Иосифом в благодарность Богу за рождение Младенца. Белый голубь – это символ святого Духа, символ праздника Сретения Господня. Подарим сегодня их нашим родным, с пожеланием, чтобы Святой Дух всегда пребывал с нами.
- Проходите и занимайте свои места за рабочими столами.
Звучит мелодия и дети приступают к работе.
Технология выполнения поделки уже знакома детям: для того чтобы получились две птицы, надо простым карандашом дважды обвести шаблоны на листе картона и цветной самоклеющейся бумаге. Дети берут, предварительно подготовленные ими, силуэты и украшают их цветным крыльями с блестками. Склеивают между собой, проложив внутрь цветной шнурок.
- Ах, какие замечательные голуби у вас получились! Давайте украсим нашу группу! А вечером вы можете забрать своих голубочков домой. Теперь вы можете каждый год украшать свой дом к празднику Сретение Господне!
4. Заключительная часть.
Рефлексия.
(Слышится звук колокола, на экране появляется ангел)
- Ой, ребята, а я прослушал, о чем рассказывала вам Рассказушка. Не могли бы вы мне рассказать? (Конечно, расскажем)
- С каким православным праздником вы познакомились? (Сретение Господне)
- Что он обозначает? (Встреча человека с Богом)
- Как звали маму Иисуса Христа? (Мария)
- Как звали старца, который очень долго ждал рождения Спасителя? (Симеон-Богоприимец)
- А как звали пророчицу в Храме, которая вместе с Симеоном прославляла Бога? (Анна)
- Что было в руках у Иосифа, когда они принесли Младенца в храм? (Два белых голубя)
- Что символизирует белый голубь? (Белый голубь – это символ святого Духа, голуби – символ праздника Сретение Господня)
- Как много вы узнали и запомнили! Спасибо – Спаси вас Бог!
Бабушка-рассказушка: Мы вместе с ангелочком желаем, чтобы вы всегда были здоровыми и радостными, пусть в вашей жизни обязательно бывают радостные замечательные встречи.
Ангел: Со Сретением Господним, дорогие дети, поздравляем вас!
Пусть Иисус услышит каждого из вас.
Пусть идут молитвы только от души.
Чтобы вы не жили никогда во лжи.
Бабушка-рассказушка: Ах, как я рада нашей сегодняшней встрече с вами, милые детишки! Вы – такие внимательные! Так много знаете и так хорошо запоминаете! Если и вам понравилась наша встреча, подойдите к «Веселинке» и подарите ей вашу улыбку. Ну, а кому не очень понравилось – подойдите к «Грустинке».
Дети подходят к нужной пиктограмме. Прикрепляют «улыбку».
Воспитатель спрашивает у детей, которые подошли к пиктограмме «Грустинка», что у них не получилось, в чем испытали затруднения. Дает прогноз на успешное будущее ребенка.
Пришла пора, прощаться нужно,
Позанимались от души.
До новой встречи, малыши!
Используемая литература, интернет-ресурсы:
1. Голованова А. Детская библия. - М: Малыш. - 2012.
2. Картинки
3. Потаповская О. М. Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников средствами художественно-продуктивной деятельности. - М: Школьная пресса. - 2009.
4. Теплова А. Б. Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами традиционной культуры в детском саду и в семье: интерактивное пособие/ Теплова А. Б. – Электрон. текстовые дан. (4,37Mb). - Москва, ВОО «Воспитатели России». - 2023.
5. Учебно-методический кабинет https://ped-kopilka.ru/shkolnikam/kak-raskazat-pro-sretenie-detjam.html
6. Федеральная образовательная программа Дошкольного образования http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044