Ирина Шульц
Консультация «Правила дорожные детям знать положено»
Охрана и защита жизни и здоровья детей – одна из основных задач нашего общества. Актуальность обеспечения безопасности дорожного движения растет, и это объясняется увеличением количества автомобилей на дорогах. В таких условиях большое значение приобретает выполнение правил дорожного движения детьми, которые являются самой незащищенной категорией участников дорожного движения. В практику образовательных организаций в настоящее время вошли мероприятия по основам безопасности жизнедеятельности детей, направленные на формирование у ребенка навыков правильного поведения вблизи дороги и в транспорте. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.
Публикация «Консультация „Правила дорожные детям знать положено“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- ПДД. Консультации для родителей
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека. Цель данной работы – сформировать у детей дошкольного возраста правила безопасного поведения при переходе проезжей части и нахождения вблизи нее. Дошкольники узнают о том, кто такие пешеходы и водитель, как правильно ходить по тротуару, где можно играть в подвижные игры на улице, что такое светофор, какие бывают переходы проезжей части. Полученные знания помогут воспитанникам избежать сложных ситуаций на дороге, научат их правильному поведению в общественном транспорте. При организации работы с дошкольниками в данном направлении, за основу были взяты следующие формы работы: -«Осторожные сказки» (чтение сказок, посвященных безопасному поведению вблизи дороги, помогающих уберечься от неприятностей «Внимание! Переходим через улицу», «Улица - не место для игр»);
-НОД, направленные на формирование ориентировки в уличном пространстве; на знакомство с транспортом, с сигналами светофора, с правилами пешехода; с разными видами знаков («Зачем нужны дорожные знаки», «Будь примерным пешеходом и пассажиром», «Красный, желтый, зеленый» т. п.);
- дидактические игры «Три сигнала светофора», «Дорожные знаки», «Мы спешим в школу», «Транспортное лото», «Берегись автомобиля», «Автошкола» и т. п. ;
- рассматривание серии иллюстраций «Дорожная азбука»;
- литературный материал для чтения и заучивания наизусть (стихи, загадки, сказки, рассказы)
Работа с родителями.
В вопросах соблюдения детьми правил дорожного движения, культуры поведения в транспорте родители должны быть примером, поэтому на них лежит большая ответственность. Только в тесной взаимосвязанной работе детского сада и семьи можно выработать у детей необходимые навыки культуры поведения на улице, которые будут побуждать их подчиняться порядку. В этих целях широко используются: информация на стендах для родителей, в папках-передвижках; родительские собрания, беседы с участием инспектора ГИБДД; семинары-практикумы, на которых родителей знакомят с объемом предлагаемых для детей знаний и умений (правила дорожного движения, сигналы светофора; пешеходный переход «зебра», обязанности пешеходов и пассажиров);
- памятки для родителей «Ребенок и взрослый на улице», «Я – грамотный пешеход», «Дорога в детский сад», «Светоотражатели»;
- консультации для родителей «Азбука безопасности», «Дорога и мы», «Безопасность на улицах города»;
- участие родителей в акциях по безопасности дорожного движения «Стань заметней на дороге», «Засветись в темноте», «Я – грамотный пешеход», «Пассажир и водитель» и т. п. Пример родителей - один из основных факторов успешного формирования у детей навыков безопасного поведения на дороге. Одно неправильное действие родителей на глазах у ребенка или вместе с ним может перечеркнуть все словесные предостережения. Несчастные случаи, происходящие с детьми на дорогах, чаще вызваны выходом на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом или из-за автобуса; игрой на проезжей части; ходьбой по проезжей части. Эти действия ребенок производит из-за неспособности оценить реальную опасность, грозящую ему на дороге.
Поэтому правила дорожного движения для детей дошкольного возраста и школьников имеют огромное значение для сохранения их жизни и здоровья, а совместная работа образовательного учреждения и родителей должна привить дошкольникам уважение к правилам дорожного движения и осознание того, что их неукоснительное соблюдение является обязательным!
Задача взрослого - неустанно обращать внимание ребенка быть внимательным и осторожным на дороге; указывать на ошибки участников дорожного движения; закреплять полученные знания о безопасном поведении посредством чтения книг, стихов, практической и игровой деятельности и, конечно, не забывать о поощрении положительных привычек ребенка при правильном поведении на дороге. Нужно помнить, что в вопросах безопасности ребенка нет мелочей, а беду всегда легче предупредить, чем преодолевать.
Литература 1. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения : Для работы с детьми 3-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2009. – 112с. : цв. вкл. 2. Шорыгина Т. А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2014. – 80с.