Арефьева Оксана Руслановна
Проект «Права ребенка»
проект "Знакомимся со своими правами"
Введение
С древних времен человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Ребенок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь полностью зависит от взрослых. Так, Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Мы навсегда в ответе за тех, кого приручили».
Права ребенка – обязательный и неотъемлемый компонент эффективного современного общества. Их соблюдение говорит о грамотном и оптимальном отношении к будущему поколению.
Публикация «Проект „Права ребенка“» размещена в разделах
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Права ребенка. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Согласно федеральным и региональным законодательным актам право на охрану здоровья является как аспектом права на образование, так и самостоятельным правом и должно соблюдаться в семье и дошкольном образовательном учреждении.
Правовое обучение необходимо начинать в дошкольном возрасте, так как уже с первых шагов юного гражданина должны формироваться нравственно-правовые качества личности, эмоции и поведение. Все граждане должны знакомиться с законами нашего государства, четко и ясно представлять себе свои права и обязанности и учиться защищать свои права.
Ребенок с момента рождения наделен правами. Построение единой содержательной системы по защите прав ребенка напрямую связано с преемственностью между всеми ступенями образования и подкрепляется тесной связью с семьей.
Актуальность
Главной задачей правового образования является обеспечение каждому ребенку оптимальных условий развития индивидуальных способностей, возможности для самореализации вне зависимости от его психофизических особенностей, иными словами, защита прав ребенка.
Воспитание правовой культуры – обязательная составляющая политики государства, ратифицировавшего Конвенцию о правах ребенка. Однако по отношению к детям дошкольного возраста эта задача понимается порой непростительно примитивно: мол, дети посмотрят на картинки, почитают рифмовки – и с правами будет все в порядке. Из картинок и из инсценировок по мотивам Конвенции правовая культура ребенка не возникает. Первая необходимая составляющая, обеспечивающая ее, это правовая культура взрослых и их соответствующее поведение.
Правовое воспитание – это целенаправленное и систематическое влияние на сознание и поведение ребенка с целью формирования у него правовой воспитанности, то есть комплексного качества личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у дошкольников глубоких и устойчивых правовых знаний и убеждений в правильном правовом поведении, реализация которого в практической деятельности отвечает требованиям общества.
В детях должна воспитываться уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Каждому ребенку необходимо знать свои права, обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в нужной для него ситуации. Но для этого он практически не имеет доступа к информации, материалам, подробно затрагивающим и раскрывающим данную тему.
Проблема защиты прав детей существует во всем мире. Во многих семьях наблюдаются ущемления прав ребенка, жестокое обращение родителей к детям. И эта тема не может оставить равнодушным.
Поэтому была поставлена цель: сформировать у детей способность к нравственным поступкам, приобщая детей к основам правовой культуры.
Для реализации этой цели определились следующие задачи:
1. Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.
2. Воспитать уважение и терпимость, независимо от происхождения, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков.
3. Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово.
4. Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека.
5. Разъяснять общественные нормы и правила поведения.
Организуя работу по данному направлению, опирались на ведущие для дошкольников виды деятельности: игровую и художественно-продуктивную. Это дидактические, ролевые и театрализованные игры; игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков и умений.
Организована работа через:
• проблемно-поисковую деятельность детей (решение ситуаций).
• продуктивную деятельность (рисование, лепка, аппликация).
• использование сказок, стихов, пословиц, поговорок, в качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право или понятие. (Здесь нужно подходить к сказкам осторожно, при рассматривании правовой системы оценок, не искажать детского восприятия мира сказок, чтобы не прийти к осуждению героев и оправданию злодеев).
Для этого воспитателями О. Р. Арефьевой и А. Е. Житниковой разработан проект по теме «Знакомимся со своими правами»
В проекте запланированы мероприятия, позволяющие в полной мере осуществлять нравственное воспитание, рассмотрев со всех сторон критерии нравственности. Также была запланирована и работа педагога-психолога с детьми группы. Запланированы беседы и всевозможные ситуации для обсуждения и рассмотрения с детьми.
В работе с детьми использовались проективные методики, беседы. Содержательную информацию о психологическом климате семьи получили из рисунков на тему: «Моя семья», «Самый добрый человек». Эффективным является и наблюдение за детьми в сюжетно-ролевой игре «Семья», так как дошкольники в игровом взаимодействии воспроизводят типичные для их семей отношения и общение. Поведение детей, их действия, высказывания, экспрессия позволяли мне сделать вывод о характере внутрисемейных отношений.
Для повышения эффективности усвоения материала правовой культуры, с детьми провела предварительную работу: беседу о социальных документах «Конвенция прав ребенка», читали сказки «Воробьишко» М. Горького, «Золушка» Ш. Перро, «Морозко» русскую народную сказку, «Кукушка» ненецкую сказку с последующим обсуждением, разучивали стихи о семье.
После предварительной работы с детьми была проведена непосредственно образовательная деятельность по темам: «Наши права», «О правах, играя», «Право на здоровье», «Моя семья». Целью являлось выявление сформированности у детей первоначальных правовых знаний.
Для осуществления поставленных задач на мероприятиях использовались следующие методы обучения: наглядный (плакаты о правах ребенка, иллюстрации к сказкам, документы «Конвенция прав ребенка», словесный, игровой, методы проблемного обучения, кейс-методы,практическую деятельность, изготовление леп-буков. В конце деятельности дети рисовали «Я и мои права», «Город Счастья», «Как я отдыхаю».
Содержание непосредственно образовательной деятельности детей ориентировалось на развитие интереса к собственным правам и обязанностям, формирования навыков социального поведения.
Дети могли анализировать поступки литературных и сказочных героев с точки зрения права и морали. Это поднимало у детей интерес к художественной литературе, стимулировало желание научиться читать, что немаловажно в старшем дошкольном возрасте.
Часто дети пытаются изменить сказки – изменить сюжет, придумать героям другие диалоги, ввести новые персонажи для того, чтобы не осталось отрицательных героев. Такой прием позволяет детям максимально проявить свои творческие способности. Непосредственно образовательная деятельность с детьми строилась, опираясь на их интересы, уровень развития, а также учитывая их индивидуальные особенности и инициативу. У детей появляется ответственность за свои поступки, т. к. они могут провести четкую градацию прав и обязанностей. Применяя в жизни правовые знания, дети расширяют свой социальный опыт, учатся бесконфликтно контактировать со сверстниками и взрослыми, усваивают нормы поведения дома и в общественных местах.
В процессе выполнения задач проекта активное участие принимали и родители нашей группы. Именно в семье ребенок приобретает первый опыт общения, опыт совершенствования способов взаимоотношения с членами семьи. Поэтому ознакомление детей с правовой культурой начинается с роли семьи в жизни ребенка.
В целом семья, как и прежде, остается одним из основных институтов социализации подрастающего поколения, воздействующих на формирование норм и ценностей, образцов и стереотипов поведения ребенка. Однако это влияние носит сложный и опосредованный характер.
Защита прав и законных интересов детей начинается с ознакомления родителей с нормативно-правовыми документами, основными правами и обязанностями самой семьи.
Также проводилась работа и с родителями воспитанников - был изготовлен стенд по данной тематике - почти все родители принимали участие в его составлении. Прочитав весь материал, они смогли ознакомиться:
• с основными правами ребенка, закрепленных в Конвенции ООН и Конституции РФ;
• с памятками «Семь правил для родителей», «Три способа открыть ребенку свои прав»;
• узнать какие социальные права гарантированы детям.
Родителям было дано домашнее задание, они вместе с детьми оформляли альбомы: «Как мы отдыхаем», «Я и спорт», «Город счастья», «Наши традиции».
Одним из видов работы с родителями в нашей группе являются заседания «Родительского клуба», там обсуждаются различные вопросы, в том числе и по правовой культуре. Родители активно включаются в работу и в обсуждение вопросов: «Права ребенка – права взрослого».
В группе был проведен цикл родительских собраний на темы:
• «Защита прав ребенка»;
• «Защищаем права ребенка в детском саду и семье»;
• «Мама, мама, ты одна не предашь и не разлюбишь».
На итоговом родительском собрании родители увидели театрализованное представление «Мы и наши права», подготовленные детьми нашей старшей группы.
Результативность
В перспективе планируется продолжить работу с детьми подготовительной к школе группы по ознакомлению детей не только с собственными правами, но и обязанностями посредством других проектов.
Самое важное разъяснить ребёнку, что он – часть не только семьи, но и общества, государства; что у него есть определённые права и обязанности. Необходимо способствовать тому, чтоб ребё нок понял и прочувствовал: что члены семьи связаны между собой не только родственными, но и духовными узами.