Светлана Логовская
Практикум-эксперимент «Знакомимся с песком и глиной»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Познакомить с такими компонентами неживой природы, как песок и глина, и их свойствами; показать, чем они похожи и чем отличаются.
Материал. Песок, глина в баночках, камни, комнатное растение, ракушка, сухие осенние листья.
Задание детям. Разделить все предметы на две группы. Что из этого относится к живой, а что к неживой природе? Почему песок, глина, камни - это неживая природа?
Беседа и рисование
Публикация «Практикум-эксперимент „Знакомимся с песком и глиной“» размещена в разделах
- Глина. Знакомство с глиной
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Рассмотрите рисунки обычного дома и «дома-природы», обратив внимание детей на их нижние части (фундамент дома и камни, земля в природе). На фундаменте" держится дом человека, а на камнях, песке, глине («земле») «стоит» дом-природа. Одна стена дома сделана из камней, в доме-природе есть скала (горы).
Дошкольники, соответственно, попарно раскрашивают называемые объекты. Обсудите с ними вопросы: где еще можно встретить камни, песок, глину, а также те предметы, которые из них сделаны?
Коллекции песка, глины
Как правило, ни дети, ни взрослые не представляют себе, насколько разными бывают песок и глина. Песок, например, различается по происхождению, следовательно, и по размерам зерен (крупные |и мелкие, одинаковые и разные по размеру, цвету (оттенкам, примесям (например, глинистый песок). Хорошо отличаются, например, речной и морской.
На экологической тропинке
Материал. Письмо Боровичка, стаканчики (любые другие емкости, совочки для сбора песка и глины, лупы.
Спросите детей, есть ли на территории детского сада песок и глина. Выслушайте ответы, но не комментируйте их, а предложите детям самостоятельно проверить правильность своих высказываний во время прогулки.
Можно использовать для этих целей сказочного героя - хозяина экологической тропинки, например Боровичка, который обратится к детям с просьбой.
«Дорогие ребята! Вчера я получил письмо от своего друга, который стережет растения в пустыне. Пишет он, что в его доме повсюду песок да глина. Очень хвалит свой дом, в гости приглашает. Говорит, что я такого, никогда не видел. А я вот думаю: вдруг эти самые песок и глина и на моей тропинке есть? Только я об этом не знаю. Помогите мне это выяснить. Буду очень вам за это благодарен. Ваш старый добрый друг Боровичок».
Опыт 1. Возьмем стаканчик с песком и аккуратно насыплем немного песка на лист бумаги. Легко ли сыплется песок? Легко. А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче высыпать - песок или глину? Песок. Потому и говорят, что песок - «сыпучий». Глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать, как песок из стаканчика.
Вывод. Песок - рыхлый, в отличие о глины.
Опыт 2. С помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (из зернышек-песчинок).
Одни дети могут сказать, что песчинки похожи, другие - что нет, и не нужно их разубеждать. Важно, чтобы в процессе сравнения дети внимательно рассмотрели песчаные зернышки. Затем рассмотрите таким же образом комочек глины. Видны ли такие же частички в глине? В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам». А в глине - слипшиеся, очень мелкие частички, из которых получаются комочки. Чем-то глина похожа на пластилин. Если у вас есть лупы с большим увеличением, пусть дети рассмотрят глину, растертую в порошок. Пылинки, которые можно увидеть, намного меньше песчинок
Представим, что мы сажаем маленькое деревце. Во что легче его поместить? Сухая глина твердая, палочку в нее воткнуть трудно. А вот в песке палочка расталкивает песчинки, которые «не держатся друг за друга», и поэтому ее воткнуть легче. Мы ведь уже выяснили, что песок - рыхлый.
Вывод. Воткнуть папочку легче в песок, потому что он рыхлый.
Опыт 3. Во время проведения этого опыта не следует забывать о безопасности детей: ведь песчинки могут попасть в глаза или в нос. Для проведения опыта можно использовать соломинки для коктейля или банку с песком. Тем или иным способом создайте сильный поток воздуха - искусственный («игрушечный») ветер. Что происходит с песчинками? Они легко двигаются, сдуваются. Затем подуем так же на комочки глины. Что мы видим теперь? Могут ли кусочки глины двигаться так как песчинки?
Вывод. Песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу} а глина - из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу.
Опыт 4. Аккуратно нальем немного воды в стаканчик с песком. Потрогаем песок. Каким он стал? Влажным, мокрым. А куда исчезла вода? Она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками. Попробуем «посадить» палочку в мокрый песок. В какой песок она легче входит - в сухой или мокрый? Затем наливаем немного воды в стаканчик с глиной. Следим, как водичка впитывается: быстро или медленно? Медленно, медленней, чем в песок Часть воды остается сверху, на глине.
Для большей наглядности можно одновременно налить воду в несколько стаканчиков. И следить в каком она быстрее исчезнет. Почему?
Вывод. Быстрее всего вода пробегает между камешками, затем - сквозь песок. Глина же не пускает воду, ее частички слиплись, и вода не может найти себе места среди них.