Татьяна Разгуляева
Понятие «сотрудничество». Практикум для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
«РАЗВИТИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА В ГРУППЕ»
1. Понятие «сотрудничество».
Вопрос для обсуждения: что включает в себя понятие «сотрудниче-ство», и какое значение имеет на становление личности ребенка.
Вывод: Формирование гуманности в онтогенезе связано с развитием самосознания ребенка, выделением себя из социального окружения. Показано, что огромное значение в становлении гуманности ребенка принадлежит деятельности совместной, предполагающей реальное со-трудничество ребенка сначала с взрослым, а затем со сверстником. Дея-тельность совместная создает общность эмоциональных переживаний, а смена позиций в игре и общении формирует гуманное отношение к другим значимым; от непосредственных проявлений эмоциональной отзывчивости (сострадания неблагополучию и сорадования успехам) он переходит к опосредованным моральными нормами актам соучастия в деятельности совместной. Изучение закономерностей становления и развития гуманности как характеристики личности, а также механизмов ее функционирования — важная задача нравственного воспитания че-ловека, формирования всесторонней личности.
Публикация «Понятие „сотрудничество“, Практикум для педагогов» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Овладение ребенком любой деятельностью возможно только в об-щении с взрослыми, во взаимодействии с ними и под их постоянным руководством. Поэтому общение с взрослыми - необходимое условие психического и личностного развития ребенка, его первая социальная потребность. Особенное значение удовлетворение этой потребности имеет в младенческом возрасте, когда ребенок нуждается в заботе и ласке взрослых, в эмоциональном контакте с ними. Эта потребность младенца удовлетворяется в непосредственно-эмоциональном общении с взрослым. Недостаток такого общения приводит к «эффекту гос-питализма» - замедленному эмоциональному развитию ребенка, что тормозит его общее развитие.
Общение с взрослыми выполняет специфические функции в процессе формирования личности на каждом возрастном этапе. На перво-начальных стадиях возрастного развития функции, формы и содержание общения с взрослыми непосредственно связаны с овладением ребенком предметным миром. В общении с взрослыми формируются потребность общения с другими людьми, эмоциональное отношение к ним и к миру, развиваются психические процессы, предметно-манипулятивная деятельность, и лишь к 6-7 годам у ребенка выделяется «собственно ком-муникативная деятельность».
Общение с взрослыми являетсятся одним из ведущих факторов раз-вития личности ребенка, хотя к концу этого этапа общение со сверст-никами начинает играть все более значительную роль (Л. И. Божович, В. В. Давыдов, И. В. Дубровина, Д. Б. Эльконин и др.).
Таким образом, потребность в общении - одна из основных соци-альных потребностей человека, она рано возникает и постепенно разви-вается. Однако, как показывает практика воспитания, данная потребность ребенка нередко не получает своего удовлетворения, а следовательно, и дальнейшего развития в силу отсутствия в реальном образовательном процессе необходимых условий. У многих детей существует глубокая неудовлетворенность потребности в неформальном личностном общении с взрослыми, что ведет к развитию повышенной тревожности, чувства неуверенности в себе, связанного с неадекватной и неустойчивой самооценкой, со сложностями в личностном развитии, в социально-психологической адаптированное.
2. Влияние игры на развитие сотрудничества у детей.
Игра – основной вид деятельности в дошкольном возрасте, в рамках которого осуществляется общение и строится межличностные отноше-ния детей.
В играх складываются и впервые осознаются детьми их непосред-ственные взаимоотношения друг с другом, приобретаются необходимые коммуникативные умения и навыки.
В игре дети учатся:
Говорить и делать как надо.
Слушать и понимать другого.
Выражать себя.
Вступать в разнообразные взаимоотношения.
Существуют множество разных видов игр.
Вопрос для обсуждения: в каких видах игр больше всего развивается сотрудничество у детей.
Вывод: в ролевых играх между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделение и кооперация труда, заботы и внимания детей друг к другу.
Задание для воспитателей: показать или рассказать 1-2 игры, кото-рые вы используете в своей группе, направленные на развитие навыков сотрудничества у детей.
3. Влияние родителей на формирование сотрудничества у де-тей.
В дошкольном возрасте у ребенка формируется коммуникативный стиль. Этот стиль во многом определяется его отношения с родителям: у авторитарных родителей ребенок либо ведомый, либо агрессивным; у родителей с либерально-попустительским стилем воспитания – у ребенка не формируются нормы поведения, он не может ориентироваться в мире прав и обязанностей, нарушается социальная адаптация.
Задание: приведите примеры из практики влияния стиля воспитания на формирования общения у ребенка.
4. Влияние педагогического стиля общения на развитие со-трудничества у детей.
Немаловажное значение в становление гуманного отношения детей друг к другу имеет также и стиль общения воспитателей с детьми.
Задание для педагогов :
Составить стратегию общения, позволяющие развивать навыки со-трудничества у детей.
Примерный перечень:
Снизить безапелляционность требований к детям.
Ярче выражать доброжелательность ко всем детям.
Увеличить число позитивных оценок.
Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
Индивидуализировать общение.
Аргументировать требования.
Формировать чувство общности группы («секретные совеща-ния», постановка детей в ситуации зависимости друг от друга).
Снизить соревновательное начало.
Минимизировать предметность общения.
Выбирать позицию «глаза в глаза».