Наталья Зинова
Практикум для педагогов «Логоритмика»
▼ Скачать + Заказать документы
Логоритмика – это система движений в сочетании с музыкой и словом. Появление логоритмики имеет свою историю. В начале 20 века в Европе появилась система так называемого "ритмического воспитания", основоположником которой стал известный швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак Далькроз. При помощи сочетания музыки, движения, темпа, ритма он развивал музыкальный слух, внимание, память, ритмичность. В дальнейшем система Э. Жака-Далькроза получила развитие в работах его последователей. И многие другие авторы говорили о большой значимости музыкальной ритмики для всестороннего развития ребенка, для формирования и коррекции речевых нарушений. Благодаря занятиям музыкальной ритмикой, дети развиваются как психически, так и физически, эмоционально, эстетически. Им было доказано, что ритмика положительно влияет на моторику и развитие речи. Поскольку ведущее место в коррекции занимает «слово», активно начало формироваться особое направление логопедическая ритмика.
В 50-60-ые годы систему музыкально-ритмического воспитания применительно к дошкольному возрасту разрабатывали Н. А. Ветлугина, А. В. Кенеман. Благодаря существенному вкладу Г. А. Волковой в 80-х годах XX века логопедическая ритмика выделилась как наука. Г. А. Волкова расширила область применения логопедической ритмики, предложив конкретные методические рекомендации для детей с нарушением интеллекта.
Понимание логоритмики основано на использовании связи слова, музыки и движения.
В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. По статистическим данным, только 10% новорожденных появляются на свет абсолютно здоровыми.
Занятия логопедической ритмикой помогают ребенку улучшить артикуляцию, научиться правильному речевому дыханию и справиться с такими проблемами, как заикание, дизартрия, алалия, слишком быстрый или медленный темп речи.
Цель логоритмики – коррекция и профилактика имеющихся отклонений в развитии ребенка дошкольного возраста посредством ритмо – музыкальных упражнений в сопровождении речи (т. е. посредством сочетания слова, движения и музыки).
Логоритмика – это один из видов здоровьесберегающих технологий и одно из звеньев коррекционной педагогики, которое связывает воедино слово (звук, музыку и движения). Именно такая взаимосвязь способствует развитию у детей дошкольного возраста правильного и четкого звукопроизношения, у детей совершенствуются навыки словообразования и накапливается активный словарный запас.
Логоритмические упражнения включают в себя такие задачи:
• развить чувство ритма и такта;
• научить правильному речевому дыханию;
• улучшить общую и мелкую моторику;
• развить внимание, память и слуховое восприятие;
• включить в речь ребенка мимику и жесты;
• закрепить умение ориентироваться в пространстве;
• научить плавности произнесения слов и фраз.
Логоритмические занятия включают в себя:
• ходьбу или марширование под музыку;
• игры для развития дыхания;
• упражнения для артикуляции;
• ритмические задания;
• речевые упражнения;
• пальчиковые игры.
Люди давно заметили, что движение помогает в оздоровлении организма людей. Если ты устал на работе – соверши прогулку по парку, скверу или просто по улице своего города! Если устал морально – займись энергичным спортом! А если выбился из сил, то в этом помогут танцы! Ну, а если движение сопровождается речью и музыкой – эффект будет во много раз сильнее.
Многие элементы логоритмических занятий вы уже используете в своей педагогической деятельности. Например:
Утренняя гимнастика и гимнастика после сна с речёвками и звукоподражаниями.
Пальчиковая и дыхательная гимнастика с применением разнообразных движений или музыки.
Музыкально-ритмические игры и игры с применением музыкальных инструментов.
Проговаривание потешек, поговорок, чистоговорок с применением разнообразных движений или музыки.
Подвижные игры, хороводы с пением.
Коммуникативные игры и танцы.
Упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.
Разучивание песен и стихов, сопровождаемые движением рук.
И сегодня я вам предлагаю окунуться в мир логоритмики.
Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции.
Эти упражнения развивают силу голоса, улучшают артикуляцию и учат правильному дыханию для плавной речи.
“Подуем на плечо”
Подуем на плечо (голова прямо — вдох, голова повернута — выдох).
Подуем на другое (аналогично дуют на другое плечо).
Нам солнце горячо
Пекло дневной порою (поднимают голову и руки вверх, дуют через губы).
Подуем мы на облака (опять поднимают лицо и дуют)
И остановимся пока.
Потом все повторим опять —
Раз, два, три, четыре, пять (маршируют на месте).
Артикуляционные упражнения
Такие упражнения нужны, чтобы развивать подвижность языка, губ и челюсти. Их выполняют примерно по 5-7 раз.
“Подуем на чай”
Нужно вытянуть губы вперед трубочкой, как при звуке “у”, и выдохнуть долгой струей.
“Вкусное варенье”
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз. Затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть должна быть неподвижной.
Для развития артикуляции подойдет так же такое упражнение:
“Рыжик”
Раз-два-три-четыре-пять
Будем с Рыжиком гулять! (маршируют)
Раз-два-три-четыре
Рот откроем мы пошире (широко раскрывают рот)
Пожевали, (жевательные движения)
Постучали (стучат зубами)
И с котенком побежали (двигают языком вперед-назад).
Кот снежинки ртом ловил, (ловят ртом воображаемые снежинки)
Влево, вправо он ходил (двигают языком вправо-влево)
Скучно Рыжику, ребятки,
Поиграем с ним мы в прятки (закрывают ладошками глаза, прячутся).
Для развития силы голоса можно использовать такой прием:
• петь тихо, как мышки, или говорить громко, как слоны.
• говорить тихо, как маленькая собачка, или громко, как большая собака (следите, чтобы ребенок говорил громко, но не кричал).
Упражнения на активизацию внимания и памяти.
Такие упражнения учат переключать внимание. Также они развивают зрительную, двигательную и слуховую память.
“Самый внимательный”
Для игры потребуется бубен (или барабанчик, погремушка). Детям нужно бежать, если бубен звучит громко. Если же он звенит тихо — надо шагать.
Речевые упражнения без музыкального сопровождения.
В таких упражнениях дети ритмично проговаривают текст, сопровождая его действиями. Это позволяет научиться координировать речь с движениями или жестами.
“Хомка” физминутка.
Пальчиковые игры
Эти игры развивают речь через мелкую моторику рук. Для выполнения упражнений можно использовать небольшие предметы — мячики, палочки, карандаши и т. д.
“Осенний букет”
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать (сжимать и разжимать кулачки).
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба (загибать поочередно пальцы: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец)
Мы соберем, (сжимать и разжимать кулачки)
Маме осенний букет отнесем (вытянуть вперед ладошки).
“Повар” пальчиковая гимнастика.
Ритмические упражнения.
В этих упражнениях дети ударяют ладонями по коленкам или по бубну в определенном ритме. Такие игры учат чувствовать ритм в музыке, движениях и словах.
“Бум”
С барабаном ходит Ежик.
Бум-бум-бум! (на слова “Бум-бум-бум” равномерно ударяют
ладонями по коленям).
Целый день играет ежик: Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами. Бум-бум-бум!
Ежик в сад забрел случайно. Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он. Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он. Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались, Бум-бум-бум!
И удары раздавались: Бум-бум-бум!
Ой, как зайчики струхнули! Бум-бум-бум!
Глаз до зорьки не сомкнули! Бум-бум-бум!
Развитие чувства темпа.
Такие упражнения учат чувствовать темп в музыке. Это поможет ребенку контролировать темп своей речи.
“Ноги и ножки”
Участникам надо двигаться по кругу. Под медленную музыку идут не спеша, высоко поднимая колени. Когда мелодия зазвучит в быстром темпе, нужно двигаться мелкими топочущими шагами.
“Самолет”
Участники под быструю музыку бегут друг за другом по комнате, изображая
самолеты. Руки подняты в стороны, как крылья самолетов. Когда музыка замедляется, надо опустить руки и перейти на ходьбу.
Упражнения на развитие мимики
Эти упражнения улучшают подвижность губ и мышц лица для выразительной мимики.
“Мышки”
Взрослый и ребенок — это мышки. Взрослый активно проигрывает сценку, изображая происходящее не только движениями, но и мимикой. Ребенок повторяет.
Мышке надо идти тихо-тихо, чтобы кошка не услышала. Остановились, прислушались, пошли дальше. Принюхались, улыбнулись: запахло сыром – “побежали” в кладовку. Откусили по кусочку сыра. Как вкусно! Услышали, как крадется кошка. Испугались, побежали. Прибежали в норку. Улыбнулись. А теперь и мы улыбнёмся друг другу.
“Медвежата”
Участники воображают, что они медвежата. Медвежата идут по лесу, переваливаются. Увидели пчелиные ульи – улыбнулись, облизнулись. Очень захотелось меда! Подошли поближе, но тут налетели пчелы. Медвежата нахмурились, стали отмахиваться от пчел, ведь они больно кусаются. Побежали скорее от опасного места. Вздохнули облегченно: убежали от пчел. Улыбнулись друг другу.
Упражнения на развитие фонематического восприятия.
Цель этих игр — научить ребенка различать определенные звуки, а также развивать слуховое внимание.
“Что звенит?”
Взрослый показывает деревянные, металлические ложки, погремушки, колокольчик. Затем он предлагает послушать, как звучат эти предметы. Потом, спрятав их, нужно позвенеть этими предметами по очереди. Ребенку надо узнать, какой это звук, и назвать этот звучащий предмет.
“Услышишь — хлопни”
Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов, ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши. Для начала можно попробовать выполнять это упражнение с открытыми глазами.
Детям постарше подойдет такой вариант:
“Выдели слово”
Пусть ребенок топнет ногой или ударит по коленкам, когда он услышит слово с заданным звуком.
Рекомендации по проведению занятий.
• Логоритмикой нужно заниматься около двух раз в неделю. Если у ребенка есть проблемы с речью, то нужно заниматься в два раза чаще.
• Чтобы заинтересовать детей, стоит использовать яркие картинки и игрушки.
• Занятия должны приносить положительные эмоции. Поэтому нельзя кричать на ребенка или сердиться, если у него что-то не получается. Наоборот, он должен чувствовать поддержку. Если упражнение не получается, следует отложить его на некоторое время.
• Для занятий нужна разнообразная музыка. Это могут быть и веселые детские песенки, и звуки природы, и классика (вальс, марш и т. д.).
• Кроме музыки, для упражнений могут понадобиться: куклы, игрушки, куклы-рукавички, деревянные ложки или палочки, кубики, кольца от пирамидки, колокольчики, бубен, погремушки, мячики и т. п.
• Необходимо проговаривать слова стихотворения или песенки в медленном темпе. Это нужно затем, чтобы ребенок успевал соотнести текст с движениями рук, ног и туловища.
• Сначала ребенок выполняет упражнение одновременно со взрослым. После этого можно перейти к самостоятельному выполнению.
Результаты: стоит понимать, что занятия логоритмикой не дают мгновенного эффекта. Улучшения в речи ребенка будут заметны примерно через полгода. Но если нарушения были серьезные — возможно, для достижения результата потребуется год. Логоритмика — это хороший способ в игровой форме помочь справиться с нарушениями речи у детей.
Мне кажется, вы убедились, что эта технология проста, доступна и главное интересна и увлекательна для детей. Надеюсь, вам было интересно, и вы будете использовать эту технологию в своей педагогической работе. Всем профессионального роста, творческих находок, постоянного самосовершенствования!
Литература:
1. Новиковская О. А. «Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях», Спб : КОРОНА принт, 2005г.
2. Картушина М. Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет», Москва ТЦ Сфера, 2010г.
3. Алябьева Е. А. «Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения», Москва ТЦ Сфера, 2010г.