Юлия Кулажская
Практика применения здоровьесберегающих технологий в дошкольных образовательных учреждениях
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: статья посвящена актуальной проблеме - индивидуализации физического воспитания в ДОУ; авторы рассматривают роль профессионального подхода к вопросам улучшения физического развития и состояния здоровья воспитанников детских дошкольных учреждений; подчеркнута важность просветительской работы воспитателей детских садов среди родителей для лучшего понимания ими методов воспитания здорового поколения.
Ключевые слова: физическое воспитание, инновационный подход.
Публикация «Практика применения здоровьесберегающих технологий в дошкольных образовательных учреждениях» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Опыт работы, практика
- Темочки
Великая ценность каждого человека — здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым — это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением. Обеспечить ребенку здоровье в дошкольном возрасте — значит заложить фундамент в развитие здоровою поколения в будущем.
Не будет преувеличением сказать, что семья и детский сад — те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка. Не секрет, что, поступая в дошкольное образовательное учреждение, многие дети имеют отклонения в физическом развитии — нарушение осанки, излишний вес, задержки в развитии быстроты, ловкости, координации движений. Проходя педагогическую практику в различных типах дошкольных образовательных учреждениях и анализируя карты здоровья детей, студенты-практиканты пришли к выводу, что большая часть воспитанников болеет ОРЗ ежегодно, 30% переносит более трех заболеваний в год. Поэтому первоочередной задачей для всего коллектива ДОУ стало снижение высокой заболеваемости детей. Одной из причин таких результатов является неосведомленность родителей в вопросах физического воспитания детей. Из бесед с родителями по вопросам педагогической компетентности в области физического воспитания детей студенты-практиканты сделали вывод, что только 25% родителей уверены в своих знаниях. Многие постоянно знакомятся с рекомендациями по воспитанию детей, а примерно 45% родителей испытывают потребность в консультациях и рекомендациях по физическому воспитанию своих детей (закаливание, укрепление здоровья с помощью физических упражнений, проведение подвижных игр). Это означает, что педагогам необходимо систематическое, разностороннее педагогическое про-свещение родителей, включая как передачу теоретических знаний, так и оказание помощи в приобретении практических навыков, а также распространение положительного семейного опыта воспитания детей.
Информация и практический опыт помогут родителям:
1. познакомиться с работой ДОУ по физическому развитию детей;
2. получить необходимые знания о физическом воспитании ребенка;
3. сформировать потребность в здоровом образе жизни, предоставив возможность заниматься физкультурой и ребенку, и взрослому;
4. снизить «дефицит» положительных эмоций у детей, создать атмосферу праздника при спортивной совместной деятельности;
5. обеспечить преемственность методов и приемов воспитания детей в семье и в детском саду, повысить эффективность работы по оздоровления детей.
С большим успехом проходят тематические родительские собрания по сохранению и укреплению здоровья, на которых родители рассказывают о лучшем опыте семейного воспитания по приобщению детей к тройному образу жизни, о семейных традициях.
Результаты совместной практической деятельности всех специалистов: (воспитателей, методиста, инструктора по физической культуре, врача) и поиск теоретического материала позволил нам дополнить содержание физкультурно- оздоровительной работы :
• включить в физкультурно-оздоровительную работу такие педагогические технологии, как занятия и утренняя гимнастика с элементами ритмопластики; элементы псих гимнастики и релаксации; игр гимнастику и игропластику;
• нетрадиционные формы оздоровления (массаж биологически активных зон; дыхательную гимнастику; оздоровительный бег;
• ароматизацию спальни лекарственными травами; ароматизацию группы фито-цидными букетами и т. д.);
• расширить физкультурно-оздоровительную работу на свежем воздухе.
Использование природных условий участка детского сада повышает двигательные возможности ребенка. По всему периметру участка нарисованы «классики», есть беговая дорожка. На спортивной площадке расположена прыжковая яма, оборудование для лазания, дуги волейбольная площадка, отведено место для метания и игры в городки, что позволяет использовать разнообразные формы работы с детьми в зависимости от их здоровья, возраста, уровня физического развития. Это - и утренняя гимнастика на воздухе с оздоровительным бегом, и разнообразные подвижные и народные игры, и элементы спорта, и всевозможные виды туризма, и спортивного ориентирования, и физкультурные занятия, включающие нетрадиционные интегрированные с элементами сказки, фольклора. Физические упражнения и игры, проводимые на свежем воздухе, усиливаю! обмен веществ, характеризующийся большим потреблением кислорода, что ведет к самосовершенствованию функциональных систем и закаливанию детского организма. .Занятия на воздухе повышают умственную работоспособность детей, это положительно сказывается на усвоении программеого материала по различным видам деятельности. Как нельзя лучше задачи по физкультурно-оздоровительной работе можно реализовать, используя систему занятий ритмической гимнастикой сюжетного характера.
Обучение основным оздоровительным комплексам проводится постепенно, от занятия к занятию, в соответствии с поставленными задачами и осваиваются в порядке их усложнения и в соответствии с возрастной группой дошкольников. Дети с 4-5 лег с удовольствием выполняют самомассаж, пальчиковую гимнастику, игропластику, основанную на подражательных движениях, комплексы упражнений под музыкальное сопровождение. Дети старшей возрастной 1руппы - игрогимнастику, включающую акробатические упражнения, пластические этюды, музыкальные подвижные шры с приемами имитации и подражания. Специально подобранные в комплексы разнообразные упражнения, не вызывают излишнего напряжения, перенапряжения, а, наоборот, являются универсальным средством профилактики умственного, физического, сенсорного и эмоционального напряжения. Разнообразие нетрадиционных упражнений дает возможность специализировать и объединять их в циклы тематических занятий, каждое из которых решает приоритетные задачи по физическому воспитанию и превращает учебный процесс в увлекательную игру, обогащает внутренний мир ребенка, оказывает положительное воздействие на развитие памяги, мышления, внимания.
На занятиях, с использованием ритмопластики, дети получают массу интересной информации из различных областей и прочувствуют ее через двигательную и эмоциональную деятельность. Разнообразие композиций по направленности, стилю, сложности и интенсивности движений, позволяет использовать их в любых формах организации оздоровительной работы с детьми (от утренней гимнастики до праздничных утренников). Правильно подобранное музыкальное оформление создает благоприятный фон, несет положительную энергетику. Музыкальный репертуар для занятий подбирается с учетом того, чтобы он был привлекательным для детей, будил фантазию и воображение, развивал выразительные возможности тела, создавал радостное настроение и, в то же время, был доступен детям для восприятия и исполнения. Детям должно быть весело и интересно, увлекательно, и, только на этом фоне, они будут укреплять, и закалять свое здоровье. Но музыка еще и «диктует» ритм и задает темп движений. А это значит, что с помощью музыки можно варьировать интенсивность занятий. Анализ, полученных при наблюдении данных, указывает на то, что физкультурные занятия с использованием нетрадиционных методов оздоровления, с повышенным объёмом физической нагрузки, а также занятия на свежем воздухе оказывают более выраженный оздоровительный эффект по сравнению с занятиями по общепринятой методике.