ОЛЕСЯ ПЕРЕЛЫГИНА
Позновательно-исследовательская деятельность на экологической тропе.
▼ Скачать +Заказ
И только Россия еще способна сегодня потрясти богатством своего
природного наследия. Сберечь эту удивительную природу – вот шанс
выжить будущим поколениям.
Принц Филипп, почетный президент Всемирного фонда дикой природы
Формирование основ экологической культуры и экологически сообразного поведения в окружающем мире является одной из ключевых задач дошкольного образования ХХI века.
Публикация «Позновательно-исследовательская деятельность на экологической тропе,» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязь, обобщение. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или в иной форме соприкасаются с природой. Встречи с природой помогают формировать у них реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение к живым существам.
Главная цель – осуществление экологического развития детей путем реализации системы практико-ориентированной экскурсионной деятельности на экологической тропе, являющейся ведущим средством формирования основ целостной, «экологической» картины окружающего мира.
Основные задачи следующие:
Формирование у детей элементарных представлений о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания, бережного отношения к природным объектам (от уровня созерцания до деятельностного, созидательного);
Развитие устойчивого интереса детей к природе, ее неживым и живым объектам и природным явлениям, потребности познания окружающего мира, вдумчивого и бережного отношения к объектам природы;
3. Формирование системы практических умений по изучению и улучшению состояния окружающей природы, умения видеть причину и следствие того или иного явления, делать выводы, строить логические суждения (т. е. формирование основ экологического мышления, познания основных законов, взаимосвязи и взаимозависимости в природе);
4. Воспитание бережного отношения к природе, формирование умения ответственно ухаживать за растениями и животными, желания наблюдать за жизнью растений и поведением животных, выделять характерные особенности их внешнего вида, способов передвижения, питания, приспособления.
Воспитатели в группах с учетом возраста дошкольников организуют исследовательскую деятельность, что вызывает особый интерес у дошкольников. Эффективной организации работы с детьми на экологической тропе способствует прием использования сказочных героев (хозяин тропы – Дядюшка Ау, Незнайка, Пес Барбос, Почтальон Печкин). Игровой персонаж Дядюшка Ау – лучший друг и помощник ребят в решении экологических проблем.
Педагоги создают на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организуют диалогическое общение с детьми и с природой.
В соответствии с таким подходом содержание экологической работы на тропе реализуется созданием различных проблемных образовательных ситуаций.
Путешествие к старому пню
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сегодня хорошая погода, солнышко нам улыбается, ласково гладит наши щёчки своими тёплыми лучиками. Поэтому я приглашаю вас в путешествие. А куда пойдём мы, вы должны догадаться сами. Скажите пожалуйста, на чём можно путешествовать?
Правильно, можно идти пешком, ехать на машине, автобусе, на велосипеде и лететь на самолёте. Но мы с вами отправимся в путешествие на паровозике и не одни а возьмём с собой хозяина леса-Дядюшку Ау.
Занимайте места в вагонах, мы отправляемся в путь!
Воспитатель: И так первая наша станция «Старый пень»
Давайте рассмотрим дерево (Дышит, удерживает растения в почве, всасывает из почвы влагу, растет, питается, размножается, деревья.)
- У пня есть признаки?
Дети: нет
Воспитатель: его можно назвать деревом?
Дети: Нет
Воспитатель: Правильно, нельзя. Ребята, как вы думаете, почему погибло дерево?
Дети: от сильного мороза или люди его сломали.
Воспитатель: Правильно, дерево могло погибнуть от сильного мороза, оттого, что его ломали, резали ножом. А когда-то оно было большим могучим деревом, очищало воздух, укрывало всех от палящих лучей солнца, прятало насекомых под своей корой, а сейчас вместо дерева остался только пенек. Оно прожило долгую жизнь и выполнило свой долг, как солдат, и мы должны его уважать.
Ребята, как может послужить пень, когда его спилили (домом для муравьёв, норой)
Ещё может послужить нам стулом или табуретом, не будем же мы брать с собой стул. А в каждом лесу можно найти пень или сваленное дерево.
Я очень рада, что теперь у пня началась вторая жизнь. Когда-то он был красивым деревом, теперь стал полезным пеньком.