Светлана Литвинская
«Путешествие в страну — Экономика». Познавательный проект по финансовой грамотности в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта: познавательно-информационный, творческий
Сроки проведения: 11.11. 2024г – 26.11. 2024г.
Участники проекта: воспитатели, родители, дети подготовительной группы
Актуальность проекта:
Сегодня каждый понимает, что судьба Государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребенок — дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с педагогами и родителями, путешествуя по этому новому, удивительному и увлекательному миру, он приобретёт доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности, узнает о необходимости рационально и правильно управлять своими финансами. Чем раньше дети узнают о роли денег, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Новизна: ранее в дошкольных образовательных учреждениях не делали акцент на формирование у детей финансовой грамотности. В настоящее же время – это актуальная тема, рекомендованная Министерством Образования и Науки Российской Федерации. На наш взгляд, эта работа открывает новые возможности взаимодействия с детьми и родителями, помогает стимулировать всех участников педагогического процесса к поиску, новым идеям, интересным делам.
Проблема: дети не всегда представляют, на какие цели расходуются деньги в семье.
Цели и задачи проекта:
Образовательные:
- расширять представления детей о деньгах и расхода семейного бюджета;
- формировать и закреплять представления детей о том, что такое семейный бюджет, доходы, расходы и накопления;
- сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;
- заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;
- научить соотносить понятия надо, хочу и могу;
- обогатить словарный запас и познакомить с понятиями:
трудиться, работать и зарабатывать деньги, доходы;
покупать, тратить, расходовать, транжирить;
откладывать, копить, сберегать;
одалживать, занимать, отдавать, возвращать;
планировать, экономить;
- способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы финансово экономических отношений между людьми в обществе;
- подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные (личные) деньги.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике;
- развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий;
- развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и
воображение.
Воспитательные:
- активизировать коммуникативную деятельность детей;
- стимулировать интерес к изучению мира финансов;
- сформировать у детей положительную мотивацию к формированию финансовой культуры и овладению финансовой грамотностью.
Ожидаемые результаты:
- дети разбираются в значении основных экономических и финансовых понятий;
- чётко осознают, что труд - основа жизни, любой труд - это хорошо, плохо - сидеть без дела;
- знают, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;
- понимают, что бережливость и экономия - это разумное отношение к расходам (они не бессмысленны, а направлены на достижение конкретных целей, умение ценить результаты труда, умение делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему, делиться своими сбережениями, порой абсолютно бескорыстно;
- научатся принимать свои первые финансовые решения относительно расходов и трат, соотносить понятия хочу и могу. Понимают, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, без толку, бесполезно, бессмысленно;
- дошкольники приобретают первичный экономический опыт, учатся устанавливать разумные экономические отношения в различных сферах жизнедеятельности.
Для родителей:
- родители получают дополнительные знания по экономическому воспитанию детей.
Для педагогов:
- педагог отработают систему работы по формированию экономического опыта детей.
Этапы проекта:
1 этап - подготовительный
• Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.
• Информирование родителей о планировании работы с детьми по теме «Деньги-помощники».
• Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
• Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
2 этап – основной
Познавательное развитие:
1. Беседа: «Знакомство с деньгами»
2. Беседа: «Семейный бюджет и расходы семьи».
3. Презентации: «Откуда берутся деньги и как их можно сэкономить?»,
«Необходимые потребности и дополнительные расходы».
4. НОД: «Путешествие в страну финансов».
5. Беседы: «История денег», «Как спасти деньги от ловушек: реклама, переплата, стихийные покупки».
6. Беседа: «Экономия тепла и света».
7. Беседы: «Путешествие по страницам сказок» - 5 сказок, которые помогут научить детей основам финансовой грамотности.
Художественно – эстетическое развитие:
1. Рисование: «Деньги будущего».
2. Оригами «Кошелёк»
Речевое развитие:
1. «Жила была денежка». Л. Богомирова.
2. «Заплатка» Н. Носов.
3. «Как Миша хотел маму перехитрить» Е. Пермяк.
4. «Пахарь и крот» В. Сухомлинский.
5. «Сыновья» В. Осеева.
Чтение рассказов: «История денег», чтение и обсуждение поговорок и пословиц, отгадывание загадок, ребусов, с использованием технологии – синквейн.
Настольные игры по финансовой грамотности:
- «Назови профессии», «Кто кем работает?», «Разложи товар», «Какие бывают деньги», «Доходы – расходы», «Что можно купить за деньги?», «Работать и зарабатывать».
Словесные и дидактические игры по финансовой грамотности: «Кто кем работает?», «Какой товар лишний», «Хорошо – плохо», «Услуги и товары», «Бюджет моей семьи», «Угадай, что рекламируют?»
Сюжетно – ролевые игры:
«Магазин», «Аптека», «Ярмарка», «Парикмахерская», «Больница», «Дом».
Работа с родителями:
- для родителей интернет-ресурсы: мультфильмы по финансовой грамотности;
- консультация для родителей «Растим читателя» - финансовые истории и сказки;
- рекомендации для родителей по формированию финансово грамотного дошкольника.
3 этап - Заключительный
Викторина: «В стране финансов».
Альбомы: «Моя копилка», «Ребусы», «История денег».
Развлечение: «Путешествие за монеткой».
Заключение
Тесный контакт между семьей и воспитателем помогают выстроить отношения взаимопонимания и выработать общий подход, а также обеспечить большую логичность и последовательность в изучении основ финансовой грамотности, обучении и развитии самого ребёнка. Нами в работе были использованы направления и формы работы:
- информационные – тематические стенды, консультации;
- познавательные – создание предметно – пространственной среды, выставки, конкурсы;
- досуговые – экскурсии, развлечения, ярмарки;
- аналитические – анкетирование, беседы.
Мы убеждены в необходимости продолжения трудной, но полезной работы с детьми по овладению начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений. Поэтому работа будет продолжена в этом направлении.