Бурасова Ольга Сергеевна
Познавательные формы взаимодействия с родителями
▼ Скачать
Доминирующую роль среди форм общения педагог - родители по сей день продолжают игратьпознавательные формы организации их взаимоотношений. Они призваны повышать психолого-педагогическую культуру родителей, а, значит, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивать рефлексию. Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования их практических навыков. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.
Публикация «Познавательные формы взаимодействия с родителями» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Традиционные коллективные познавательные формы работы с родителями :
Общее родительское собрание ДОУ.
Педагогический совет с участием родителей.
Родительская конференция.
Тематические консультации
Педагогический консилиум.
Групповые собрания родителей «Круглый стол Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей «Дни открытых дверейПрезентация дошкольного учреждения. Это осовремененная в соответствии с открывшимися компьютерными возможностями форма рекламы ДОУ. В результате такой формы работы родители знакомятся с уставом ДОУ, программой развития и коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах.
Клубы для родителей.
Вечера вопросов и ответов.
Мини-собрания.
Тренинги.
Попечительский совет. Подобные формы :
Педагогические беседы с родителями. Посещение семьи.
Индивидуальные консультации. Индивидуальные блокноты. Данным формам также относятся :
• «Школа молодой семьи»;
• выполнение индивидуальных поручений;
• телефон Доверия;
• почта Доверия.
Сейчас я хочу поделиться опытом организации «Маминой школы».
Девизом работы стала цитата Е. П. Арнаутовой:«Каждый из нас, педагогов и родителей, несет свою долю ответственности за сокровище по имени Детство»
Эти слова определяют смысл совместной работы дошкольного образовательного учреждения и семьи. Именно от взрослых, их согласованных действий, умения договориться, помочь друг другу в воспитании детей зависят личностное развитие ребенка и его психическое здоровье. Эффективность такого сотрудничества определяется степенью взаимопонимания, доверия и взаимопомощи друг другу.
Работа родительского клуба «Мамина школа» — это не просто форма связи семьи и дошкольного учреждения, это университет педагогической информации, цель которого:
- способствовать установлению сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- способствовать установлению доверительных отношений между родителями и детским садом;
- оказывать всестороннюю помощь и поддержку родителям в осуществлении адаптационных мероприятий при переходе детей из дома в детский сад;
- повышать психолого-педагогическую культуру родителей.
Участниками клуба являются: родители вновь поступающих детей, педагоги, медсестра, педагог-психолог, логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.
Количество участников группы 10-12 человек. Проводятся занятия два раз в месяц, каждая встреча рассчитана на продолжительность занятия может быть сокращена или увеличена в зависимости от поставленной цели.
Формы работы : круглый стол, психологические тренинги, практикумы, осуждение и распространение опыта семейного воспитания, презентация информационных буклетов, использование видеоматериала на разные темы.
Каждое занятие имеет 2 (части) :
1 часть: решение теоретических вопросов, моделирование практических ситуаций «ребенок-взрослый» и так далее;
2-я часть: отрабатываются конкретные навыки взаимодействия с детьми в виде решения педагогических ситуаций, обмена мнениями, игр и т. д.
Такая форма занятий эффективна тем, что при рассматривании теоретических вопросов родители углубляют и расширяют полученные знания, а затем сразу могут практически их применять.
Я начала проводить занятия «Маминой школы»в первой младшей группе. Для определения тематики занятий было организовано анкетирование родителей.
Анкета для родителей
Анкета определения тематики консультаций.
ФИО ___
Сколько лет вашему ребенку ___
По каким вопросам воспитания, поведения и развития ребенка вы хотели бы получить информацию от сотрудников детского сада?
1. ___
2. ___
3. ___
4. ___
5. ___
Ваши пожелания___
___
___
___
Дата заполнения ___
Подпись ___
По результатам анкетирования был составлен перспективный план занятий по разным темам, в зависимости от запросов родителей, которые хотели найти ответ на множество вопросов воспитания, развития и обучения собственного ребенка от «живого источника»- воспитателя, работающего с их детьми.
Я ознакомила родителей с этим планом и пригласила их стать активными участниками «Маминой школы».
Тематический план-программа заседаний клуба «Мамина школа».
Месяц
Тема и цели занятий ответственный
1. Октябрь Тема: Роль семьи в развитии речи ребенка.
Цель: познакомить родителей с особенностями развития речи ребенка 2-3 лет, обратить внимание на правила, которые необходимо соблюдать для правильного речевого развития ребенка. Учитель-логопед
2. Ноябрь Тема: пальчиковая гимнастика.
Цель: познакомить родителей о том, что пальчиковая гимнастика влияет на умственное развитие ребёнка.
Практическая часть:(с детьми)
Цель: развитие речи, развитие мелкой моторики рук.
Картотека (для родителей) пальчиковые игры. Воспитатели
3. Декабрь Тема: «Общение со сверстниками».
Цель: познакомить родителей с особенностями общения младшего дошкольного возраста. Обратить внимание родителей на общение детей 3- лет
Беседа за круглым столом:
Тема: «Роль семьи в формировании навыков самообслуживание».
Цель: показать и научить родителей игровым приёмам развитие у детей к стремлению к самостоятельности при выполнение навыков самообслуживания
Памятка для родителей :
Игровые упражнения:
Водичка – водичка.
Вымой руки.
Мыльные перчатки.
Делаем причёску.
Кукла заболела
Приведи куклу в порядок.
Оденем куклу.
Убери со стола, у нас порядок. Психолог-психолог
Воспитатели
4. Январь.
Тема: Движение+ Движение
Консультация: Подвижные игры для детей младшего возраста.
Цель: Дать понятие родителям Гиподинамия, что это такое? Угрожает ли? Подобрать надёжный ключ к правильной организации жизни малышей в д/саду и семье, к формированию его здоровья, умственной активности, умению действовать «рядом» и вместе с другими, это ключ – движения.
Практическая часть (с детьми) Подвижные игры:
Кто в гости к нам спешит.
Мой весёлый звонкий мяч.
Дед мороз.
Снег кружится.
Цель: Развивать у детей двигательную активность. Повышать эмоциональный фон каждого ребёнка. Инструктор по физвоспитанию
Воспитатели
5. Февраль
Круглый стол «Игрушка в жизни ребёнка. Полезные и бесполезные игрушки»
Цель: Вспомнить с родителями, какие у них были игрушки. Дать понятие о том, что для ребёнка игрушка – это первая «примерка» мира. Именно с игрушками большинство людей ассоциирует детство.
Игры и упражнения:
Во что можно по играть с детьми.
Игры с матрёшками.
Д/ и: Не ошибись.
Устроим игрушкам комнату.
Что за форма.
Собери целое.
Мозаика Воспитатель
6. Март.
Тема: Знакомство с русскими народными песнями.
Цель: Выявить эффективность значения музыкального фольклора художественно творческом воспитание детей младшего дошкольного возроста.
Практическая часть (с детьми).
Хороводные игры: «Зайки-побегайки», «Мишенька», «Мы в кружочек встали…»
Цель: Учить детей выполнять движение, согласно тексту игры.
Пляски:
Барыня.
Где же наши ручки, где же наши ножки. Музыкальный руководитель.
Воспитатель
7. Апрель. Тема: Художественно-творческие способности и способы их развития.
Цель: Познакомить родителей со способами развития творческих способностей у детей.
Практическое занятие.
Цель: познакомить детей и родителей с возможностями пальчикового рисования. Воспитатель
8. Май. Папы и Мамы, пора подвести итоги: (беседа за круглым столом, чаепитие)
Опросы с целью выявления уровня педагогических компетентности и педагогических потребностей родителей.
Анкетирование. Воспитатель
В итоге работы «Маминой школы» у родителей формируются определенные модели поведения с ребенком, повышается уровень педагогических знаний и умений, активизируется позитивное мышление, помогающее родителям избегать или преодолевать трудности в воспитании детей; устанавливаются доверительные отношения между ДОУ и родителями, что благоприятно сказывается на эмоциональном состоянии ребенка раннего возраста в момент адаптации к ДОУ.