Ирина Данюк
Познавательное занятие с элементами экспериментирования «Воздух-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция:
«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность», «Чтение художественной литературы».
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная, двигательная. Формы работы: наблюдение, экспериментирование, беседа, отгадывание загадок, чтение стихотворений. Цель: экспериментальным методом познакомить детей со свойствами воздуха. Образовательные задачи: дать детям представление о свойствах воздуха. Развивающие задачи: развивать наглядно-действенное и словесно-логическое мышление, умение делать выводы, обосновывать свои суждения; развивать активность, инициативность. Воспитательные задачи: воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде.
Публикация «Познавательное занятие с элементами экспериментирования „Воздух-невидимка“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Материалы и оборудование: глобус, карточки со схемами, полиэтиленовые пакеты, стаканчики с водой и трубочки, веер, емкость с водой, весы, воздушные шарики, стаканчики с бумагой, фартуки. Предварительная работа: беседы о воздухе; наблюдения; игры-экспериментирования с воздухом; чтение художественной литературы. Ход занятия:
- Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать,
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
- Правильно, это воздух. И сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Для этого я приглашаю вас в лабораторию. Мы будем проводить опыты с воздухом, выясним свойства воздуха, для чего нам необходим воздух и как воздух нужно беречь. -Шар земной внесли в автобус, оказался это… (Глобус) -Что изображает глобус? (Планету) -Как называется наша планета? (Земля) - Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха.
Эта удивительная оболочка называется- атмосфера. Куда бы мы ни пошли, куда бы мы ни поехали по морю или по суши везде есть воздух. - Давайте выясним, можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо? Давайте проверим. Зажмите нос и рот. (Дети зажимают рот и нос) - Как вы себя чувствуете? - Значит, для чего нужен воздух? (Воздух нужен, чтоб дышать) Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду. Мы дышим воздухом, который находится вокруг нас, всюду, но мы его не замечаем. Он невидимка, волшебник. - Если мы воздух не видим значит он какой? (прозрачный, бесцветный, невидимый) - А как мы узнаем, есть ли воздух вокруг нас? (Мы можем его почувствовать) Опыт № 1 Как обнаружить воздух. – Воздух легко обнаружить, если создать его движение. Помашите веером перед своим лицом. Что вы чувствуете? (Ветерок) Вывод: Движения воздуха- ветерок. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать. Опыт № 2 Прозрачность воздуха. - А еще, воздух можно «поймать» в пакетик. Что у нас в пакетиках (воздух) – А какой он? Видим мы его? Почему мы его не видим? (бесцветный, прозрачный) - Каким стал мешочек, заполненный воздухом? (упругим, твердым) Вывод. Воздух невидимый, бесцветный, прозрачный, воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета в который попадает. Теперь давайте убедимся, что мы дышим воздухом. Опыт № 3 (игры с трубочками) На столах у каждого есть стаканчик и трубочка. При помощи этих предметов мы увидим воздух. – Дуем через соломинку. Что мы увидели в стаканчике? Откуда появились пузырьки? (Это воздух, который мы выдыхаем). - Что происходит с пузырьками? (Пузырьки поднимаются вверх, потому что они легкие) Вывод. Воздух легче воды. - Как дышит человек? (Мы дышим при помощи носа) Воздух попадает в нос, там согревается и проходит через гортань в наши легкие. Воздух проходит через легкие и выходит обратно. Воздух бывает тёплым и холодным. Если мы долго будем дышать холодным воздухом, то можем заболеть. Поэтому необходимо беречься и заботиться о своем здоровье. Дыхательная гимнастика. На прогулку выходи, свежим воздухом дыши. Только помни при уходи, одеваться по погоде. С воздухом будем дружить, чтоб здоровыми нам быть. Мы вдохнули глубоко, Дышим мы легко- легко (медленный вдох-выдох на 4 сек.) Подыши одной ноздрей. И к тебе придет покой (продолжительный вдох- выдох одной ноздрей) Опыт № 4 Существование воздуха. – У меня есть стакан, на дне которого закреплен листок бумаги. Как вы думаете, если опустить стакан в воду, что произойдет с листочком, он намокнет? Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в воду (стакан надо держать прямо, пока он не коснется дна. – Почему бумажка на дне осталась сухой? (Потому что там есть воздух, и он не пускает воду).А теперь снова опустите стакан в воду, но теперь держать стакан не прямо, а немного наклонив его. – Что появилось в воде (Видны пузырьки воздуха). Откуда они? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода. Вывод: Воздух занимает место, он невидимый. Опыт № 5 Воздух имеет вес. Положим на чашу весов надутый шарик и не надутый шарик: чашка с надутым шариком перевесит. Вывод: Воздух имеет вес. Игра «Узнай по запаху» Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили. Закройте глаза, зажмите нос. Я пронесу мимо вас предмет, а вы попробуйте узнать его по запаху. Удалось? (нет, нос быт закрыт).Откройте нос. А теперь? Запах распространяется по воздуху, поэтому мы его чувствуем, когда вдыхаем воздух. Вывод. Воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет. Итак, что мы с вами узнали о воздухе? * Воздух –часть природы. Он везде вокруг нас, мы им дышим. * Воздух невидим, прозрачен. * Воздух может двигаться. * Воздух не имеет запаха, но он может переносить запахи когда двигается. * Воздух необходим всем нам. Без него нет жизни.
Игра «Хорошо- плохо» Воздух хорошо- почему? Воздухом мы дышим, воздух человек использует (надувные лодки, фен, пылесосы и др.) Вывод: Воздух нужен и человеку, и животном, и растениям, чтобы дышать, а значит чтобы жить. Воздух используют в быту, и на производстве. Воздух плохо – почему? По воздуху передаются микробы, воздух загрязняют машины. Вывод: Правильно, здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того чем он дышит, каким воздухом. Чтобы быть здоровым необходимо вдыхать чистым и свежим воздухом. Что для этого надо? (Проветривать помещения, гулять в парке, в лесу, где много деревьев, соблюдать чистоту, сажать деревья. Он прозрачный невидимка, Легкий и бесцветный газ. Невесомою косынкой он окутывает нас. Он в лесу густой, душистый, как целительный настой. Пахнет свежестью смолистой, Пахнет дубом и сосной. Летом он бывает тёплым
Веет холодом зимой. Когда иней лег на стёкла. Пышной белой бахромой. Мы его не замечаем, Мы о нём не говорим. Просто мы его вдыхаем- Он ведь нам необходим! Мы с вами сегодня узнали о свойствах воздуха, проводя опыты с воздухом. Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажите своим друзьям и родителям. А ваши мамы и папы вам смогут рассказать и о других свойствах воздуха и прочитать о «великом невидимке» в энциклопедиях.