Надежда Шестернева
Познавательное занятие «Полезные ископаемые» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Предварительная работа
1. Рассматривание иллюстраций, чтение «Сказки о полезных ископаемых» по Ф. Кривину;
2. Наблюдения на прогулке, опыты, творческие задания;
3. Дидактические игры «Определи какой знак», «Определи на ощупь», со схемами и другие;
4. Беседы на тему «Подземные сокровища Амурской области».
Материал:
1. Карточки – символы полезных ископаемых;
2. Карта Амурской области;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Полезные ископаемые. Подземная кладовая Земли
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2013
3. Образцы пород: глина и песок (стаканчики с образцами на каждого ребенка);
4. Лупы;
5. Стаканчики с водой;
6. Палочки или веточки.
Ход занятия:
Игра «Да – нет»
Воспитатель загадывает предметы, а дети отгадывают, классифицируя предметы по схеме: Природный мир или растительный, живая или не живая природа и т. д.
Одна из отгадок – полезные ископаемые. Воспитатель спрашивает, почему их так называют, затем предлагает каждому из детей взять по карточке и определить, какое полезное ископаемое обозначено на карточке.
Вопросы детям:
1. Скажите, как используются песок, глина, уголь, строительный камень?
2. Как можно назвать их одним словом? А как еще можно назвать? (сокровища земли, кладовая земли и т. п.);
3. Люди, каких профессий добывают полезные ископаемые? (геологи, шахтеры);
4. Чем занимаются геологи? (исследуют недра, изучают камни, отправляются в экспедицию);
5. Чем занимаются шахтеры? (работают в шахтах, добывают уголь).
Воспитатель:
А теперь посмотрите на эту картинку. На ней изображена карта Амурской области. Выберите карточки с полезными ископаемыми нашего края. (дети выбирают из множества карточек с обозначениями полезных ископаемых, только те, которые есть у нас в области.
Вот видите, хоть область у нас и небольшая, но сколько богатств она хранит! Это и уголь, и железо, золото, глина, песок, строительный камень и т. п.
А сейчас давайте представим, что мы с вами – исследователи и у нас есть своя научная лаборатория. Мы поближе познакомимся с такими полезными ископаемыми как глина и песок. Тихонько пройдите за столы будем проводить опыты.
Опыт 1
С помощью лупы внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (из очень мелких зернышек – песчинок, как выглядят песчинки? Они очень маленькие, круглые (белые или желтые в зависимости от разновидности песка) похожи ли эти песчинки одна на другую? Чем похожи и чем отличаются?
А теперь рассмотрим таким же образом кусочек глины. Видны ли такие же частички в глине? В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим соседкам, а в глине слипшиеся, очень мелкие частички.
Опыт 2
Аккуратно нальем воду в стаканчик с песком, потрогаем его. Каким он стал? (влажным, мокрым). А куда исчезла вода? Она забралась в песок и «уютно» устроилась между песчинками. Попробуем «посадить» палочку в мокрый песок. В какой песок она легче входит, сухой или мокрый? Затем наливаем немного воды в стаканчик с глиной. Следим, как водичка впитывается, быстро или медленно? Медленно, медленнее, чем в песок, часть воды остается сверху на глине. Сажаем палочку во влажную глину. Легче сажать палочку в мокрую глину, чем в сухую.
Заключение
Мы с вами рассмотрели и провели опыты с песком и глиной, а как вы думаете, где используются эти полезные ископаемые? (в строительстве) и где они находятся? (в карьере под землей) В мире полезных ископаемых есть много других удивительных вещей. О них мы поговорим с вами на следующих занятиях.