Светлана Кобозева -Салмина
Познавательное развитие по программе «Первые шаги» (4)
▼ Скачать + Заказать документы
Сфера: Развитие предметной деят-ти и познавательных способностей.
Игры, направленные на развитие целенаправленности и самостоятельности в предметной деятельности
Участники: один/много
1.4.5 «Пазлы»
Программные задачи :
- формирование наглядно – образного мышления,
- развитие активности словаря, внимания, памяти, ориентировки в пространстве;
Публикация «Познавательное развитие по программе „Первые шаги“ (4)» размещена в разделах
- воспитывать умение слушать просьбу взрослого, интерес к игровой деятельности, трудовые навыки
Материал: пазлы крупные
Эту игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой
Сфера: Развитие предметной деят-ти и познавательных способностей.
Игры, направленные на развитие целенаправленности и самостоятельности в предметной деятельности
Участники: один/много
1.4.4.1. «Мозаика»
Программные задачи :
- формирование наглядно – образного мышления,
- развитие активности словаря, внимания, памяти, ориентировки в пространстве;
- воспитывать умение слушать просьбу взрослого, интерес к игровой деятельности, трудовые навыки
Материал: мозаика разная
Эту игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой
Игра: «Соберем мозаику»
Игры с мозаикой очень полезны как для познавательного развития ребенка, так и для развития целенаправленности. Детям раннего возраста следует предлагать наборы мозаики, состоящие из крупных элементов.
Воспитатель вместе с ребенком рассматривает образец (домик с прямой крышей, цветок с тремя-четырьмя лепестками, простой геометрический узор и т. п.). Затем предлагает сделать такую же картинку. Взрослый помогает малышу отобрать необходимые по цвету и форме элементы и составить из них изображение.
Сфера: Развитие предметной деят-ти и познавательных способностей.
Игры, направленные на развитие целенаправленности и самостоятельности в предметной деятельности
Участники: один/много
1.4.4.2 «Узоры на пластилине»
Программные задачи :
- формирование наглядно – образного мышления,
- развитие активности словаря, внимания, памяти, ориентировки в пространстве;
- воспитывать умение слушать просьбу взрослого, интерес к игровой деятельности, трудовые навыки
Материал: пластилин, (По принципу мозаики можно выкладывать узоры из разноцветных пробок, камешков, ореховых скорлупок, палочек и прочего природного и бросового материала. Для этого нужно изготовить основы, покрытые слоем пластилина, в который вставляются заранее подобранные детали.)
Эту игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой
Игра: «Узоры на пластилине»
Воспитатель выкладывает на основе образец (цветок, простой геометрический узор и т. п.) и предлагает ребенку (детям) воспроизвести его.
Если ребенок захочет выложить узор по собственному замыслу, не нужно препятствовать ему, наоборот, следует похвалить малыша. Маленькие дети будут импровизировать в ходе составления узора, им еще трудно действовать по предварительному замыслу. После того как ребенок выложит узор, нужно спросить, что у него получилось, пофантазировать вместе с ним. Дети постарше уже могут целенаправленно действовать в соответствии с собственным замыслом.
Сфера: Развитие предметной деят-ти и познавательных способностей.
Игры, направленные на развитие практических и орудийных действий
Участники: один
1.1.4. 1 Игра: «Молоток и колышки»
Программные задачи :
- знакомить с действиями молоточка, целями назначения, безопасностью;
- развитие активности словаря, мелкой моторики, ловкость, внимание;
- воспитывать умение слушать просьбу взрослого, интерес к игровой деятельности.
Материал: Специальные наборы, в которые входят брусок с отверстиями разного диаметра, колышки соответствующих размеров и молоточек
Эту игру можно проводить с одним ребенком
Для игры понадобятся специальные наборы, в которые входят брусок с отверстиями разного диаметра, колышки соответствующих размеров и молоточек. Если такого набора нет, его можно составить самостоятельно, подобрав деревянные или пластмассовые молоточки и колышки из других дидактических игр или строительного конструктора (кегли, счетные палочки, пластмассовые стержни и пр.).
Воспитатель показывает детям, как пользоваться молоточком, забивая колышки в песок, мягкую глину, пластилин или снег.
Можно предложить малышам построить заборчик из колышков, огородить «клумбу» в песочнице, проделать в песке углубление и посадить в него «деревце».
Сфера: Развитие предметной деят-ти и познавательных способностей.
Игры, направленные на развитие практических и орудийных действий
Участники: один
1.1.4. 2 Игра: «Молоток - печатка»
Программные задачи :
- знакомить с действиями молоточка, целями назначения, безопасностью;
- развитие активности словаря, мелкой моторики, ловкость, внимание;
- воспитывать умение слушать просьбу взрослого, интерес к игровой деятельности.
Материал: формочки, пластилин, мокрый песок, молоток
Эту игру можно проводить с одним ребенком
Готовиться пласт пластилина на плоской поверхности и формочка, действие молоточка – удар, по этой формочке, чтоб остался отпечаток. Усложнение: уже готовые отпечатки, формы которых четко выделяются. Попросить ребенка прибить подходящую форму под этим отпечатком.
Сфера: Развитие предметной деят-ти и познавательных способностей.
Игры, направленные на развитие практических и орудийных действий
Участники: один/много
1.1.4. 3 Игра: «Блинчики»
Программные задачи :
- знакомить с действиями молоточка, целями назначения, безопасностью;
- развитие активности словаря, мелкой моторики, ловкость, внимание;
- воспитывать умение слушать просьбу взрослого, интерес к игровой деятельности.
Материал: пластилин, мокрый песок, молоток
Эту игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой
Объяснить детям, что молоточком можно не только забивать, но и расплющивать предметы, делать их тоньше. Предложить малышам испечь блины для кукол
Сфера: Развитие предметной деят-ти и познавательных способностей.
Игры, направленные на развитие практических и орудийных действий
Участники: один/много
1.1.4. 4 Игра: «Мозаика на пластилине»
Программные задачи :
- знакомить с действиями молоточка, целями назначения, безопасностью;
- развитие активности словаря, мелкой моторики, ловкость, внимание;
- воспитывать умение слушать просьбу взрослого, интерес к игровой деятельности.
Материал: пластилин, тесто, мозаика бросовый материал, молоток
Эту игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой
Показать малышам, что с помощью молоточка можно создать узор на плоской поверхности, на которой нанесен слой пластилина или теста.
Сфера: Развитие предметной деят-ти и познавательных способностей.
Игры, направленные на развитие практических и орудийных действий
Участники: один/много
1.1.4.5. Игра: «Ножики»
Программные задачи :
- знакомить с режущими предметами, целями назначения, безопасностью;
- развитие активности словаря, мелкой моторики, ловкость, внимание;
- воспитывать умение слушать просьбу взрослого, интерес к игровой деятельности.
Материал: пластилин, тесто, стеки
Эту игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой
Детям предложить приготовить ужин для своих игрушек. Раскатать пластилин в виде колбаски, попросить их нарезать кусочки на тарелочку.
Как вариант показать детям, что при помощи острого предмета можно наносить линии на мягком материале
Сфера: Развитие предметной деят-ти и познавательных способностей.
Игры, направленные на развитие практических и орудийных действий
Участники: один/много
1.1.4. 6 Игра: «Трубочки и палочки»
Программные задачи :
- знакомить с действиями трубочек и палочек, его назначение и цель;
- развитие активности словаря, мелкой моторики, ловкость, внимание;
- воспитывать умение слушать просьбу взрослого, интерес к игровой деятельности.
Материал: Любые предметы в форме «трубы», поролоновые игрушки, мягкие игрушки
Эту игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой
Воспитатель намеренно помещает внутрь трубочек мелкие предметы, мягкие, маленькие в зависимости от диаметра отверстия трубы. Предлагает детям протолкнуть этот предмет, вытащить из трубы с помощью палочки. Игру можно повторять используя как прозрачные трубочки так и не прозрачные.
1.1.8. 1 Игра: «Распусти носочек, смотай клубочек»
Программные задачи :
- знакомить с действиями «наматывание- вытягивание», свойствами гибкости, эластичности, упругости;
- развитие мелкой моторики рук;
- воспитывать умение слушать просьбу взрослого, интерес к игровой деятельности.
Материал: веревочки, шнурки, ленточки, тесьма.
Эту игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой детей
Игровой момент «В гостях у бабушки», бабушка уснула, а котенок размотал ниточки из связанного носочка. Помочь бабушке распустить этот носочек и смотать ниточки в клубочек.
Сфера: Развитие предметной деят-ти и познавательных способностей.
Игры, направленные на развитие практических и орудийных действий
Участники: один
1.1.8. 2 Игра: «Заплети косичку»
Программные задачи :
- знакомить с действиями «плетения», свойствами гибкости;
- развитие мелкой моторики рук;
- воспитывать умение слушать просьбу взрослого, интерес к игровой деятельности.
Материал: шкатулка, ленточки, тесьму
Эту игру можно проводить с одним ребенком
Куклы собираются на праздник, волосы необходимо расчесать, собрать в пучок и постараться начать плетение.
Сфера: Развитие предметной деят-ти и познавательных способностей.
Игры, направленные на развитие практических и орудийных действий
Участники: один/группа
1.1.8. 3 Игра: «Намотай - забинтуй»
Программные задачи :
- знакомить с действиями «наматывание», свойствами гибкости;
- развитие мелкой моторики рук; речи
- воспитывать умение слушать просьбу взрослого, интерес к игровой деятельности.
Материал: бинт, эластичный бинт
Эту игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой детей
Игра «Полечи куклу»
Воспитатель говорит малышам, что у куклы заболела ножка. Он показывает детям, как забинтовать ножку, и предлагает им полечить куклу. При этом не нужно ставить себе целью научить детей аккуратно и правильно бинтовать, малышам гораздо важнее и интереснее сам процесс. Младшим детям легче действовать коротким эластичным бинтом, дети постарше могут использовать и более длинные бинты.
Можно также предлагать малышам просто обматывать бинтом, лентой, шнурком, веревкой или гибкой проволокой толстый стержень или пластиковую бутылку.
Сфера: Развитие предметной деят-ти и познавательных способностей.
Игры, направленные на развитие практических и орудийных действий
Участники: один/группа
1.1.8. 4 Игра: «Нанизываем бусы»
Программные задачи :
- знакомить с действиями «нанизывание», свойствами гибкости;
- развитие мелкой моторики рук; речи
- воспитывать умение слушать просьбу взрослого, интерес к игровой деятельности.
Материал: Гибкая проволока и «бусины» — разнообразные предметы с большими отверстиями (катушки, кольца от пирамидок, кольца для штор, детали от конструктора и т. п.).
Эту игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой детей
Игра: «Нанизываем бусы»
Воспитатель предлагает детям сделать бусы для медведя, тигра, бегемота или любой другой большой игрушки. Для изготовления бус понадобятся гибкая проволока и «бусины» — разнообразные предметы с большими отверстиями (катушки, кольца от пирамидок, кольца для штор, детали от конструктора и т. п.). Самым младшим детям легче действовать с крупными деталями, более старшим ребятам можно предлагать детали меньшего размера. Кто-то из детей сможет нанизывать «бусины» не только на проволоку, но и на веревочку. Можно также предложить малышам делать бусы вместе с воспитателем, по очереди нанизывая «бусины» на веревку.
Готовое изделие дети надевают на игрушку. Воспитатель благодарит малышей от ее имени.
Бусы можно изготовить и из кусочков разноцветной бумаги, сухих листьев, собранных на прогулке, протыкая их концом проволоки или гибкого прутика.
Сфера: Развитие предметной деят-ти и познавательных способностей.
Игры, направленные на развитие практических и орудийных действий
Участники: один/группа
1.1.8. 5 Игра: «Шнуровка»
Программные задачи :
- знакомить с действиями «нанизывание - сцепления», свойствами гибкости;
- развитие мелкой моторики рук; речи
- воспитывать умение слушать просьбу взрослого, интерес к игровой деятельности.
Материал: шнуровка, лекало деталей швейного изделия с отверстиями
Эту игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой детей
Специально изготовленные лекала рубашки, которую предлагается соединить в единое изделие при помощи шнурка
Сфера: Развитие предметной деят-ти и познавательных способностей.
Игры, направленные на развитие практических и орудийных действий
Участники: один/группа
1.1.8. 6 Игра: «Выложи дорожку»
Программные задачи :
- знакомить с действиями «укладывание на плоскости, соединением», свойствами гибкости;
- развитие мелкой моторики рук; речи
- воспитывать умение слушать просьбу взрослого, интерес к игровой деятельности.
Материал: Гибкая проволока, шнуровка, ленточки, тесьма, бинты
Эту игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой детей
Снегом замело дорожную разметку, деткам необходимо проложить себе путь по карте которая нарисована перед ними как пример, с помощью подручного материала прокладываем себе путь на карте
Сфера: Развитие предметной деят-ти и познавательных способностей.
Игры, направленные на развитие практических и орудийных действий
Участники: один/группа
1.1.8. 7Игра: «Бытовые навыки»
Программные задачи :
- закрепить действиями «нанизывание, сцепление, плетение, наматывание, накручивание, выкладывание и. т. д», свойствами гибкости, практического навыка;
- развитие мелкой моторики рук; речи
- воспитывать умение слушать просьбу взрослого, интерес к игровой деятельности.
Материал: Гибкая проволока и «бусины» — разнообразные предметы с большими отверстиями (катушки, кольца от пирамидок, кольца для штор, детали от конструктора и т. п.). Бинты, ленты, шнурки, нитки, веревочки.
Эту игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой детей
Сфера: Развитие предметной деят-ти и познавательных способностей.
Игры, направленные на развитие практических и орудийных действий
Участники: один/много
1.1.5.1 «Насыпаем – высыпаем»
Программные задачи :
- знакомить с действиями совочка, лопатки, безопасностью; правилами удерживания предметов;
- развитие активности словаря, мелкой моторики, ловкость, внимание;
- воспитывать умение слушать просьбу взрослого, интерес к игровой деятельности, трудовые навыки
Материал: ведерки, формочки, совочки и лопатки
Эту игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой
Детям очень нравиться пересыпать сыпучие предметы из одной емкости в другую. Предложить детям два действия (насыпаем – высыпаем)
Сфера: Развитие предметной деят-ти и познавательных способностей.
Игры, направленные на развитие практических и орудийных действий
Участники: один/много
1.1.5. 2 Игра: «Куличики»
Программные задачи :
- знакомить с действиями совочков и лопатки, целями назначения, безопасностью;
- развитие активности словаря, мелкой моторики, ловкость, внимание;
- воспитывать умение слушать просьбу взрослого, интерес к игровой деятельности, трудовые навыки
Материал: мокрый песок, совочки, формочки
Эту игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой
Мокрым песком с помощью совочка наполняем формочку, трамбуем ее при помощи лопатки, постукивая. Переворачиваем формочку, постукиваем молоточком, убираем формочку печенье готово.
Сфера: Развитие предметной деят-ти и познавательных способностей.
Игры, направленные на развитие практических и орудийных действий
Участники: один/много
1.1.5.3 «Постройки из песка»
Программные задачи :
- знакомить с действиями совочка, лопатки, безопасностью; правилами удерживания предметов;
- развитие активности словаря, мелкой моторики, ловкость, внимание;
- воспитывать умение слушать просьбу взрослого, интерес к игровой деятельности, трудовые навыки
Материал: ведерки, формочки, совочки и лопатки, мокрый песок
Эту игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой