Алевтина Лузгинова
Консультация «Познавательное развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст — самая важная стадия формирования личности человека, ее фундамент. Именно с раннего возраста необходимо прививать детям интерес к культуре и традициям нашего народа. Знакомя с русским бытом детей, мы формируем их национальную идентичность, закладываем предпосылки гражданственности и основы патриотизма. Важно именно пробудить в детях, а не навязать эти чувства, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Публикация «Консультация „Познавательное развитие“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Цели и задачи проекта были определены в беседе с детьми и родителями. Многие родители поддержали идею и захотели, чтобы их дети как можно больше узнали о культуре и традициях нашего народа. Дети, конечно же, в силу возраста не имели никакого представления о данной теме и поэтому проявили заинтересованность.
Познакомить младших дошкольников с русским бытом и традициями в детском саду лучше всего через проектную деятельность. Для этого были использованы различные виды деятельности, интегрированные занятия, занятия на ИКТ, к участию привлечены родители. Проект был долгосрочным и длился целый месяц — для более полного закрепления материала.
Конечно, помощь родителей и их участие очень помогли в реализации проекта. В группе был создан мини-музей, в течение недели родители с детьми собирали крышечки определенной марки для создания массажного коврика в русском стиле. Участие родителей в проекте способствует тому, что они начинают уделять своему ребенку больше времени. Появляются интересы и задания, которые объединяют семьи воспитанников, постепенно завоевывается расположение родителей и их доверие к дошкольным учреждениям.
Цели проекта «Русский быт»
Вызвать у детей интерес к истории и культуре нашего народа, получить первичные знания об изготовлении игрушек, о стилях росписи, русской избе, предметах быта, играх.
Развить творческие способности, поисковую деятельность, связную речь детей, расширить музыкальный кругозор.
Познакомить с музыкальными инструментами — дудочкой, ложками, бубном, свистулькой. Познакомить с застольными традициями русского народа. Было проведено интегрированное занятие «Русская матрешка». Дети узнали о возникновении и особенностях матрешки. Были изготовлены макеты матрешек двух видов в полный рост детей. Малыши полюбили русскую куколку и с удовольствием играли с макетами. Это было сделано с целью вовлечения детей в занятие, а также для зрительного запоминания и восприятия игрушки на тактильном уровне.
Интегрированное занятие «В гостях у Колобка» проходило в два этапа. Мы с музыкальным работником хотели вызвать у детей интерес к музыке и музыкальным инструментам, познакомить с русским фольклором и с разными видами народного творчества. Игра на ложках, танцы в образе матрешек, а также народные забавы очень понравились детям. Главным героем занятия был Колобок. Совместно с детьми и родителями были изготовлены макет Колобка (мы использовали мяч, лапти, варежки, его домик, «цветочная поляна», «волшебное дерево». Специально для проекта родители смастерили коврики.
На занятии мы старались сформировать у детей интерес к устному и музыкальному народному творчеству через загадки, частушки, пословицы и поговорки. Попытались включить в занятие сказку: дети окунулись в сказку и незаметно стали ее главными героями, почувствовали себя в роли музыкантов и русских красавиц-матрешек. Образы очень понравились детям. Дети были удивлены, что ложки бывают деревянными и они могут быть музыкальным инструментом.
Вторым этапом было чаепитие в русских традициях. Дети в национальных костюмах сидели за столами с русскими самоварами и пили чай с баранками. Воспоминания об этом надолго останутся в памяти детей, ведь они были главными героями мероприятия.
Мы старались расширять кругозор дошкольников, их словарный запас и развивать связную речь с помощью распевания народных песенок, чтения сказок, потешек, скороговорок, пословиц. Теперь многие дети в процессе игровой деятельности по своей инициативе самостоятельно проговаривают или пропевают разученный на занятиях материал.
Научить ребенка в течение некоторого времени внимательно, не отвлекаясь слушать и понимать смысл прослушанного, отвечать на вопросы довольно сложно, и мы обучали этому детей, читая и обыгрывая русские народные сказки. Для закрепления на прогулке я обязательно проводила театрализованную деятельность — инсценирование сказки «Колобок». Дети исполняли роли персонажей, что способствует развитию памяти и артистизма, помогает преодолеть стеснение и неуверенность в себе, вырасти в глазах сверстников. Также для закрепления материала на прогулке проводились подвижные игры «Салки», «Гуси, гуси», «У медведя во бору», «Каравай». Цели — приобщать детей к народным играм, развивать двигательную активность, закрепить умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, ориентироваться в пространстве.
В ходе проекта воспитанники также познакомились с гипсом, занимались росписью игрушек, выполнили совместную работу «Поднос» в стиле хохломской росписи.
Цель проекта — познакомить детей с историей русского народа и народного искусства — была достигнута.
Локальные задачи проекта также были выполнены. Для удобства усвоения материала и поэтапной организации мероприятий и занятий задачи были поделены на три группы.
Образовательные
Познакомить детей с семейными традициями русского народа (чаепитие).
Познакомить со старинными предметами быта (создание в группе мини-музея).
Познакомить с музыкальными инструментами.
Развивающие
Развивать интерес к традициям и жизни людей в старину.
Развивать коммуникативные навыки.
Развивать связную речь, активизировать словарь детей пословицами, поговорками, потешками.
Развивать интерес к фольклору.
Воспитательные
Воспитывать интерес к русской культуре.
Воспитывать нравственные качества личности.
Продукт проекта
1. Изготовление массажного коврика в народном стиле.
2. Изготовление стенгазеты для родителей о проведенном занятии.
3. Изготовление подноса (хохломская роспись).
4. Изготовление макетов матрешек.
5. Роспись игрушек из гипса.
6. Изготовление макета Колобка и атрибутов для сказки.
Результатов проекта удалось достичь в непосредственно образовательной деятельности, в совместной деятельности взрослого и ребенка, в самостоятельной деятельности, в привлечении родителей. Во время проекта работал треугольник «воспитатель — ребенок — родитель». В ходе реализации проекта дети погрузились в старину: познакомились с формами фольклора, узнали о народных музыкальных инструментах, разучили русские народные игры, познакомились с русскими обычаями, сказками.
Мы все вместе побывали в прошлом, которое теперь напоминает нам о себе грамотой, мини-музеем, нашими работами и новыми познаниями.