Байкова Елизавета
Познавательно — творческий проект «Дошкольникам о блюдах православной кухни»
▼ Скачать
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №11 г Вязьмы Смоленской области
Познавательно – творческий проект
по духовно– нравственному воспитанию:
«Дошкольникам о блюдах православной кухни.»
для детей старшего дошкольного возраста.
Разработчик проекта :
Воспитатель
Байкова Е. В.
2022г.
I. ПАСПОРТ ПРОЕКТА.
Актуальность.
Публикация «Познавательно — творческий проект „Дошкольникам о блюдах православной кухни“» размещена в разделах
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Православие в России возрождается, об этом можно судить по числу
восстанавливаемых и вновь открываемых храмов и монастырей. Но труднее,
чем возвести кирпичные стены и позолотить кресты, идет христианское
просвещение. Далеко не каждый ребенок нынешнего общества знает, что
такое православие, какие существуют православные блюда, что такое пост и
для чего он нужен.
Православная кухня складывалась на протяжении многих столетий, из
поколения в поколение передавались навыки приготовления пищи, по
христианским канонам составлялся набор продуктов дозволенных для
приготовления блюд к православным праздникам. В ходе многовековой
истории, каждый народ сохранял и накапливал секреты приготовления блюд,
и по прошествии многих веков каждому христианскому празднику
соответствуют наиболее правильно подобранные и приготовленные блюда.
Но, к сожалению, далеко не каждый взрослый знает о традиционных
блюдах русской кухни. Не знает родитель, не знает и ребенок. Поэтому
данный проект является актуальным как для детей, так и для родителей.
Цель проекта :— развитие духовно-нравственных качеств личности
ребенка через знакомство с православной кухней.
Задачи реализации проекта :
- формирование духовно-нравственного отношения и чувства
сопричастности к культурному наследию;
-воспитание интереса и любви к культуре своего народа, обычаям,
традициям, обрядам, к народным играм;
-совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал
каждого ребенка;
-формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей;
-ориентирование семей на важность духовно – нравственного воспитания
детей, формирование привычки готовиться и отмечать совместно с детьми
православные календарные праздники.
- привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через
знакомство с православными праздниками, традиционными православными
блюдами.
Проблема : В большинстве современных семей уклад жизни в
соответствии с православными традициями утрачен. Дети очень мало знают
о православных блюдах, о самом православии.
Участники проекта :
Воспитатель, дети, педагоги, родители воспитанников.
Вид проекта : краткосрочный (с 04.04.2022 по 13.04.2022г,
коллективный, познавательно – творческий.
Формы работы.
С детьми С родителями С педагогами
- рассматривание
иллюстраций постных
блюд современных и
старинных;
- создание
тематической папки
«Постный стол».
- проведение
дидактических и
музыкально-
дидактических игр;
- создание книги
«Православные
рассказы»;
- чтение педагогом
литературы
«Православные
рассказы»;
- демонстрация
познавательных
видеороликов.
- беседы с элементами
диалога, обобщающие
рассказы воспитателя;
- анкетирование
- консультации
- Мастер – класс
- Беседа
- анкетирование
- консультации
- мастер – класс
- викторины
- ответы детей на
вопросы педагога;
- проведение
разнообразных игр
(малоподвижные,
сюжетно-ролевые);
- организация
продуктивной
деятельности:
рисование, лепка.
- сюжетно – ролевая
игра «Приготовим
постное православное
блюдо».
- изготовление с детьми
наглядных пособий.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОТ ДЕТЕЙ.
- понимают, что такое православие, пост.
- имеют представление как готовят православные блюда
- умеют сострадать, сопереживать героям литературных произведений.
- имеют представление о блюдах на праздник «Благовещение Пресвятой
Богородицы».
- знакомы и умеют играть в игры с православной тематикой
- знают какие блюда готовят на Пасху.
ОТ РОДИТЕЛЕЙ.
- закрепили знания о православных праздниках.
- знакомы со старинными православными блюдами
- знают рецепты современных постных православных блюд.
ОТ ПЕДАГОГОВ.
- закрепление знаний о посте.
- закрепление знаний о православии.
- закрепление знаний о православных праздниках и блюдах на них.
- расширение знаний о забытых постных православных блюдах.
- знают как приготовить Узвар
II. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
Этапы проекта
Направления проектной деятельности.
Работа с педагогами, родителями
1 этап –
подготовительный
Цель : выявление
первоначальных знаний
детей и родителей по теме
проекта, определение
целей и задачей проекта,
форм работы.
- Изучение методической литературы и
подготовка методического сопровождения
проекта. Подбор методической, художественной
литературы, иллюстрационного материала, аудио
и видео материалов по данной теме
(познавательная литература, художественная
литература, презентации, изучение опыта работы
коллег, видеоролики, и др.).
- Подбор игрушек, атрибутов для игровой
деятельности.
- Подбор материала для продуктивной
деятельности.
- Диагностика знаний детей по духовно –
нравственному воспитанию: «Православные
блюда».
- Определение цели и задач проекта;
- Разработка плана работы по ознакомлению
детей по духовно-нравственному воспитанию
«Православные блюда».
- Пополнение и обновление развивающей
предметно-
пространственной среды по направлению
нравственно-патриотического воспитания
«Православные блюда», (подбор книг, наглядно-
демонстрационного материала и т. п.).
- Разработка рекомендаций, памяток для
родителей по теме проекта (с обновлением в
родительском уголке).
2 этап – организационно-
практический
Цель: формирование у
детей представлений о
православных блюдах
через различные виды
деятельности.
- Организация непосредственно образовательной
деятельности по всем по всем образовательным
областям: «Познавательное развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие»,
«Речевое развитие», «Социально-
коммуникативное развитие», «Физическое
развитие» по теме проекта;
- Организация совместной и самостоятельной
деятельности детей по теме проекта.
- Организация работы с родителями:
консультирование, вовлечение в проектную
деятельность.
3 этап – итоговый
Цель: анализ и обобщение
полученных знаний.
- Совместно с детьми приготовление
православного блюда.
- Составление презентации о проделанной работе
по проекту.
Перспективный план работы.
Дата Мероприятия с
детьми
Мероприятия с
родителями
Мероприятия с
педагогами.
4
апрел
я
Беседа «Что
такое
православие».
Просмотр
презентации
«Что такое
пост».
Совместно с
воспитателем
изготовление
папки
«Православные
рассказы».
Сенсорная игра
«Угадай
продукт на
вкус»
Консультация
«Что такое
православие.
Пост».
Беседа
«Поговорите с
детьми о добрых
делах в пост»
Консультация
«Что такое
православие.
Пост».
5
апрел
я
Просмотр
видеоролика
«Детям о
православии.
Русская
православная
кухня».
Сенсорная игра
«Угадай
продукт по
запаху».
Сюжетно –
ролевая игра
«Приготовим
православное
блюдо»
Чтение
Поучительного
рассказа детям
о прощении (из
Консультация для
родителей
«Православные
праздники».
Консультация
для педагогов
«Православные
праздники».
папки
«Православные
рассказы»).
6
апрел
я
Просмотр
иллюстраций
старинных
православных
блюд и блюд
нашего
времени.
Создание
альбомов из
иллюстраций
«Православные
блюда».
Разучивание
песни «Лучики
небесные»
Игра «Ангел
Хранитель»
Консультация для
родителей
«Старинные
православные
блюда».
Рассматривание
альбома,
сделанного с
детьми
«Православные
блюда».
Семинар
«Забытые
православные
постные блюда».
7
апрел
я
Чтение
православного
рассказа
«Волшебное
слово» (из
папки
«Православные
рассказы»).
Рассказ
воспитателя
«Блюда на
Благовещение
Пресвятой
Богородицы».
Запись песни
«Лучики
небесные».
Игра
«Пасхальный
куличик».
Консультация для
родителей «Блюда
на Благовещение
Пресвятой
Богородицы».
Консультация
для педагогов
«Блюда на
Благовещение
Пресвятой
Богородицы».
11
апрел
Лепка
«Постные
Приготовление
детям блинов для
Приглашение на
чаепитие с
я блинчики».
Разучивание
песни
«Блины».
чаепития. постными
блинами.
12
апрел
я
Рассказ
«Блюда на
Пасху»
Рисование
«Пасхальный
куличик».
Игра «Шарик с
пожеланиями».
Запись песни
«Блины».
Дистанционный
мастер – класс
«Приготовление
Пасхи».
13
апрел
я
Совместное
приготовление
«Православное
постное
блюдо».
Составление
презентации о
проделанной
работе по
проекту.
Демонстрация
результатов
работы по
проекту.
Мастер - класс
по
приготовлению
православного
блюда «Узвар».
Демонстрация
результатов
работы по
проекту.
Список используемой литературы:
1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа
дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.
А. Васильевой,М., Мозаика - Синтез, 2016 г.
2. Шевченко Л. Л. Добрый мир. Православная культура для малышей.
Методическое пособие, - М. : Центр поддержки культурно-
исторических традиций Отечества, 2012 г.
3. Шевченко Л. Л. Добрый мир. Православная культура для малышей.
Книга 4. Чему мы радуемся? Православные праздники. Под ред. Л. Н.
Антоновой. Экспериментальный учебно-методический комплект для
дошкольных образовательных учреждений. – М. : Центр поддержки
культурно-исторических традиций Отечества, 2011 г.
4. Потаповская О. М. Самые главные праздники. «Духовно-нравственное
воспитание детей дошкольного возраста». М., «Планета 2000», 2004 г.
5. https://www.wco.ru/biblio/books/pedagog2/ .
6. https://pedagog.eparhia.ru/for_pedagog/ .
7. https://www.wco.ru/biblio/books/pedagog1/ .
8. https://pedagog.eparhia.ru/ .
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №11 г Вязьмы Смоленской области
Конспект беседы
по духовно– нравственному воспитанию:
«Что такое православие»
для детей старшего дошкольного возраста.
Разработчик воспитатель:
Байкова Елизавета Вячеславовна
Конспект занятия с детьми на тему «ЧТО ТАКОЕ ПРАВОСЛАВИЕ»
Цель:
-Познакомить детей с термином — ПРАВОСЛАВИЕ; обобщить и
уточнить знания детей о православной вере.
Задачи:
-Развивать умение строить рассказ, а затем корректировать его, уточняя и
дополняя.
-Расширить словарный запас детей.
-Воспитывать любовь и уважение к родителям, священнослужителям;
воспитание у детей уважения к святыням, почтения и любви к родителям и
другим людям, бережного отношения к окружающему миру.
Оборудование: фотографии храмов, церковных
богослужений, , иллюстрации «Крещения Руси».
Ход занятия:
—Здравствуйте, ребята. Я бы хотела поговорить с вами о блюдах
православной кухни. Но прежде чем мы с ними познакомимся, давайте
вспомним, а кто не знает, сейчас узнает, что же означает православие и кто
такой православный человек.
— Ребята, как часто мы с вами слышим такое сложное и непонятное слово
— православие? Давайте вспомним, где вы слышали это слово? (ответы
детей). Правильно, по телевизору во время просмотра трансляции
богослужения в храме, на занятиях по духовно – нравственному воспитанию
слышали такие слова, как: православный храм, православная вера,
православный человек.
—Послушайте, что говорит о православии священник Максим Козлов:
«Православие — это та вера, к которой если прикоснешься, то ни на какую
другую уже смотреть не будешь, так сердце отозвалось вот на эту
радость Православия…» Вера Православная это Вера, прежде всего, не
искаженная. Эта Вера, которая на протяжении почти двух тысяч лет учит,
как правильно славить Бога. То есть православие это правильно славить
Бога.
- Существует много различных религий, но нашей стране, России, самой
яркой, самой светлой, самой распространенной — является православная
вера! Сейчас я расскажу вам почему. Эта история уводит нас глубокими
корнями в наше прошлое…
Сын Святослава и внук св. Ольги Владимир княжил с 980 года. Владимир,
смелый и воинственный князь, огнем и мечом покорял своих соседей и без
сожаления убивал противников. Как и большинство славян, он был
язычником, поклонялся деревянным идолам, в честь которых приносили
жертвы — животных и даже детей. Но со временем Владимир понял, что
язычество не истинная вера, и стал знакомиться с учениями магометян,
иудеев, немцев-католиков и греков (православных). Приехавший в Киев грек
показал князю Владимиру картину Страшного Суда, на которой были
нарисованы по правую сторону праведники (люди, которые не грешили, вели
правильный образ жизни, идущие в рай, а по левую — грешники, идущие в
ад на вечные мучения.
Владимир сказал: «Хорошо тем, кто стоит по правую сторону, и горе тем,
которые по левую». «Крестись, — ответил ему греческий проповедник, — и
ты тоже будешь с праведниками!»
Князь отправил послов в разные страны, чтобы получше познакомиться с
существовавшими религиями. Они вернулись и поведали, что нигде не
встречали такого величественного богослужения, как у
греков (православных). «Стоя в их храме, — рассказывали послы, — мы не
знали, где находимся — на земле или на небе».
Вскоре после этого князь крестился и женился на сестре греческого
императора. Вместе с Владимиром крестилось его войско, а затем и десятки
тысяч жителей княжества. Всюду, где распространялось христианство, князь
Владимир создавал школы, строил храмы, содержал священников.
Крестился народ добровольно. И века не прошло, как большинство
русских людей были уже православными христианами. А ещё радостно и
красиво, потому что самое главное, к чему прикоснулась душа русского
человека, была красота. Помните, послы Владимира вошли в храм— и что
они там увидели: они не знали греческого языка и не знали икон, но они
почувствовали, что они как на небе, такая красота открылась их глазам, что
после этого возвращаться к язычеству — было невозможно. И вот это «как на
небе» потом появилось и на Руси. Вот так Русь крестилась — через эту
дивную Божественную красоту.
Христианское учение изменило характер Владимира. Он стал добрым,
милостивым. В народе его называли «ласковым князем
Владимиром» или «Владимиром — Красное Солнышко», а православная
Церковь за праведную жизнь и добрые дела причислила его к лику святых и
назвала «Равноапостольным». Со времен св. Владимира наше отечество
начало быстро и успешно развиваться. Языческая Русь
стала ПРАВОСЛАВНОЙ РУСЬЮ.
Давайте с вами сделаем выводы.
Что же такое православие?
Кто такой православный человек?
Что значит быть православным человеком?
Церковь Одигитрии
Троицкий собор
Иллюстрации Богослужений.
Князь Владимир.
Языческие идолы.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Анкета для родителей
«Знакомство детей с православными блюдами»
1. Считаете ли вы необходимым знакомить ребенка с православными
блюдами?
-Да
- Нет
2. С традиционными блюдами какого христианского праздника, вы
хотели бы познакомить детей?
___
3. Существуют ли традиции в вашей семье, и какие?
___
4. Какие христианские праздники праздники вы знаете?
___
5. Какие христианские праздники вы отмечаете в вашей семье?
___
6. О каком православном блюде вы узнали у своих предков?
___
7. Как вы знакомите детей с православными блюдами?
___
11. Какие формы работы вы хотите предложить совместно с ДОУ в рамках
«Знакомство детей с православными блюдами»
___
12. Примите ли вы участие в организации и проведении мероприятий по
«Знакомству детей с православными блюдами»?
Да
Нет
Другое___
14. Укажите, в получении какой информации по ознакомлению ребенка с
православными блюдами в семье Вы испытываете необходимость
___