Инна Коновалова
Познавательно-речевое развитие детей средне-старшей группы в процессе НОД по художественному творчеству (отчет)
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-речевое развитие детей средне-старшей группы на НОД по художественному творчеству.
Художественное творчество в средне-старшей группе проводится по пособию «Занятия по изобразительной деятельности» под редакцией Т. С. Комаровой. В книгу включены программа изобразительной деятельности для средней и старшей групп и конспекты НОД по рисованию, лепке и аппликации. Представленные в книге занятия разработаны с учетом возрастных возможностей и психологических особенностей детей данного возраста.
Публикация «Познавательно-речевое развитие детей средне-старшей группы в процессе НОД по художественному творчеству (отчет)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Основная задача обучения художественному творчеству – помочь детям познать окружающую действительность, развивать у них наблюдательность, воспитывать чувства прекрасного и обучить приемам изображения, одновременно осуществляется основная задача изобразительной деятельности – формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами.
Для повышения интереса детей к художественному творчеству в образовательной деятельности проводится предварительная работа, связанная с другими видами деятельности: чтение художественной литературы; ознакомление с окружающим предметным миром, социальной действительностью, природой; беседы, прогулки, экскурсии, игры; рассматривание иллюстраций, различных декоративных предметов, просмотр презентаций и т. д. Именно на таких занятиях дети хорошо усваивают последовательность действий, ускоряется процесс усвоения навыков изображения. Следует отметить, что действия детей, сопровождаемые речью, становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными, регулируемыми и ритмичными.
Как всякая познавательная – художественная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей. Овладение умением изображать невозможно без целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположение частей.
Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.
При организации восприятия предметов и явлений обращаю внимание детей на изменчивость форм, величин (ребенок и взрослый, цветов (растения в разные времена года, разное пространственное расположение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зерна, рыбка плавает в разных направлениях и т. д.); детали конструкций также могут быть расположены по-разному. (ФЕМП)
Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией дети знакомятся с материалами (бумага, краски, глина, мел и др., с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы. Обучение изобразительной деятельности не возможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, синтез, обобщение. На основе сходства предметов по форме возникает общность способов изображения в рисунке, лепке. Например, чтобы слепить ягоду, орешек, неваляшку, яблоко или цыпленка (предметы, имеющие круглую форму или части круглой формы, необходимо раскатать кусочки пластилина или глины кругообразными движениями. Способность анализа развивается от более общего и грубого различения до более тонкого. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании. (Окружающий мир)
На занятиях по изобразительной деятельности развивается речь детей : усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, чтение стихов, сказок, применение фольклора, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.
Например: в рисовании натюрмортов использую загадки, стихи, игры:
Круглое, румяное,
Я росту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
Само – с кулачок,
Красный бочок.
Тронешь пальцем - гладко
А откусишь – сладко.
Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно – золотисто,
Будто медом налилось,
Видны семечки насквозь. (А. С. Пушкин)
Загадки
Синий мундир, Сладким соком налитой,
Мягка подкладка, В яркой шкурке золотой,
В середине косточка. К нам он через океан
И очень – очень сладко. Плыл из дальних жарких стран. (слива) (апельсин)
Из двух половинок комок бархатистый.
Он розовый, красный и чуть золотистый.
Ты мякотью сладкой его наслаждайся,
Но косточку, чур, разгрызать не пытайся.
(персик)
Занимательные игры
«Узнай на вкус», «Узнай по запаху», «Узнай на ощупь», игры на развитие цветовидения.
Игра "Собери гусеничку". Несколько вариантов игр, для разного возраста. Можно собрать гусеничку из холодных (или тёплых) цветов; или начиная с самого тёмного цвета до самого светлого.
«Собираем букет для Снегурочки (холодные) и для Солнечного Лучика» (тёплые).
Подобрать любимые цвета Снеговика (холодные) и Солнышка (тёплые,
В рисовании пейзажа - пшеничного поля использую стихи о хлебе.
Вот он – хлебушко душистый
С хрусткой корочкой витой,
Вот он – теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал – пришел.
В нем – здоровье наша, сила,
В нем – чудесное тепло;
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом – тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
В нем – земли родимой соки,
Солнце свет веселый в нем.
Уплетай за обе щёки
Вырастай богатырём!
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!
Слава им, привет от нас
В добрый день счастливый час! (С. Погорельский)
Загадки о животных: Сердитый недотрога
Хитрая плутовка, Живет в глуши лесной.
Рыжая головка, Иголок очень много,
Хвост пушистый – краса! А ниток ни одной. (Ёж)
А зовут её… (Лиса)
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
Непоседа пестрая
Птица длиннохвостая
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)
В результате включения занимательного материала в непосредственно образовательную деятельность в виде сенсорных игр, стихов, загадок расширяется представление детей об окружающем мире, что является основой эффективного развития изобразительной деятельности дошкольников: у детей повысился интерес к изобразительной деятельности; повысилось качество рисунков; занимательный материал необходимо включать в занятие изобразительной деятельностью для переключения с одного вида деятельности на другой, повышения познавательный активности дошкольников, снятия напряжения, усталости.
В процессе работы был выявлен уровень технических умений и навыков детей средне-старшей группы, который отображен в диагностической карте.
При анализе данных «диагностики», мной было выявлено, что уровень развития детей средне-старшей группы по художественному творчеству находится на среднем уровне. Не все дети овладели приемами изображения предмета — передачей формы в рисунке, лепке, аппликации. Многие дети научились рисовать предметы прямоугольной формы, четко передавая углы, кому это еще не удается или удается не всегда. Некоторые дети не всегда могут передавать величину и строение предмета (правильно располагать части по отношению друг к другу, как, например, рисуя (или с помощью аппликации, располагать части грузовой машины, автобуса или троллейбуса (окна по средней линии, колеса за или перед передней дверью и перед задней дверью) в зависимости от конструкции того предмета, который рассматривали; какова, относительная величина всех частей. Многие дети имеют навыки резания бумаги по прямой; умеют закрашивать изображения слитными движениями кисти сверху вниз или слева направо, не водя кистью туда-обратно, не выходя за пределы контура.
Знания, навыки и умения, указанные в программе, должны усвоить все дети группы. Одни воспитанники усваивают материал легче и скорее, другие — медленнее и с большим трудом. Индивидуальные различия сказываются не только в темпе, но и в том, что некоторые лучше осваивают одни умения, а некоторые — другие; одни отчетливее передают форму предмета, другие — более чутки к цвету и создают более богатые и красивые цветосочетания; одним лучше удается лепка, другим — рисунки; третьи довольно ловко вырезывают фигурки ножницами. Чтобы ребенок овладел всеми разделами программы, получил разносторонние знания и умения, я старюсь отмечать сильные стороны каждого ребенка. Некоторые дети не могут сосредоточиться, напрячь усилие для совершения действия, проявить упорство в достижении результата. С такими детьми планируется проводить индивидуальную работу – будем учить их проявлять себя в играх и труде, во взаимоотношениях со сверстниками. Так же, развивать движения на занятиях, в играх, труде, организовать в игровой форме дополнительные упражнения (рисование на песке и грифельной доске, изготовление поделок из природного материала на прогулке, вырезывание и склеивание атрибутов для игр, лепка из глины предметов для игр и т. п., использовать нетрадиционную технику рисования, продолжать развивать мелкую моторику рук. Эффективен и такой прием, как расчленение сложного действия (например, с ножницами) на более простые и отработка каждого из них отдельно (сначала учить правильно, вставлять пальцы в кольца ножниц, сжимать и разжимать рычаги, потом — складывать полоску бумаги вдвое, соединять ровно углы и вставлять ее в раскрытые концы ножниц).