Ольга Бурьянова
Познавательно-практический проект в старшей группе «Правила дорожные соблюдать положено»
Воспитатель: Бурьянова О. В.
Проблема: "Формирование у детей основ безопасного поведения на дорогах".
Введение.
Дошкольный возраст детей наиболее благоприятен для формирования навыков и привычек. Нам необходимо выработать у них привычку останавливаться перед проезжей частью, осматривать её слева и справа с поворотом головы, переходить дорогу только в установленном месте и т. п. Привычка, заботиться о своей безопасности может появиться только в результате ежедневной, кропотливой работы, когда полученные детьми теоретические знания по ПДД обязательно закрепляются многочисленным, систематическим практическим повторением. Учитывая возрастные особенности детей, наличие положительных привычек для них явление жизненно необходимое, по-другому это называется – навыки безопасного поведения на дороге. Чтобы выработать положительную привычку, не обязательно вести ребёнка к проезжей части. Это можно сделать и в группе, при проведении занятий по правилам дорожного движения, имея минимум дорожных символов и атрибутов.
Публикация «Познавательно-практический проект в старшей группе „Правила дорожные соблюдать положено“» размещена в разделах
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Также очень важна работа с родителями, чтобы не забывали на своём примере учить детей правильно вести себя на дорогах. Организуя в детском саду работу по профилактике дорожно-транспортного травматизма, нельзя не задействовать в ней родителей воспитанников т. к. родители выступают как равноправные участники педагогического процесса, несущие полную ответственность за жизнь, здоровье и безопасность своих детей.
Цели и задачи проекта :
- формирование культуры безопасного поведения на дорогах и в общественном транспорте у детей;
- познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах;
- расширять словарный запас детей по дорожной лексике;
- воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе;
- вовлечение учеников школы в активную жизненную позицию по профилактике дорожно-транспортного травматизма;
- научить детей с помощью ассоциаций (например, в процессе учебно-деловой игры) ориентироваться в опасных ситуациях на дорогах;
- воспитать чувство ответственности за свою и чужую жизнь, собственное поведение и поведение окружающих на дорогах;
- активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей;
- содействие снижению количества детей, пострадавших от дорожно-транспортных происшествий, привлечь внимание общественности к проблеме безопасности на дорогах.
Суть проекта :
Резкое увеличение количества автомобилей порождает множество проблем, среди которых особенно тревожит рост детского дорожно-транспортного травматизма. Поэтому пропаганда соблюдения правил дорожного движения, правил поведения на прогулке, во дворе играет большую роль для сохранения жизни нашего будущего поколения. С целью профилактики ДТП предполагается использование интерактивных и малых театральных форм, знакомство воспитанников детского сада с правилами дорожного движения. Проведение различных игр, способствующих на уровне подсознания закрепить культуру поведения на дороге. Партнёрская работа с родителями вовлекает их в воспитательную работу по данной проблеме и закрепляет цели данного проекта.
Ожидаемые результаты:
- снижение уровня тяжести последствий детского дорожно-транспортного травматизма;
- расширение представлений об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения;
- формирование навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде;
- умение детей предвидеть опасные ситуации и обходить их;
- включение учеников школы в активную жизненную позицию по профилактике
детского дорожно-транспортного травматизма;
- повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасного поведения на дорогах.
Благополучатели проекта :
Воспитанники детского сада, родители воспитанников, педагогический состав ДОУ.
Проектная работа ведётся в 2 направлениях :
1 направление : Работа с детьми:
- Диагностика (определение уровня умения и знания детей по правилам безопасного поведения на дороге).
- Специально организованные занятия.
- Ознакомление с правилами поведения на улицах через произведения художественной литературы.
- Исследовательская детская деятельность (практические упражнения).
- Игровая деятельность (дидактические, сюжетные, самодеятельные игры, игры-драматизации, развлечения, спортивные досуги.
-Организация тематических конкурсов поделок и рисунков.
- Игровое занятие по ПДД «Играем, правила дорожного движения изучаем.»
- Выставка наглядных пособий.
2 направление : Работа с родителями:
- Тематическая беседа по теме: "Безопасность на дороге – безопасность вашего ребёнка!".
- Выпуск буклета для родителей "Правила дорожного движения – наши верные друзья".
- Конкурс семейной творческой работы по заданной теме.
Принципы реализации проекта :
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т. е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
2. Принцип взаимодействия “дети – дорожная среда. Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.
3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т. к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).
4. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.
5. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.
6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно необходимо воспитывать и родителей детей.
Ресурсное обеспечение проекта :
1. Уголок “Дорожного движения” в групповом помещении.
2. Наглядный материал:
- транспорт различного функционального назначения;
- настольно-печатные игры;
- дидактические игры по ПДД;
- плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;
- диски с видеофильмами по ПДД;
- атрибуты для сюжетно-ролевой игры “Транспорт”;
- дорожные знаки.
4. Методический инструментарий.
5. Библиотечка “Школы светофорных наук”.
Все это позволяет педагогам комплексно решать задачи обучения детей безопасному поведению в дорожной среде, учитывая возрастные особенностей детей и уровень их психического и физического развития, воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортной среде.
Заключение.
Проводя недельную работу с детьми по теме "Дорожная азбука", на специальных занятиях, в ходе игр (дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых, развлечений и т. д., я старалась научить детей соблюдать правила дорожного движения. На занятиях дети учились ориентироваться в пространстве, моделировали различные ситуации на дороге, проигрывали их. Специально подобранной художественной литературой мы закрепляли, полученные на занятиях знания. Кроме того, с помощью дидактических игр старались развить произвольное, активное внимание, т. к. для безопасного поведения на улицах необходимо формировать у детей произвольное внимание, способность сосредоточиться на дорожной ситуации. Также на прогулке в ходе подвижных игр у детей формировались двигательные навыки: дети должны не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движением других людей и перемещением предметов.
К своей работе мы привлекли родителей воспитанников, объяснив им, что работа по обучению детей правилам дорожного движения – это работа длительная. Для того, чтобы она принесла результаты, недостаточно занятия или беседы с детьми. И работа эта должна вестись систематически. Различные исследования свидетельствуют о том, что у детей дошкольного возраста наблюдается значительный разрыв между теоретическими знаниями правил и их практическим применением. Даже специально организованное наблюдение за дорожным движением само по себе не обеспечивает формирование устойчивых представлений о правилах дорожного движения. Таким образом, все теоретические знания дети должны уметь применить на практике. И если теоретические знания мы можем обеспечить детям в детском саду, то их практическое применение – это работа родителей.
Но, как я уже упомянула, необходимо помнить о том, что формирование сознательного поведения – это длительный процесс. Мы планируем и далее продолжать готовить грамотных, культурных и вежливых участников дорожного движения, путём усовершенствования методических приёмов на занятиях с детьми. А также привлекать родителей к совместной работе. Пригласим учеников школы для участия в активной деятельности детского сада по профилактике дорожно-транспортного травматизма. Добиваясь от детей развития чувства ответственности за свою и чужую жизнь.
Тематическая неделя "Дорожная азбука"
План работы на неделю.
Дни недели Деятельность Цели, задачи
ПОНЕДЕЛЬНИК Работа с родителями:
1. Выставка методической литературы: "Обучайте детей ПДД".
2. Объявление конкурса детско-родительской творческой работы "Безопасная дорога".
3. Анкета для родителей "Роль семьи в обучении детей ПДД"
Работа с детьми:
1. НОД в подготовительной группе по ПДД "Дорожные знаки".
2. Литературное чтение: Цыферов Г. "Сказки на колёсах". 1) познакомить детей с историей возникновения дорожных знаков;
2) расширить и закрепить знания детей о сигналах светофора и правилах дорожного движения;
3) познакомить детей с дорожными знаками :
– указательные («Пешеходный переход»; «Подземный пешеходный переход»,
– запрещающие («Движение пешеходов запрещено»; «Движение на велосипедах запрещено»,
– знаки сервиса («Больница»; «Пункт питания»; «Автозаправка»);
4) закрепить полученные знания о дорожных знаках через дидактическую игру «Собери знак» и рисование дорожных знаков;
5) воспитывать культуру поведения на улице, вырабатывая потребность в соблюдении правил дорожного движения.
ВТОРНИК Работа с детьми:
1. Литературное чтение: Известкова Н. "Штаб "Светофор".
2. Аппликация "Светофор". Закреплять с детьми знание о светофоре, расположении его световых сигналов, о значении этих сигналов. Продолжать совершенствовать пространственное и образное мышление. Учить вырезать предметы круглой и треугольной формы из квадрата. Закреплять умение составлять композицию с натуры, учитывать правильное расположение цветовых сигналов светофора (зелёный, жёлтый, красный). Воспитывать аккуратность в работе.
СРЕДА Работа с детьми и воспитателями:
1. Литературное чтение: Кобина И. "Дошкольникам о технике".
2. НОД "Знакомство с транспортом".
3. Прогулка-наблюдение за видами проезжающего транспорта. Дать представление о транспорте разного вида (грузовом, техническом, пассажирском, воздушном, водном); закрепить правила поведения на улице.
ЧЕТВЕРГ Работа с детьми и воспитателями:
1. Литературное чтение: Драгунский В. "Человек с голубым лицом".
3. Прогулка с подвижными играми на тему ПДД. 1. Учить различать и понимать значение дорожных знаков, предназначенных для водителей и пешеходов.
2. В игровой форме закреплять знания о правилах дорожного движения, дорожных знаках.
3. Способствовать развитию осторожности, осмотрительности на дорогах, воспитывать внимание, сосредоточенность, умение применять полученные знания в играх и повседневной жизни.
4. Воспитывать желание передавать свои знания младшим детям, своим друзьям.
ПЯТНИЦА Работа с детьми:
1. Литературное чтение: С. Михалков "Дядя Стёпа – милиционер".
(Объяснить детям, что раньше полицейского называли – милиционером).
2. Открытое занятие по ПДД «Шагающий автобус»
3. Прогулка с подвижными играми на тему ПДД.
Работа с родителями:
1. Тематическая беседа наедине с родителями: "Берегите детей!"
2. Подведение итогов проделанной работы.
Цель: Организация совместной деятельности родителей, воспитателей и детей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, повышения культуры участников дорожного движения.
Задачи: Побудить родителей задуматься о том, что соблюдение ПДД самое главное для сохранения жизни и здоровья их детей. Ознакомить родителей с некоторыми правилами и памятками, способствующими наиболее эффективному усвоению ПДД.
Приложение
Игра "Такси".
Дети делятся на две команды, становятся с краю зала (площадки). Первый ребёнок – "водитель" берёт обруч, захватывает второго игрока - "пассажира" и по сигналу ведущего "перевозит" его в другой конец зала. Затем, "пассажир" становится "водителем" и бежит за следующим ребёнком, "перевозит" его. И так далее, пока вся команда не "переедет" на другую сторону зала. Побеждает команда, которая справится быстрее.
Игра "Трамвай".
Дети стоят вдоль стены в колонне парами, держа друг друга за руку. Свободными руками они держатся за шнур, концы которого связаны (один ребёнок держится правой рукой, другой – левой). Воспитатель стоит в стороне и держит в руке три цветных флажка – жёлтый, зелёный, красный. Воспитатель поднимает зелёный флажок – трамвай начинает движение. Добежав до воспитателя, дети смотрят, не сменился ли цвет флажка: если поднят зелёный флажок – движение продолжается; если появился жёлтый или красный флажок, дети останавливаются и ожидают зелёный цвет для движения.
Игра "Птички и автомобили".
Дети-птички "летают" по игровому полю, взмахивают руками-крыльями.
Воспитатель: Прилетели птички, птички-невелички,
Всё летали, всё летали, крыльями махали.
(дети бегают, плавно взмахивая руками)
Так они летали, крыльями махали,
На дорожку прилетали, зёрнышки клевали.
(дети присаживаются, постукивают пальчиком по земле)
Автомобиль по улице бежит, пыхтит, спешит, в рожок трубит.
Тра-та-та, берегись, берегись, тра-та-та, сторонись, сторонись!
(выбегает ребёнок - "автомобиль" и разгоняет пташек).
Игра "Поезд".
Дети строятся в колонну по одному: первый стоящий в колонне – паровоз, остальные – вагоны. Воспитатель даёт гудок, дети начинают двигаться вперёд (без сцепления); вначале медленно, затем быстрее и наконец переходят на бег (при движении дети произносят звук поезда "чу-чу-чу").
Воспитатель: Поезд приближается к станции!
Дети постепенно замедляют темп и останавливаются. Воспитатель даёт гудок и движение возобновляется.
Со временем усложнять игру – после остановки поезда дети идут гулять: собирают грибы, ягоды (инсценировать сказку "про паровозик, который всегда опаздывал"). Услышав гудок, дети бегут в условленное место, строятся в таком же порядке, каком "приехали". Использовать в игре пособия, например когда поезд пойдёт по мосту (по гимнастической скамейке или начерченными линиями). Использовать симафор.
Уважаемые родители! Обучайте детей правилам дорожного движения!
Причины детского дорожно-транспортного травматизма.
* Неумение наблюдать.
* Невнимательность.
* Недостаточный надзор взрослых за поведением детей.
Рекомендации по обучению детей ПДД.
При выходе из дома.
Если у подъезда дома возможно движение, сразу обратите внимание ребенка, нет ли приближающегося транспорта. Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, приостановите свое движение и оглядитесь – нет ли опасности.
При движении по тротуару.
* Придерживайтесь правой стороны.
* Взрослый должен находиться со стороны проезжей части.
* Если тротуар находится рядом с дорогой, родители должны держать ребенка за руку.
* Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом машин со двора.
* Не приучайте детей выходить на проезжую часть, коляски и санки везите только по тротуару.
Готовясь перейти дорогу
* Остановитесь, осмотрите проезжую часть.
* Развивайте у ребенка наблюдательность за дорогой.
* Подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра дороги. Остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей.
* Учите ребенка всматриваться вдаль, различать приближающиеся машины.
* Не стойте с ребенком на краю тротуара.
* Обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей поворота у машин.
* Покажите, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.
При переходе проезжей части
* Переходите дорогу только по пешеходному переходу или на перекрестке.
* Идите только на зеленый сигнал светофора, даже если нет машин.
* Выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры.
* Не спешите, не бегите, переходите дорогу размеренно.
* Не переходите улицу под углом, объясните ребенку, что так хуже видно дорогу.
* Не выходите на проезжую часть с ребенком из-за транспорта или кустов, не осмотрев предварительно улицу.
* Не торопитесь перейти дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, нужный автобус, приучите ребенка, что это опасно.
* При переходе по нерегулируемому перекрестку учите ребенка внимательно следить за началом движения транспорта.
* Объясните ребенку, что даже на дороге, где мало машин, переходить надо осторожно, так как машина может выехать со двора, из переулка.
При посадке и высадке из транспорта
* Выходите первыми, впереди ребенка, иначе ребенок может упасть, выбежать на проезжую часть.
* Подходите для посадки к двери только после полной остановки.
* Не садитесь в транспорт в последний момент (может прищемить дверями).
* Приучите ребенка быть внимательным в зоне остановки – это опасное место (плохой обзор дороги, пассажиры могут вытолкнуть ребенка на дорогу).
При ожидании транспорта
* Стойте только на посадочных площадках, на тротуаре или обочине.
Рекомендации по формированию навыков поведения на улицах
* Навык перехода на другую сторону улицы: подходя к дороге, остановитесь, осмотрите улицу в обоих направлениях.
* Навык спокойного, уверенного поведения на улице: уходя из дома, не опаздывайте, выходите заблаговременно, чтобы при спокойной ходьбе иметь запас времени.
* Навык переключения на самоконтроль: умение следить за своим поведением формируется ежедневно под руководством родителей.
* Навык предвидения опасности: ребенок должен видеть своими глазами, что за разными предметами на улице часто скрывается опасность.
Важно чтобы родители были примером для детей в соблюдении правил дорожного движения.
* Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом.
* Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать — ребёнок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.
* Не переходите дорогу на красный или жёлтый сигнал светофора.
* Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход».
* Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребёнок может упасть или побежать на проезжую часть дороги.
* Привлекайте ребёнка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге : показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т. д.
* Не выходите с ребёнком из-за машины, кустов, не осмотрев предварительно дороги, — это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети её повторяли.
* Не разрешайте детям играть вблизи дорог и на проезжей части улицы.