Ольга Гричиненко
Познавательно — игровая программа «День России»
Познавательно — игровая программа «Россия начинается с МЕНЯ!» рассчитана на 45 минут.
Возраст детей, на которых рассчитан материал 6-12 лет.
Тип игры: подвижные, познавательные, интеллектуальные
Занятие может использоваться педагогами для работы с детьми в системе дополнительного образования, внеурочной и образовательной деятельности в общеобразовательной начальной школе.
Местом проведения может быть спортивный зал, актовый зал или открытая площадка.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Звучит гимн России
Трек №1
Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались с вами для празднования одного из самых важных дней нашей страны — Дня России!
Расскажите, пожалуйста, что вы знаете о этом празднике?
(ответы детей)
Педагог: Правильно. День России очень важный праздник для нашей страны, он является символом единения народов России. Это праздник свободы, мира и согласия всех россиян.
День России - один из самых «молодых» государственных праздников в нашей стране. 12 июня 1990 года была принята Декларация о государственной независимости России. Это означало, что Россия стала отдельным, самостоятельным государством, основанным на принципах равноправия и партнерства. Так, день 12 июня, был объявлен государственным праздником России. А с 1994 года этот праздник стал называться «День России»
В этот день мы славим и чествуем нашу Родину, страну с тысячелетней историей и уникальным наследием, страну, объединившую на огромном пространстве множество народов и культур.
Именно 12 июня наша страна обрела первого всенародно избранного президента, новую Конституцию и символику государства - флаг, герб и гимн.
Как на всяком дне рождения сегодня нет места грусти и печали. Ведь с древнейших времён на Руси ни один праздник не обходился без весёлых игр и затей!
Для начала разделимся на две команды.
«Флаг и герб России»
Педагог: Каждый гражданин своей страны должен знать государственные символы. Есть они и у России.
Российские символы олицетворяют красоту и справедливость, величие русского народа, его силу, мощь и в то же время, простоту и открытость.
Сейчас мы с вами вспомним официальные и неофициальные символы нашей страны.
Трек №2 (по нарастанию)
У меня есть карточки с изображением символов. Первая команда должна собрать все официальные символы России, вторая команда собирает не официальные.
Педагог: Кто может ответить на вопрос - «Что означают цвета российского флага?»
Ответы детей.
Ответ: Цвета российского флага выбраны не случайно:
белый - благородство;
синий – верность и честность;
красный – мужество, отвага, героизм, смелость.
Педагог: Государственный флаг – важный символ страны. Он постоянно поднят над правительственными зданиями. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Флаг – это святыня, ему отдают почести, его защищают и берегут
Вопрос: Что такое герб?
Ответ: Герб – это отличительный знак, эмблема государства, города.
Вопрос: Назовите, что является гербом России?
Ответ: Герб России – золотой двуглавый орёл на фоне красного цвета. Орёл – символ вечности, уважения к своей истории. Две головы орла символизируют единство Европы и Азии. Три короны – союз народов, живущих в России. На груди орла помещено изображение всадника – это Георгий Победоносец. Всадник – это символ победы добра над злом, готовности нашего народа защищать страну от врагов.
Где мы встречаемся с изображением герба? (на паспорте граждан РФ, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы, на денежных знаках, почтовых марках, открытках, правительственных наградах).
«Четвертый лишний»
Задача детей: из предоставленных картинок выбрать одну лишнюю.
(детям показываются картинки со смысловым рядом, их задача найти одну лишнюю. Например: на картинках изображены — береза, балалайка, ветка сакуры и бурый медведь.)
«Русские игры»
Педагог: Народные игры – это яркое выражение характера народа в них играющего, отражение истории его развития. Многие народные игры мы знаем с раннего детства.
Сейчас я предлагаю нам поиграть в русские народные игры.
«Ручеёк»
Трек №3
Описание: Дети становятся парами, взявшись за руки. Руки вверху, таким образом, чтобы получился «домик». Пары детей становятся друг за другом, постепенно передвигаясь вперед. Формируется что-то вроде «ручейка», который постоянно течет.
Один человек заходит в начало этого ручейка, проходит под поднятыми руками игроков и выхватывает из основной массы одного из игроков за руку, уводя его с собой в конец ручейка, вставая последним его звеном. На освободившееся место встает следующая пара игроков, а освободившийся игрок идет в начало ручейка и проделывает то же самое – идет под руками игроков, выхватывая из ручейка понравившегося человека за руку и уводя его в самый конец ручейка.
«Колечко- колечко»
Трек №4
Описание. Все собравшиеся усаживаются в круг, и среди них выбирается водящий. Он зажимает в руке кольцо. Остальные складывают ладошки лодочкой. Ведущий подходит к каждому со словами: «Я ношу-ношу колечко и кому-то подарю!».
Вещицу он вкладывает в руки одному из сидящих, но делает это максимально незаметно, чтобы другие не смогли определить, у кого же заветный предмет. А получивший подарочек также остается «хладнокровным»: не показывает виду и не выдает себя.
После того как водящий посетил каждого, он отходит немного в сторону и говорит ключевые слова: «Колечко-колечко, выйди на крылечко!».
Игрок с украшением должен быстро подбежать к дарителю. А остальные дети при этом стараются заранее понять, кому достался «приз», и не дать этому участнику покинуть ряд. Если ускользнуть от товарищей удалось, то он становится новым водящим. А если нет – руководит прежний игрок.
«Золотые ворота»
Трек №5
Описание. Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка. Все дети говорят:
Ай, люди, ай, люди,
Наши руки мы сплели.
Мы их подняли повыше,
Получилась красота!
Получились не простые,
Золотые ворота!
Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними. Дети – «ворота» говорят:
Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй - запрещается.
А на третий раз
Не пропустим вас!
С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. «Ворота» побеждают, если им удалось поймать всех игроков.
Правила игры: Игра продолжается до тех пор, пока не останется три-четыре не пойманных играющих, опускать руки надо быстро, но аккуратно.
«Сбей шапку»
Трек №6
Описание. Два игрока становятся в очерченный мелом круг. Ведущий одевает каждому шапку.
Задача участников: сорвать шапку с соперника первым, не покидая круг.
Педагог: Необъятна, прекрасна и богата наша страна. Границы России проходят и по суше, и по морю. В ней есть тундры, арктические пустыни, леса, луга, степи, реки, озёра, моря. Всего не перечислить!
Сейчас я предлагаю вам украсить карту нашей страны — России.
Трек № 7
(На ватмане нарисована карта России, раскрашенная в цвета триколора. Детям предлагаются заготовки символов нашей страны (матрешки, березы, ромашки. Герб, флаг, кремль, медведь, валенки и т. д., задача раскрасить, вырезать и приклеить символы на карту.
Молодцы ребята, вы сегодня справились со всеми играми и заданиями.
А закончить наше мероприятие я хотела бы стихотворением Андрея Малышева.
От Запада до Поднебесной
С сияньем северных ночей
Природа красоты чудесной
Земля родная, нет милей
Народ России мудрый, честный
Веками доблесть доказал
В суровых битвах – Победитель
Дух, волю, силу показал
Многострадальная отчизна
Грааль духовной чистоты
Великодушна, не капризна
Культуры цвет и доброты
Россия – Родина святая
Люблю тебя я всей душой
Россия – ты обитель рая
Горжусь Великою страной!
Поздравляю еще раз вас с таким замечательным праздником! С Днем России!
Музыкальное оформление мероприятия
1. Гимн России
2. «Калинка моя» - русская народная песня
3. «Я за то люблю Ивана» - стилизация
4. «Народная» - стилизация
5. «Во кузнице» - русская народная песня
6. Русская Рать - «Ой, что-то мы засиделись, братцы»
7. Татьяна Куртукова - «Матушка — земля»