Елена Жалыбина
Круглый стол с родителями «Повышенная тревожность у детей младшего школьного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Форма проведения - тренинг.
Задачи:
Познакомить родителей с понятием «повышенная тревожность», научить практическим приёмам коррекции тревожности у детей.
Помочь выработать правильный стиль семейного воспитания, чтобы избежать появления устойчивой тревожности.
Познакомить родителей с информационными ресурсами, которые помогут выявить наличие тревожности у ребёнка и способам борьбы с ней.
Темочки:
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Родительские собрания в детском саду
- Страх и детская тревожность
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Диагностировать уровень тревожности у детей класса.
Подготовка к встрече с родителями.
Этот тренинг требует серьёзной подготовки со стороны педагога, так как тема очень важная и может быть интересна большому количеству родителей, столкнувшихся с подобной проблемой. Необходимо ознакомиться с нормативной базой и другими документами по теме. Подобрать и проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме. Подготовить ответы на предполагаемые вопросы родителей. Сюда входит подготовка бланков экспресс-анкеты для родителей, подготовка памяток, упражнений для проведения тренинга. Хорошо было бы подготовить приглашения для обоих родителей.
В тренинге принимают участие педагог, родители учащихся, по возможности, психолог.
План.
Вступительное слово педагога.
Экспресс-анкетирование родителей.
Родительский тренинг.
Ответы на вопросы родителей.
Принятие решения родительского собрания. Подведение итогов.
Ход работы.
Уважаемые родители, наш сегодняшний тренинг посвящён проблеме, о наличии которой у вашего ребёнка вы возможно даже не подозреваете. Тревожность - это не тревога, это не то эпизодически возникающее в различных жизненных ситуациях состояние беспокойства, которое довольно быстро проходит. Тревожность - это устойчивое состояние психологической напряжённости, очень долгое по времени и влияющее не только на поведенческие моменты, но и на весь организм в целом.
Тревожность - это не страх (страх высоты, темноты, публичных выступлений). Тревожность проявляется почти всегда и не связана с какой-то конкретной ситуацией.
Большинство учёных считает, что тревожность вызвана нарушением детско-родительских отношений. Это внутренний конфликт маленького человека, который вызван:
-противоречивыми требованиями, предъявляемыми родителями, либо родителями;
-завышенными требованиями к своему ребёнку (стань лучшим, чемпионом и т. д.);
-негативными требованиями, унижающими ребёнка.
В младшем школьном возрасте от повышенной тревожности чаще всего страдают мальчики (их беспокоят насилие и наказание). Девочки более подвержены тревожности (их волнуют взаимоотношения с другими людьми).
Надо помнить, что тревожность ребёнка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых. Если родители не удовлетворены своей жизнью - тревожность детей в семье только возрастает.
Подумайте, замечали ли вы следующие симптомы у своего ребё нка:
нарушение сна;
постоянное беспокойство;
трудности с концентрацией внимания;
мышечное напряжение;
раздражительность.
Именно эти признаки считаются основными критериями определения тревожности у детей.
Сейчас я раздам вам анкету, которую вы очень быстро оцените и посчитаете результаты. Положительный ответ - балл.
Экспресс-анкета.
Не может работать долго, не уставая.
Ему трудно сосредоточиться на чём-то.
Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
Во время выполнения заданий очень напряжён, скован.
Смущается чаще других.
Часто говорит о напряжённых ситуациях.
Краснеет в незнакомой обстановке.
Жалуется, что ему снятся страшные сны.
Руки у него обычно холодные и влажные.
У него нередко бывает расстройство стула.
Сильно потеет. Когда волнуется.
Не обладает хорошим аппетитом.
Спит беспокойно, засыпает с трудом.
Пуглив, многое вызывает у него страх.
Обычно беспокоен, легко расстраивается.
Часто плачет.
Плохо переносит ожидание.
Не любит браться за новое дело.
Не уверен в себе, в своих силах.
Боится трудностей.
Если сумма баллов составляет от 15 до 20 баллов - у ребёнка высокий уровень тревожности, от 7 до 14 баллов - средний, если сумма не превышает 6 баллов - низкий.
Чтобы помочь тревожному ребёнку, родители и педагоги должны совместно проводить работу трё х направлениях:
Повышение самооценки.
Обучение ребёнка умению самостоятельно справляться в конкретных ситуациях.
Снятие мышечного напряжения.
Хочу предложить вам несколько игр и психотехнических упражнений, которые помогу нашим детям быть спокойнее.
Упражнение №1. «Похвала»
Необходимо ежедневно хвалить ребёнка даже за незначительные успехи, делать это искренне. В любой ситуации можно найти повод для похвалы. Давайте поищем предполагаемые ситуации, когда необходимо найти за что и как похвалить своего ребёнка.
Упражнение №2. «Комплименты»
Очень поможет игра «Комплименты», если вы будете играть в неё всей семьёй. Каждый член семьи по кругу говорит комплимент, потом направление меняется.
Упражнение №3. «Камушек в ботинке»
Тревожные дети не сообщают о своих проблемах, иногда просто скрывают их. Привлечь ребёнка к тому, что его волнует, можно с помощью простого приёма. «Помнишь, как однажды тебе попал камушек в ботинок? Он сильно мешал, а когда мы его вытряхнули, оказалось, что он такой маленький. Но тебе сразу стало легче. Так и с проблемами: нужно говорить о своих проблемах, сразу, как только они появляются. Давай договоримся, если кто-то из нас скажет: «У меня камушек в ботинке», мы сразу поймём друг друга и сможем об этом поговорить». Когда малыш научится распознавать свои эмоции и говорить о них, половину проблемы тревожности можно будет считать решённой.
Упражнение №4. «Воздушный шар»
Снимает напряжение, успокаивает ребёнка.
Все играющие сидят в кругу. Даё тся команда: «Надуть шарик!». Играющие начинают надувать воображаемый шарик, представляю, как он увеличивается в размерах. Дуют осторожно, чтобы шарик не лопнул.
Упражнение №5. «Шалтай-Болтай»
Расслабляет мышцы рук, спины, груди.
Сначала туловище поворачивается вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» все резко наклоняются.
Упражнение №6 «Гусеница»
Сейчас мы станем одной большой гусеницей. Строимся цепочкой, руки располагаем на плечах впереди стоящего. Между животом и спиной стоящих рядом зажимаем воздушный шар. Так, в единой цепи, нужно пройти по определённому маршруту.
Сейчас вы можете задать вопросы, которые возникли по ходу тренинга.
Проект решения.
Рекомендовать тем родителям, кому это необходимо, записаться на приём к психологу.
Рекомендовать родителям внимательно относиться к проблеме детской тревожности.
Уважаемые родители, благодарю вас за то, что вы пришли сегодня на наш тренинг. Сейчас я вручу вам памятки для родителей. Надеюсь, они будут вам полезны.
Памятка для родителей
Даже если вы не удовлетворены поведением и успехами своего ребёнка, это ещё не повод, чтобы отказывать ему в любви и поддержке. Пусть он живёт в атмосфере любви и доверия, и тогда проявятся его многочисленные таланты.
Не сравнивайте ребёнка с окружающими.
Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
Способствуйте повышению самооценки ребёнка. Чаще хвалите его, чтобы он знал. За что.
Чаще обращайтесь к ребёнку по имени.
Демонстрируйте примеры уверенного поведения, будьте во всём образцом для ребёнка.
Не предъявляйте к ребёнку завышенных требований.
Будьте последовательны в воспитании.
Старайтесь делать ребёнку как можно меньше замечаний.
Используйте наказание лишь в крайних случаях.
Наказывая, не унижайте ребёнка!
Используемая литература.
Конвенция ООН о правах ребёнка.
Лютова Е. К., Монина Г. Б. «Психо-коррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми» М., 2000.
Кочубей Б. И., Новикова Е. В. «Эмоциональная устойчивость школьника» М., 1998.
Хухлаева О. В. «Тропинка к своему Я» М., 2004.