Наталья Таратонкина
Посиделки. «Лоскутное солнце» (с элементами нетрадиционного рисования)
▼ Скачать + Заказать документы
Лоскутное солнце.
(посиделки)
Развитие речи и ИЗО (с элементами нетрадиционного рисования)
Цели: Воспитывать эстетический вкус, совершенствовать художественно-творческие способности, расширять представления детей об использовании нетрадиционной техники в изобразительной деятельности.
Задачи
Образовательные:
Создавать у детей праздничное настроение от встречи с русским старинным бытом, его особенностями.
Публикация «Посиделки, „Лоскутное солнце“ (с элементами нетрадиционного рисования)» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Посиделки
- Пэчворк. Лоскутное шитье
- Рисование. Все материалы
- Солнце, солнышко
- Солнце, солнышко. Рисование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2013
Помочь детям освоить новый способ спонтанного рисования, когда изображаемый объект получается путем свободного нанесения краски и воздействия на нее посредством различных изобразительных средств.
Создать условия для экспериментирования с различными материалами, инструментами, изобразительной техникой.
Познакомить с техникой рисования тычком, оттиск печатками из овощей, тампонирование, способом цветовой растяжки по мокрому.
Развивающие:
Продолжать учить детей разгадывать загадки связанные с русским фольклором. Закрепить знания о пословицах.
Обогащать словарь детей словами и их значением: посиделки, косоворотка, хворост, лоскутная живопись.
Учить (самостоятельно) выбирать изобразительный материал и методы выразительности для своей работы. Выбирать цветовую гамму.
Закрепить технические навыки в рисовании с использованием нетрадиционных методов.
Развивать творческое воображение.
Развивать умение взаимодействовать, сотрудничать друг с другом для достижения результата.
Развивать наблюдательность, мыслительную активность, умение выдвигать гипотезы, делать выводы на основе наблюдений и практической деятельности.
Воспитательные:
Воспитывать самостоятельность, интерес к экспериментальной деятельности.
Воспитывать эстетический вкус.
Подготовка к занятию.
Оформление – русская изба, печь, лавки, столы.
Подбор музыки, русские костюмы или их атрибуты.
Знакомство детей с понятием «пословица», умение их объяснить. Разгадывание загадок из русского фольклора.
Знакомство детей с некоторыми нетрадиционными методами и приемами в изобразительной деятельности.
Материал.
Лоскутки из ткани, повторяющие части лучей солнца, середины солнца; соленое тесто; веточки или палочки (хворост); противень; влажные салфетки; лукошко с клубками; яйца сырые или яичные желтки; молоко сгущенное; варенье вишневое; свекла, морковь; губки, ватные палочки; испеченный пирог или пирожки, тампоны из поролона.
Ход занятия.
Звучит русская народная музыка, дети в русских народных костюмах входят в группу, где их встречает воспитатель в роли Хозяйки.
Х: Здравствуйте гости дорогие! Проходите да на лавки присаживайтесь. Сегодня я пригласила вас на посиделки. Вы знаете, что это такое? (ответы детей). Давным – давно, когда ваши прабабушки и прадедушки были такими же как вы, в деревнях после тяжелого трудового дня люди устраивали посиделки. В зимние длинные вечера они собирались в одном из домов – где обменивались новостями, пели песни, разговаривали, играли, пекли пироги, занимались рукоделием. Там собирались не только взрослые, но и всегда было много детей. Мальчики носили косоворотки – это рубашки с косыми воротами, а девочки ходили в сарафанах. Ваши наряды очень похожи на те, в которых ходили раньше. А кто мне ответит на такой вопрос - как раньше обогревали избу, на чем кушать готовили, в чем пироги пекли?
Д: Печью, на печи, в печи.
Х: Нам тоже надо растопить печь, но для этого нужен хворост – это сухие веточки, палочки. Посмотрите, сколько веточек вокруг лежит. Пока звучит музыка, вы по одной приносите и кладете около печи.
Подвижная игра «Собери хворост».
Х: Хворост собран, пора и печь топить (убирает веточки, но не все). Пока огонь в печи разгорается, мы сейчас поиграем в русскую народную игру, которая называется «Малечена – калечена». Каждый игрок берет в руки небольшую палочку. Все произносят такие слова:
Малечена – калечена,
Сколько часов
Осталось до вечера
До зимнего?
После слов «до зимнего», дети ставят палочку на ладонь или на любой палец руки. Как только дети поставят палочки, ведущий считает: «раз, два, три… десять». Выигрывает тот, кто дольше продержал предмет. (Игра повторяется 2-3 раза).
Х: Пока мы играли и веселились, в нашей избе тепло стало, пора и пироги печь. Посмотрите и тесто готово. (Воспитатель приглашает детей к столу, надевает фартук и просит надеть фартуки детям, показывает тесто.) Прежде чем работать с тестом, надо руки нагреть. Тесто любит тепло, добро и ласку. Посмотрите, как я это делаю – тру ладошку о ладонь и прислоняю к щекам. Сделайте и вы так же - что вы чувствуете? (воспитатель раздает тесто детям. Из теста дети раскатывают жгутики, формируют «улитки», «косички», скатывают шарики и укладывают на противень. После работы с тестом руки вытирают влажными салфетками.)
Х: Пирожки можно ставить в печь. А пока они пекутся, мы присядем на лавку и отдохнем.
Сяду рядышком на лавку,
Вместе с вами посижу.
Загадаю вам загадки
Кто смышленей – погляжу!
Загадки.
1. Один костер весь свет согреет. (солнце)
2. Как зайдет в дом, не выгонишь и колом
А время приходит, сам уходит. (солнечный луч)
3. От одного очага весь свет греется. (солнце)
4. Отца нет, матери нет,
А каждое утро родится. (солнце)
5. Голубой платок, красный колобок. (солнце на небе)
Х: Ай да молодцы! А что же это я все о солнце да о солнце? Зачем оно нужно?
Д: (ответы)
Х: (дополняет ответы детей) Да, детушки – ребятушки, без Солнца Красного, без Солнца теплого не было бы ни цветов полевых, ни птиц небесных, ни плодов добрых, не было бы урожая. Мы солнышко зазываем весной, чтобы землю согревало, а осенью благодарим за добрый урожай. А пословицы вы про солнце знаете? (выносит корзинку с клубочками) Кто знает, тот и клубочек возьмет. (дети берут клубки)
Вот лукошко не простое,
Как вы видите – пустое.
Кому ответ держать,
Тому его и заполнять.
(Дети говорят пословицу и кладут клубок в корзину)
Пословицы.
- Долог день до вечера, коли делать нечего.
- При солнышке – тепло, при матери – добро.
- Солнце греет и сияет, а луна только – светит.
- Землю красит Солнце, а человека – труд.
- В ноябре с солнцем прощайся – ближе к печи подбирайся.
- Где Солнце смеется, там легче живется.
Х: Молодцы! Много пословиц знаете.
Чтобы нам не унывать,
Будем солнце рисовать.
Только солнце не простое,
А лоскутное, большое.
(Показывает лоскуты, которые повторяют части солнца) Возьмите по одному лоскутку и соберите солнышко. (дети собирают) Молодцы! Большое солнышко получилось, белое. А разве оно бывает такого цвета? А каким оно бывает? Что нужно сделать,чтобы оно стало желтым, красным? Чем же мы его раскрасим, ведь у нас нет ни красок, ни кисточек? Я вам сейчас открою секрет, как приготовить краску, только она не простая, а съедобная. (приглашает к другому столу, где лежат продукты питания: яйца, молоко сгущенное, свекла, морковь, вишневое варенье). Посмотрите, что лежит на столе? Из этих продуктов мы будем делать краски желтого и красного цвета.
Желтый цвет: возьмем яйцо, отделим белок от желтка. Нам нужен желток, его мы перемешаем вилкой. Получилась краска желтого цвета.
Красный цвет: сгущенное молоко перемешаем с вишневым вареньем. Получилась краска красного цвета.
Из овощей мы сделаем вот такие столбики, при нажиме на них у нас будут оставаться разноцветные следы.
А теперь возьмите по одному лоскутку и окрасьте его нашими красками, вместо кисточек у вас есть губки, палочки для тычкования, ватные палочки.
У каждого должен получиться особенный лоскуток. Его надо выполнить с любовью, а то солнце нас греть не будет. (дети разбирают материал, на протяжении работы звучит музыка, после выполнения работы дети собирают элементы солнца в одно целое)
Мы собрали солнышко из разных лоскутков.
Фантазии добавили и радужных цветов.
Пусть солнышко лоскутное в нашей группе греет.
Не страшны нам холода за окошком этим!
Мы работали, трудились
И немного утомились.
Чтобы нам не унывать
Пришла пора –
Пироги нам доставать!
Воспитатель достает пирог и угощает гостей.
Посиделки, посиделки
Друг на друга поглядели.
Ай, люли, ай люли
Гости все домой пошли!