Ольга Сехина
Портрет «Я и моя любимая игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Портрет. Я и моя любимая игрушка».
Цель: приобщать детей к миру изобразительного искусства через ознакомление с отечественными художественными произведениями.
Задачи:
-формировать у детей основы художественной и визуальной культуры;
- закрепить знания детей о жанре портрет и его возможностями в изображении не только внешности человека, но и его характера;
-расширять и активизировать представления детей о цвете, форме и фактуре материалов, используемых в художественной деятельности;
Публикация «Портрет „Я и моя любимая игрушка“» размещена в разделах
- Игрушки
- Портрет. Портретная живопись, рисование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
-развивать эмоционально-эстетические, творческие, сенсорные и познавательные способности, обеспечивающие более глубокое освоение искусства.
-создание выставки портретов из детских рисунков.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Сегодня мы с вами посетим галерею портретов, но для того, чтобы отправиться в музей нам надо нарядиться и в этом нам поможет один предмет. Как вы думаете какой это предмет? (зеркало).
Вместе с детьми заглядываем в зеркало, прихорашиваемся, рассматриваем глазки, щёчки, ушки, причёски и т. д. Вот мы готовы к походу в музей.
(Дети шагают на месте или каждый вокруг своего стульчика.)
- Мы шагаем по дорожке, выше ножки, выше ножки!
- Мы шагаем не спеша, раз и два, раз и два!
(Использовать интерактивную панель) Мы с вами рассмотрим уже знакомые вам портреты.
Вы должны вспомнить название, кто художник и рассказать о том, что вам больше всего запомнилось или понравилось.
1. Портрет. Японская кукла. (Кустодиев Борис Михайлович)
- Как называется это произведение? (Японская кукла)
- Кто художник? (Кустодиев Борис Михайлович)
- Как одета девочка? (белое, лёгкое платье с оборками и воланами)
- Расскажите про куклу. Какая она? (красивая, необычная, нарядная, добрая, весёлая и т. д.) Какое настроение у Иры? (Спокойное, доброжелательное, она внимательно смотрит на куклу, игрушка интересна девочке)
- Покажите, как она сидит и рассматривает куклу, как можно поиграть с этой куклой. (спеть колыбельную).
Портрет. Японская кукла. (Кустодиев Борис Михайлович). Дополнительная информация.
Девочка сидит на подоконнике своего дома. Одета она в белое, лёгкое, с воланами и оборками платье. На голове причёска из косичек с бантиком. В руках она держит необычную куклу. Девочку зовут Ира. Это дочка художника, которая пришла к папе в мастерскую поиграть с куклой. Красивая японская кукла завладела вниманием девочки. Когда мы смотрим на картину, мы понимаем, что пространство поделено на два мира: мир, где тихо играет маленькая девочка и мир, тот, что за стеклом. Ира внимательно всматривается в лицо необычной куклы. Кукла в яркой национальной одежде-кимоно ярко-синее с цветочным орнаментом. Причёска у куклы тоже необычная: короткие чёрные волосы, а на макушке пучок. Лицо у куклы бледное, а глаза и губы яркие.
Теперь мы пройдём к следующему портрету.
- По ровненькой дорожке шагают наши ножки,
- По ровненькой дорожке шагают наши ножки!
- Вот мы стоим у другого портрета.
2. Портрет. Мальчик с мишкой. (Кустодиев Борис Михайлович)
- Кого художник изобразил на этом портрете? (мальчика)
- Что он держит в руках? (игрушку медведя
- Мишка какой? (белый, пушистый, мягкий, красивый, тёплый, как живой и т. д.)
- Почему мальчик хочет защитить игрушку? (наверное, её хотят забрать)
2
Давайте порассуждаем. Кто хочет забрать игрушку? (наверное, тот кто стоит в углу картины куда смотрит мальчик, но мы его не видим).
Покажите, как мальчик защищает свою игрушку, своего игрушечного друга.
Портрет. Мальчик с мишкой. Дополнительная информация.
На портрете мы видим ребёнка, мальчика. Его чёрные, красивые глаза смотрят в угол картины, возможно где-то там находится мама или няня, или воспитательница. Взгляд у него немного испуганный. Одет в бордовую бархатную курточку и белую рубашку с воланами на груди. Волосы слегка завиты кверху и достают до плеч. Малыш сидит на стуле, на столе перед ним лежит раскрытая книжка с картинками. В руках он держит игрушечного медвежонка, которого крепко прижимает к себе, как бы защищает его или себя. Мордочка медведя прильнула к груди мальчика, как будто говорит не отдавай меня, защити меня. И мальчик защищает своего друга.
- По ровненькой дорожке шагают наши ножки!
- По ровненькой дорожке шагают наши ножки!
- Вот ещё портрет, о котором вы расскажите.
3. Портрет. Варька. (Кирилл Викентьевич Лемох)
- Кого вы видите на этом портрете? (девочку Варьку)
- Расскажите про неё. Какая она? (красивая, весёлая, озорная, босоногая, румяная, нарядная, и т. д.)
- Что держит Варька в руках? (куклу). Расскажите про куклу. (красивая, нарядная, тряпичная, любимая, и т. д.)
- Покажите, как Варька держит свою куклу.
Сегодня я хочу познакомить ещё с одним портретом, мы просто на него посмотрим. (Стрекоза). С этой картиной дети знакомятся первый раз.
Портрет. Варька. Дополнительная информация.
На картине изображена босоногая девочка. У непоседы лукавый взгляд румянец во все щёки- недавно играла со сверстниками и на минуту присела отдохнуть.
Отсутствие обуви в те далёкие времена - обычное дело для крестьянских детей
летом. Обувь берегли для «особого» случая, либо до наступления холодов. Однако мы видим, что ступни девочки выглядят чисто, ей явно непривычно долгое гуляние босиком.
Светлые волосы убраны под платок. На Варьке красное платье простого покроя, зато на шее настоящее «взрослое» украшение – бусы. В руках девочка держит
3
куклу. Игрушка красиво одета в кофту с юбкой – как барышня. Если хозяйка взяла
её с собой погулять, наверное, это любимая игрушка. За спиной у девочки мы видим тёмный предмет – плетёная корзина. На тёмном фоне маленькая девочка смотрится светло и ярко. Улыбка ребёнка озаряет всё вокруг. Есть предположение, что на холсте художник изобразил свою дочь.
4. Портрет. Стрекоза. (Репин Илья Ефимович). Дополнительная информация.
На своей картине Репин изобразил свою дочь - Веру. Вера – задорная девчонка в голубоватом платье, которая радуется простому летнему деньку. Она, легко присев на жёрдочку качает ногой, словно та самая стрекоза, и с беззаботностью смотрит на нас. На голове шляпка, смешно закреплённая под подбородком чёрной лентой. На лице и шее играют солнечные зайчики. Фигура девочка находится в самом центре внимания. В нижней части картины художник изобразил траву, и практически всё остальное пространство занимает небо с облаками. Картина производит впечатление случайно увиденной жизненной сценки. Радостное настроение девочки невольно передаётся зрителю.
Далее педагог предлагает отправиться в «мастерскую» художника.
Игра малой подвижности: «Ровным кругом»
Ровным кругом друг за другом (взяться за руки и двигаться по кругу)
Мы идём за шагом шаг.
Стой на месте! Дружно вместе (остановиться)
Сделаем вот так! (хлопаем в ладоши или приседаем и т. д.
(придумываем разные движения вместе с
детьми).
Игру проводит помощник воспитателя, а педагог в это время надевает элементы одежды персонажа Карандаша.
Входит Карандаш, присоединяется к игре.
- Здравствуйте, ребята! Я вас ждал. Я знаю, что вы посетили галерею. Что интересного вы запомнили? (Дети вспоминают и проговаривают, то что запомнили).
- Сегодня вы будете молодыми художниками и рисовать будите сами себя - автопортрет. Давайте поговорим о том, какие части человека мы должны изобразить в своих работах. С помощью чего можно передать настроение в своей работе? (с помощью разных оттенков красок, нарядной одежды и т. д.)
(Подсказать детям, что можно заглянуть в зеркало и увидеть детали, например,
цвет глаз, волос, одежды, обуви, и т. д.)
- Сейчас нам надо к работе подготовить пальчики.
4
Пальчиковая игра «Кисточки».
Будем рисовать сейчас. руки спрятать за спину
Где здесь кисточки у нас? показать руки, сжимать, разжимать п.
Вот они! Стоят как дружно! потрясти кистями рук
Из пяти одну взять нужно.
Эта кисточка толста, помассировать большой палец
Эта, как кусок хвоста, помассировать мизинец
Эта вовсе, как мочалка, помассировать безымянный палец
Эту, новенькую, жалко! помассировать средний палец
А вот эта хороша
Для любого малыша. согнуть и разогнуть указательный
(Повторить два раза, для правой и левой руки.)
Дети начинают работать на альбомных листах. (15-20 мин.)
Итог:
- Вы большие молодцы! У вас получились замечательные автопортреты.
- Я знаю, что вы делали портреты и своих любимых игрушек!
- Давайте вы объедините эти две работы и скажите: - «Это я и моя любимая игрушка!»
После этого предложить ребятам сделать свою выставку-галерею своих портретов. Все взрослые помогают детям разместить работы на стенде.