Олеся Демич
Консультация «Понятие и формы жестокого обращения с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Жестокое обращение с детьми – действие (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.
Жестокое обращение не сводится только к избиению. Не менее травмирующими могут быть насмешки, оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика. Кроме того, это может быть отвержение, холодность, оставление без психологической и моральной поддержки.
Публикация «Консультация „Понятие и формы жестокого обращения с детьми“» размещена в разделах
Выделяют несколько видов жестокого обращения : физическое, сексуальное, психическое (эмоциональное дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка).
Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.
Какие существуют формы жестокого обращения с детьми?
Физическое насилие-под физическим насилием понимается не только нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими, воспитателями или другими какими-либо лицами физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают жизни, но и физические наказания, которые в некоторых семьях используются в качестве дисциплинарных мер, начиная от подзатыльников и шлепков до порки ремнем. Необходимо сознавать, что физическое насилие – это действительно физическое нападение (истязание, оно почти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой.
Как можно распознать физическое насилие?
На теле ребенка множественные синяки, ссадины, отпечатки пальцев, ожоги, рваные раны; повреждения внутренних органов или костей травматического характера;
На голове – кровоизлияния в глазное яблоко, участки облысения (на голове, выбитые или расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах.
Особой формой физического насилия у детей раннего возраста является синдром сотрясения, который характеризуется кровоизлияниями под оболочкой головного мозга без наружных признаков повреждений. Проявляется в виде потери сознания, рвоты, головных болей.
Задержка физического развития: отставание в весе и росте, обезвоживание (для грудных детей);
Признаки плохого ухода (неопрятный внешний вид, сыпь);
Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие.
У детей в возрасте 1,5 – 3 лет проявляются следующие особенности поведения:
боязнь родителей, взрослых; боязнь физического контакта (прикосновений) со взрослыми; постоянная беспричинная настороженность; плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль; испуг или подавленность при попытке взрослых взять на руки; редкие проявления радости, плаксивость; реакция испуга на плач других детей; крайности в поведении – от чрезмерной агрессии до безучастности.
У детей в возрасте 3 – 6 лет проявляются следующие особенности поведения:
пассивная реакция на боль; болезненное отношение к замечаниям, критике;
псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых);негативизм, агрессивность; лживость, воровство; жестокость по отношению к животным; склонность к поджогам.
Особенности поведения родителей или опекунов, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку:
противоречивые, путанные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести ясность в происшедшее;
позднее обращение за медицинской помощью или инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица;
обвинение в травмах самого ребенка;
неадекватность реакций родителей на тяжесть повреждения, стремление к её преувеличению или преуменьшению;
отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;
обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка;
рассказы о том, как их наказывали в детстве;
• повторные госпитализации в стационар с травмами различного характера.
Влияние физического насилия на ребенка :
1. Поведенческие и психологические индикаторы:
• задержка развития, малоподвижность; дети могут становиться агрессивными, тревожными; могут быть необычно стеснительными, нелюбопытными, избегать сверстников, бояться взрослых и играть только с маленькими детьми, а не ровесниками; страх физического контакта, боязнь идти домой; тревога, когда плачут другие дети, тики, сосание пальцев, раскачивание.
Следующая форма жестокого обращения - Отсутствие заботы о детях (пренебрежение основными потребностями ребенка) – невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинского обслуживания, присмотре.
Влияние на ребенка:
• не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес
• ребенок брошен, находится без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;
• нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи, запущенное состояние ребенка;
• не ходит в школу, прогуливает школу, приходит на занятия слишком рано и уходит из школы слишком поздно;
• устает, апатичен, имеет отклонения в поведении.
Психическое насилие над детьми (эмоциональное дурное обращение с детьми) :
• обвинения в адрес ребенка (брань, крики);
• принижение его успехов, унижение его достоинства;
• отвержение ребенка;
угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия;
• длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;
• принуждение к одиночеству;
• совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям;
• причинение боли домашним животным с целью запугивания ребенка.
Влияние на ребенка:
• задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников);
• импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (сосание пальцев, вырывание волос, злость;
• попытки совершения самоубийства, потеря смысла жизни (у подростков);
• уступчивость, податливость;
• ночные кошмары, нарушение сна, страхи темноты, боязнь людей, их гнева;
• депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность.
Для детей, которых родители часто ругают, грубо обзывают, характерен высокий уровень агрессии, наличие межличностных проблем и отклонений в поведении. Такие особенности детей мешают их социальной адаптации, вызывают неприятие и даже отвержение со стороны сверстников и взрослых.
Сексуальное насилие или развращение.
Под сексуальным насилием понимается - использование ребенка (мальчика или девочки) взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды.
Сексуальное насилие или совращение следует рассматривать как отдельную категорию жестокого обращения с детьми, поскольку в данном случае физическое воздействие в первую очередь оказывает влияние на психику ребенка.
Особенности психического состояния и поведения, позволяющие заподозрить сексуальное насилие:
ночные кошмары;
страхи;
несвойственные сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками;
несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении;
беспричинные нервно-психические расстройства.
«Дети – это люди, данные нам на время и от нас зависит их вера в себя и любовь к миру» Мария Монтессори
Не ребенок должен вас понимать, а вы ребенка, только потому что вы были ребенком, а ребенок еще не был взрослым»