Приложение МААМ

Понятие детской субкультуры, её место в общечеловеческой культуре

Васильевская Надежда
Понятие детской субкультуры, её место в общечеловеческой культуре
▼ Скачать + Заказать документы

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги, как никогда раньше, обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.

В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.

Публикация «Понятие детской субкультуры, её место в общечеловеческой культуре» размещена в разделах

Мир детей сосуществует с миром взрослых в одном и том же физическом пространстве, однако мы бываем удивительно слепы по отношению к жизни и культуре детей. Нам взрослым кажется невероятно просто оценить, например, те усилия, которые нужно приложить, чтобы взять в руку ложку, или, допустим, точно определить, где край кровати и какое движение телом нужно сделать, чтобы не упасть. Для ребенка, который еще и понятия не имеет, что такое ложка и край, не говоря уже о более сложных вещах, это целая наука. Малыш вынужден постоянно пробовать и исследовать, чтобы сначала накопить опыт, а потом перевести его в знание.

Главными помощниками и спутниками ребенка на этом пути (разумеется, кроме родителей) оказываются сверстники. Примерно после пяти лет, дети объединяются для совместного исследования простирающихся вокруг пространств большого мира. Кроме того, прямо под носом у взрослых они умудряются выстроить свой собственный секретный детский мир. Практически все мы в той или иной степени были когда-то причастны к этому. Однако, став взрослым, человек забывает то, что могло бы ему чрезвычайно помочь в понимании собственных детей.

Понимание собственных детей и детского мира вообще связано, прежде всего, с интересом, с желанием узнать, почему происходят те или иные события детской жизни. Зачем дети ходят в "страшные" места? Что происходит, когда они сидят в "штабе"? Чем привлекательна свалка? Каков психологический смысл детских секретов и тайников? Отчего детям нравится играть в одних местах и не нравится в других?

Детство – это время активного социального "развертывания" растущего человека и освоения им социокультурных достижений, период пробы и самоопределения себя в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах.

К сожалению, в современном обществе прослеживается тенденция к деформации взаимоотношений взрослых и детей. С одной стороны, детство становится все более социально значимым; отношение взрослого сообщества к нему характеризуется гуманностью, детоцентризмом, стремлением закрепить за ребенком определенный социальный статус, некоторой даже абсолютизацией значимости данного периода для последующего развития человека. С другой стороны - нарушаются глубинные связи взрослого сообщества и детей, увеличивается духовная пропасть между ними, теряется целостное социально-психологическое отношение общества к детству, что приводит к тому, что дети начинают находиться рядом, а не внутри взрослого мира.

Для современной педагогики характерны попытки переосмыслить предназначение мира детства и базовые ценности в отношении к нему взрослых. Идет поиск новых подходов, отвечающих потребностям и интересам каждого ребенка, определяется пространство, содержание, способы взаимодействия детей и взрослых.

Особое внимание уделяется разработке педагогических основ конструирования мира детства, позволяющих выстраивать целесообразные стратегии взаимодействия детей и взрослых и осуществлять отбор воспитательных технологий, методов, адаптированных к индивидуальным потребностям подрастающего поколения.

В качестве одного из источников существования и развития мира детства исследователи выделяют детскую субкультуру, передающую из поколения в поколение специфические способы организации детской жизни, нормы и ценности мировосприятия, общения и взаимоотношений с окружающими. Однако если процесс социализации личности ребенка привычен для детских дошкольных учреждений и освоен ими, то процесс индивидуализации – это еще сложное звено нашей деятельности.

Одним из эффективных механизмов, обеспечивающих решение этой задачи, является детская субкультура. В процессе приобщения к ней целенаправленно создаются условия, способствующие накоплению социального опыта взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитию его умений войти в детское общество, действовать совместно с другими, то есть активно осуществляется процесс социальной адаптации. Вместе с тем, познание мира сверстников, взрослых дает возможность приобщиться к ценностям других людей, осознавать свои предпочтения, интересы, корректировать и формировать собственную систему ценностей, то есть происходит процесс индивидуализации.

Субкультура - это система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща относительно мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной

Субкультура детства - это проявление самовыражения личности ребёнка. В период детства начинает складываться тонкий и чувствительный мир ребёнка, представляющий собой целостную и ценностную модель мира культуры, отражённую в системе представлений ребёнка "Я Мир". Для того, чтобы определить воздействие культуры на формирование представлений ребёнка о мире и о себе, необходимо рассматривать культуру как на одно из важнейших условий его жизни.

Детская субкультура существует как стихия детских переживаний и не служит средством достижения какой-либо прагматической цели, в отличие от взрослой культуры. Дети самовыражаются личностно и утверждают своё существование в коллективе сверстников, а также среди взрослого сообщества.

Детская субкультура (от лат. sub — под и cultura — возделывание, воспитание, развитие) — в широком значении — все, что создано человеческим обществом для детей и детьми; в более узком — смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития. В общечеловеческой культуре детская субкультура занимает подчиненное место, и вместе с тем она обладает относительной автономией, поскольку ее основные культурные ценности передаются изустно, из «поколения в поколение» сверстников.

Содержанием детской субкультуры являются не только актуальные для официальной культуры особенности поведения, сознания, деятельности, но и социокультурные инварианты — элементы различных исторических эпох, архетипы коллективного бессознательного и пр., зафиксированные в детском языке, мышлении, игровых действиях, фольклоре.

Носителем детской субкультуры является детское сообщество, формирующееся в силу половозрастной стратификации общества уже на ранних ступенях социогенеза и выполняющее важнейшие функции социализации ребенка. («Большая психологическая энциклопедия»)

Детская субкультура – это мир, созданный детьми

Детская субкультура выполняет те же основные функции, что и любая культура взрослых.

Приставка «суб» – означает ее подчиненное положение в культурной системе, где доминируют взрослые.

Наличие детской субкультуры долгое время оспаривалось. Медленно и постепенно формировался современный взгляд на ребенка как на сравнительно самостоятельного и активного социального индивида.

Впервые преставление про детей как субэтнос было высветлено в работах известного американского этнографа детства Маргарет Мид. Дальнейшее развитие эта идея получила в исследованиях русского философа И. Кона и психолога В. М. Осориной.

Понятие детской субкультуры возникло в последние десятилетия в связи с ростом гуманизации и демократизации общественной жизни : Организацией Объединенных Наций в 1959 г. принята "Декларация прав ребенка", 1979 г. объявлен Годом ребенка, в 1989 г. по инициативе Польши была принята Международная Конвенция о правах ребенка — все эти акты послужили поворотом общественного сознания от понимания ребенка как существа, лишь "готовящегося стать личностью", к признанию самоценности детства в развитии общечеловеческой культуры и возможности участия детей в различных сферах общественной жизни.

Первым ученым, который основательно подошел к проблеме изучения детства и его культуры на территории бывшего СССР, привел накопленные знания в упорядоченную систему и начал исследование новых составляющих детской субкультуры, стал Г. С. Виноградов.

С конца 80-х в России регулярно проводятся Виноградовские чтения, посвященные проблемам субкультуры детства, в частности одно из первых мест занимает вопрос генезиса и мифологическо-ритуальных истоков детского фольклора и обрядов.

Современная детская субкультура является весьма сложной системой, во многом закрытой для традиционных средств научного анализа.

Если раньше детская субкультура изучалась преимущественно фольклористами (Г. С. Виноградов, О. И. Капица, Е. А. Покровский, то сегодня она бросает вызов психологии и педагогике. Нельзя сказать, что этот вызов окончательно принят, но некоторые сдвиги в данной области уже наметились (И. С. Кон, В. Т. Кудрявцев, В. Кудрявцев, Т. Алиева, Н. Михайленко, Н. Короткова).

Свидетельством того, что в последнее время возрастает интерес к изучению детской субкультуры, является то, что емкое понятие "детская субкультура" имеет место в психологическом словаре.

Сегодня, исследованию детской субкультуры, мифов и стереотипов в сознании современного ребенка, посвящены труды М. В. Осориной, Н. Ивановой, И. В. Носко, В. В. Абраменковой, М. П. Чередниковой и др.

Особенности ДСК:

- Способы передачи: устно при непосредственном взаимодействии детей друг с другом.

- Занимает подчиненное место в культуре взрослых.

- Имеет субъективное значение, значима только для самих детей.

Значение ДСК: благодаря ДСК ребенок обретает свою сущность, конструирует свой мир.

Детская субкультура имеет свое назначение и свои функции.

1. Усвоение возрастных норм поведения в группе сверстников

2. Научение возрастным нормам поведения в группе сверстников

3. Научение методам решения трудных задач, ситуаций

4. Решение эмоциональных проблем

5. Усвоение приемов саморегуляции и влияния на окружающих

6. Рекреационная (развлечение)

7. Познание мира и себя, окружающих людей.

В. В. Абраменкова, рассматривая социоэволюционный смысл детской субкультуры для человечества, выделяет несколько ее основных функций:

(Надя, Это написано на слайде) Социализирующая функция. Смысл детской субкультуры для ребёнка заключается в том, что она предоставляет ему особое психологическое пространство, благодаря которому ребёнок приобретает социальную компетентность в группе «равных».

Экспериментальная функция. Детская субкультура предоставляет ребёнку веер потенций для самореализации, поскольку содержит в себе некоторую систему своеобразных правил, разрешающих искажать, переворачивать, изменять, "выворачивать наизнанку”, превращать в нечто иное элементы мира взрослых.

Психотерапевтическая функция. Детская субкультура создаёт ребёнку "психологическое укрытие”, защиту от неблагоприятных воздействий и вмешательств взрослого мира.

Прогностическая функция. Прогностическая (пророческая) функция детской субкультуры проявляется в том, что она дает возможность ребенку сформировать алгоритм адекватного действия: в ней существуют механизмы, помогающие ребенку выработать готовность к решению проблем, которые появятся в будущем, на следующей фазе его развития.

(А это ты говоришь)Во-первых, в связи с тем, что детская субкультура предоставляет ребенку особое психологическое пространство, благодаря которому он приобретает социальную компетентность в группе равных, основной ее функцией является социализирующая.

Уже на самых ранних этапах социо- и онтогенеза детское сообщество вместе с семьей (а порой и вместо нее) берет на себя обучающие и воспитывающие функции. Именно в детской среде иногда достаточно жестко с помощью субкультурных средств — детского правового кодекса, детского фольклора, игровых правил — происходит подчинение ребенка групповым нормам и овладение им собственным поведением, формирование его как личности. Кроме того, важнейшую и самую первую личностную категорию — половую принадлежность — ребенок усваивает во многом благодаря другим детям.

Во-вторых, детская субкультура предоставляет ребенку экспе-риментальную площадку для опробования себя, определения границ своих возможностей, устанавливает зону вариативного развития, готовя его к решению проблемных задач в нестандартных ситуациях.

В-третьих, пространство детской субкультуры создает ребенку «психологическое укрытие», защиту от неблагоприятных воздействий взрослого мира, т. е. выполняет психотерапевтическую функцию, а степень погруженности ребенка в субкультуру — своеобразный показатель его гармоничных отношений с другими людьми.

В-четвертых, детская субкультура выполняет культуроохранительную функцию, передавая из поколения в поколение ныне утраченные жанры и обряды

Благодаря детской субкультуре, передающей из поколения в поколение специфические способы организации детской деятельности, нормы и ценности мировосприятия, взаимоотношений со сверстниками, ребенок обретает свою сущность, конструирует свой собственный мир.

Так, например:

• дразнилки и обзывалки, высмеивающие ябедничество, плаксивость, жадность, т. е. выполняющие воспитательную функцию, помогают ребенку отстаивать себя при нападках сверстников в форме словесной самозащиты, тренируют эмоциональную устойчивость и самообладание;

• колыбельные песни, потешки, прибаутки для самых маленьких имеют мировоззренческое значение, так как знакомят с простейшей моделью мироустройства: дом — защита и опасный внешний мир, который до поры до времени ребенку знать не надо; раскрывают принципы семейного жизнеустройства, формируют базовое доверие к близким и к миру в целом (место ребенка в доме — самое хорошее и красивое, мама — самая лучшая и заботливая, семья — защита и надежность);

детское собирательство, тайники, секреты дают возможность ребенку материализовать свое тайное присутствие в том или ином месте и утвердить себя через эти предметы: «я есть», «я могу», что помогает дошкольнику переживать чувство одиночества индивидуального существования, которое возникает в результате формирующейся личностной автономии.

Таким образом,

детская субкультура представляет ребенку особое психологическое пространство развития;

— внутри этого пространства ребенок обретает социальную компетентность в группе равных; оно охраняет его от неблагоприятного вмешательства взрослых, предоставляет экспериментальную площадку для опробования себя, уточнения границ своих возможностей, задавая зону вариативного развития.

Детская субкультура, обладая неисчерпаемым потенциалом вариантов становления личности, в современных условиях приобретает значение поискового механизма новых направлений развития общества.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Понятие детской субкультуры, её место в общечеловеческой культуре
Опубликовано: 13 декабря 2023 в 20:32
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Понятие детской субкультуры, её место в общечеловеческой культуре» (включая файлы) размещена пользователем Васильевская Надежда (УИ 1302824) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД