Татьяна Ноздрюхина
Помощь родителей в развитии и обучении ребенка
▼ Скачать
Если ваш ребенок приходит домой без сил после школы, постоянно нервничает и у него не клеится учеба, это может быть связано с неправильно организованным режимом дня.
Вот тот самый пресловутый режим дня, и наверное надоело о нем всем слушать – это спасательный круг. Режим дня – это то, на что ребенок опирается, пока растет, пока меняется его тело, пока формируется его психика, его головной мозг, это интеллект. Речь идет именно об этом.
Публикация «Помощь родителей в развитии и обучении ребенка» размещена в разделах
Запомните пожалуйста. Режим дня – это системность, когда ребенок живет в таком режиме, что одно чередуется за другим и это все повторяется каждый день и тогда ребенку все понятно. (В это время я прихожу из школы, затем отдыхаю, затем кушаю, затем сажусь за этот стол и делаю уроки и т. д. Ребенок привыкает к этому однообразию и потом меньше сопротивляется. А когда это все происходит от случая к случаю, эти навыки не будет сформированы.
Соблюдайте режим дня
Полноценный сон
6-7 лет – 12 часов
8-9 лет – 10 часов
10-11 лет – 9 часов
Любые сокращения сна хотя бы на 2 часа отрицательно сказываются на функциональном состоянии мозга. У ребенка снижается работоспособность, сопротивляемость организма к различным инфекциям, быстро наступает утомление. Стоит помнить, что дети со слабым здоровьем или выздоравливающие после болезни должны спать еще больше, чем здоровы
Если ребенок не высыпается, то учиться ему будет гораздо сложнее. Да, очень часто приходится на консультациях слышать от родителей, что много задают и они сидят до глубокой ночи, а с утра идут в школу. Но они идут в школу с тяжелой головой, они плохо воспринимают информацию на уроках, они медленно делают домашнее задание. И это выполнение затягивается до ночи.
Один из сложных возрастных кризисов – 6-7 лет. Почему один из сложных? Потому что ребенок идет в школу.
*появление первого авторитетного человека- учителя
*школьный коллектив
Урок длится 35 минут, плюс еще может быть продленка и ребенок несколько часов проводит в школе в новой непривычной для себя обстановке, и поэтому у многих детей начинает развиваться так называемый школьный невроз.. И при таких дополнительных психологических нагрузках если ребенок не будет спать 12 часов, а только 10, он не будет вам делать чудеса с хорошей успеваемостью, хорошим настроением, активностью. Ему будет тяжело адаптироваться в школе.
От многих родителей приходится слышать, что по вечерам очень трудно уложить детей. Для того, чтобы не было таких проблем, желательно с самого раннего возраста у ребенка вырабатывать условный рефлекс: то есть в независимости от дня недели, от праздников, от каникул, ложиться всегда в одно и то же время, У бабушки он, дома _ значения не имеет. У взрослых должна быть одна стратегия воспитания, должен быть один и тот же режим сна.
И соответственно нужно уметь создавать обстановку сна, то есть за пару часов до сна уменьшить интенсивность света, прекратить активные шумные игры. Ужин должен быть легким. Ни в коем случае нельзя давать ребенку конфеты и шоколад. Они даются или днем или утром, но не вечером, Эти продукты возбуждают нервную систему ребенка Это надо запомнить родителям.
Питание
Также режим дня включает в себя прием пищи: завтрак, обед и ужин как минимум. Как показывают исследования, от неправильного питания в первую очередь страдает мозг. Поэтому, если ребенок стал невнимательным, стал хуже учиться, обратите внимание на то, что он ест. Для улучшения памяти, внимания, мышления просто необходимо чтобы в рационе ребенка присутствовали орехи, молоко, мясо, печень, гречка, свежие овощи и фрукты.
В режим дня ребенка обязательно включить время на общение
Полезное общение с близкими
Когда вы встречаете ребенка и хотите с ним поговорить, узнать, что происходит у него, задайте себе один единственный вопрос: для чего я хочу задать этот банальный вопрос «Как твои дела в школе», потому что очень часто родители задают этот вопрос как формальность. Вот прошел трудный рабочий день, или у мамы куча домашних дел уже переделано и не осталось ни сил, ни желания вникать в какие то проблемы. Появляется задача просто снизить тревожность, поставить галочку, что все е ребенка в школе хорошо, я замечательная мама. И не секрет, что в этом вопросе нет заботы о ребенке. Для чего вообще задается вопрос «Как твои дела?» Для того чтобы искренне поинтересоваться, что происходит в твоей жизни, для того, чтобы в нужный момент была возможность подстраховать, чтобы ему показать, что вы любите его, чтобы выстроить в дальнейшем хорошие взаимоотношения, которые формируются здесь и сейчас. Понимаете? Поэтому перед тем как задаете вопрос, настройтесь, подумайте: для чего я сейчас хочу это спросить
Проявляйте искренний интерес к проблемам ребенка. Не обесценивайте его проблемы и его достижения, с удовольствием узнавайте о школьных делах, о его друзьях, а не только о том, какую оценку он получил. Он должен знать, что в любых неприятностях вы на его стороне и готовы обсудить все с ним, выслушать его, поддержать, вот поэтому важно, чтобы были доверительные отношения у вас с вашим ребенком. Ситуации бывают разные: например, какая-то учительница его не любит или придирается к нему по разным поводам; конфликт с кем –то из одноклассников; разнообразные страхи и т. п. Очень важно, чтобы ребенок мог с вами об этом поговорить, обсудить, чтобы вы были всегда готовы ему помочь
Успехи ребенка важнее чем оценки
Оценки не являются показателем успешности вашего ребенка На самом деле это очень большая проблема и родителей, и детей, когда уделяется большое внимание оценкам. Оценка –это просто циферное выражение субъективного отношения учителя к уровню знаний.
Не секрет, когда в разных школах, у разных учителей ребенок может получить абсолютно разные оценки. Поэтому не привязывайтесь очень серьезно к оценкам. Важно, чтобы вы концентрировались на процессе и на тех стараниях и усилиях, которые ребенок прикладывает во время выполнения домашнего задания.
Поэтому первое правило простое – хвалим не за оценки. Хвалим за усидчивость, внимательность, настойчивость, за желание выполнить задание. За те качества характера, которые вы хотите развивать в вашем ребенке и которые действительно могут помогать ему улучшать свои показатели.
Здесь хочется родителям сказать следующее. Будьте терпимы. Почему дети не хотят садиться за уроки и как можно дольше откладывают, оттягивают этот процесс, потому что понимают: Ничего хорошего от этого процесса не жди. Сейчас как только ты сядешь за уроки, начнут: Давай быстрей, что ты сидишь, что ты копаешься, что ты написал, я тебе все красным обведу, вырывают страницу, давай переписывай и т. д. И что? Ты садишься за уроки и получаешь только один негатив со стороны взрослых. Но родительская задача принять тот факт, что ребенок только учится. А если он учится, он обязательно будет совершать ошибки. Почему ж тогда родители так нетерпимы? Вспомните, когда ваш ребенок начинает делать первые шажки, падает, встает, падает. У родителей это вызывает умиление, нежность.
Кроме того, давайте возьмем себе второе правило: мы исключаем из учебной мотивации подкупы. Есть же родители, которые поощряют оценки материально. «Если получаешь5, мы даем тебе 500 рублей, если получаешь 2, то из условного банка забираем эти 500 рублей. И начинаются такие денежно-договорные отношения. Ребенок начинает играть в эту игру. Ему важно получить как можно больше хороших оценок и как можно меньше плохих и это часто никак не связано со знаниями.
Почему вы не должны делать уроки вместе с детьми
Вы делаете уроки вместе с детьми? С чего вдруг? Ну конечно, без вас ваш ребенок ничего не может сделать и в итоге будет самым отстающим в классе. Да, ваши благие намерения понятны, но на самом деле вы совершенно не помогаете ребенку. Вместо этого вы приносите больше вреда, чем пользы
Ребенок теряет мотивацию к учебе
Чем больше родители вовлечены в выполнение домашних заданий, чем меньше ребенку хочется учиться. Самая низкая мотивация у тех детей, родители которых сидят рядом с ними, подсказывают, контролируют или даже сами делают за них уроки. А вот школьники, которым родители не дышат в затылок, учатся охотнее. Попытайтесь ослабить контроль, помогайте, если только ребенок сам попросит вас об этом. В таком случае объясните, что ему непонятно, но не делайте задание за него.
Если ребенок терпеть не может домашние задания, постарайтесь разделить с ним эти эмоции. Дайте понять, что это совершенно нормально – пересказывать параграф из скучного учебника, писать одну и туже букву подряд конечно не весело. А потом научите его справляться с трудными и неприятными делами. Ведь потому это и называется домашней работой, а не домашним отдыхом, верно? Вы можете даже поделиться своим личным опытом, как справлялись со скучными и неинтересными делами сами.
Ребенок не учится ответственности
Заставляя ребенка садиться за уроки, контролируя выполнение и наказывая за плохие оценки, вы берете ответственность за учебу на себя, а значит снимаете ее с ребенка и пока вы его контролируете, так и будет продолжаться. (Вам знакомо. Когда ребенок говорит, ой, я забыла, мне надо завтра уже принести, выполнить, нарисовать и т. д. И родители начинают это делать сами. А вы попробуйте сказать примерно следующее: «Ты не выполнил задание, а тебе его надо сдавать. Тебе самому придется отвечать учителю». Попробуйте использовать подобный подход и ваш ребенок научится отвечать за свои поступки и правильно распределять свое время. Как раз те навыки, которые пригодятся ему во взрослой жизни. Ведь рядом с ним не всегда будут его родители, которые будут делать за него его работу. Чем раньше ребенок это поймет, тем лучше.
Отношения между родителями и детьми ухудшаются
Если вы пытались выучить со своим ребенком наизусть какое-то стихотворение так, что даже все соседи его выучили, то что-то надо менять.
Это правильно – интересоваться, над чем работает сейчас ваш ребенок и помогать ему разобраться в задании, но на этом ваша помощь должна заканчиваться. Стройте доверительные отношения. Вместе с ребенком обсуждайте что-то интересное, используйте технику совместного чтения, смотрите вместе фильм, обняв ребенка.
Если для вас неприемлима никакая оценка кроме пятерки, спросите себя, в чем причина такого нетерпимого отношения? В семье, где двойка может стать причиной скандала, дети не чувствуют, что они любимы вне зависимости от их успехов и провалов. А любовь семьи – это гораздо важнее, чем оценки. Если вы, дорогие родители, никак не можете принять тот факт, что сидеть вместе с детьми за приготовлением уроков – это не лучшая услуга, которую вы оказываете своему ребенку, не волнуйтесь. Вы можете помочь и не вмешиваясь в домашние задания.
1. Вместе с ребенком составьте расписание выполнения уроков
2. Определите, сколько времени будет уделено каждому конкретному заданию, сколько будет перерывов и т. д.
Помогите ребенку придерживаться этого расписания без чрезмерного давления. Сообщайте, когда настало время для перерыва и сколько осталось до сна. Главное не давите, чтобы он успел все сделать до сна. Он может вернуться к урокам и после ужина.
3. Оборудуйте удобную и специальную зону для выполнения уроков.