Маргарита Леонидовна Грушинская
Польза ритмопластики в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 47
МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Польза
ритмопластики в ДОУ
Подготовила: воспитатель
Грушинская Маргарита Леонидовна
Санкт – Петербург 2020г.
«Спорт становится средством воспитания тогда,
когда он любимое занятие каждого»
(Василий Александрович Сухомлинский).
Публикация «Польза ритмопластики в ДОУ» размещена в разделах
В ритмопластике, одним из наиболее эффективных доступных и эмоциональных направлений в ДОУ является танцевальные, игровые направления.
Поскольку в нашем дошкольном учреждении имеется большой и уютный музыкальный зал, я с удовольствием провожу занятия ритмопластики, используя данные направления.
Доступность ритмопластики основывается на простых общеразвивающих упражнениях.
С помощью танцевальной ритмопластики ребенок учится двигаться с заданным ритмом, а с помощью игровой, развивать двигательные способности (ловкость, подвижность, гибкость, выносливость); пластическую выразительность (ритмичность, музыкальность, быстроту реакции, координацию движений) воображение (способность к пластической импровизации).
В основу танцевальной ритмопластики положены абсолютно простые, но разнообразные движения, знакомящие с основами танца, гимнастики и развивающие двигательные навыки. Дети учится выражать мысли и эмоции движениями, если затрудняются передавать их словами.
Ритмопластика дает бесценный опыт, который заложит надежную основу
последующего всестороннего развития. Эмоциональность достигается музыкальным сопровождением, элементами танца, образными упражнениями, сюжетными композициями с учетом возрастных особенностей дошкольников склонных к подражанию, копированию действий человека и животных. Игровой метод придает образовательному процессу привлекательность, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, способствует развитию мыслительных процессов, воображения и творческих способностей.
Для более эффективного и интересного для детей проведения НОД по физической культуре, я использую нестандартное физкультурное оборудование: кольцеброс, эспандеры, вращательные круги, дорожки рельефные, палки деревянные, ленточки на кольцах, флажки, кубики, приспособления из бумаги для имитации различных животных.
В своей работе я использую не только занятия по ритмопластике, но и такие виды здоровьесберегающих технологий как:
Технология сохранения и стимулирования здоровья:
Релаксация. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций,с этой целью в своей работе я использую специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Для этой работы использую спокойную классическую музыку звуки природы.
- Подвижные и спортивные игры проводим ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате- малой, и средней степенью подвижности. Игры подбираю в соответствии с возрастом детей, местом и временем её проведения
- Динамические паузы провожу во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаем элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой для профилактики утомления.
- Гимнастика пальчиковая провожу индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводим в любой удобный отрезок времени.
- Дыхательную гимнастику провожу в различных формах физкультурно - оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.
- Бодрящую гимнастику провожу ежедневно после дневного сна 5-10 мин. В её комплекс входят упражнения на кроватках на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки, обширное умывание.
Технологии обучения здоровому образу жизни - это в первую очередь технология воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его.
- Занятия из серии «Азбука здоровья» Внедрение таких занятий с применением нетрадиционных методов и приёмов позволило повысить интерес детей к получению валеологических знаний, формированию понятий о том, что каждый человек должен сам заботиться о себе и своём здоровье. (1раз в неделю-30минут)
- Утреннюю гимнастику провожу ежедневно 6-8 мин. с музыкальным сопровождением. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.
- Физкультурные занятия провожу 3 раза в неделю по 20-25 мин. в соответствии с программой, по которой работает ГБДОУ (традиционные, сюжетно- игровые, интегрированные оздоровительные). Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. А присутствие музыки на занятиях способствует улучшению психологического и физиологического состояния организма ребёнка.
Активный отдых (физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг, «День здоровья»). При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания.
.
Коррекционные технологии:
-Артикуляционную гимнастику – провожу как часть занятия,использую упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти, необходимые для правильного звукопроизношения.
- Технология музыкального воздействия. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей, влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет).Широко использую музыку для сопровождении учебной деятельности на занятиях.
-Сказкотерапию использую в работе для психотерапевтической и развивающей работы. В своей работе чаще использую авторские сказки, т. к. в них есть много поучительного. Дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Для этого использую кукольный театр, ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев.
Таким образом, каждая из применяемых нами технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе игровая здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.
В моей работе я включаю ряд мероприятий по работе взаимодействия с родителями: консультации и семинары-практикумы ;групповые и родительские собрания; просмотр родителями физкультурно-оздоровительных мероприятий; дни открытых дверей; совместное проведение с родителями и детьми досугов, праздников; анкетирование.
В группе и в учреждении в целом, стало доброй традицией проведение спортивных мероприятий с активным вовлечением семей. Совместно с музыкальным руководителем проведены увлекательные спортивные мероприятия: «Морское путешествие», «Совместный детско-родительский досуг посвященный Дню Защитника Отечества», Досуг «Папа, мама, я – спортивная семья», «Сказка в гости к нам приходит».
Высокая посещаемость проводимых оздоровительных мероприятий взрослыми популизирует и пропагандирует здоровый образ жизни, важность физических упражнений в здоровье каждого человека.
Подводя итоги, хочется сказать, что для меня, как для педагога неотъемлемыми условиями оздоровления подрастающего поколения является постоянное стремление к самосовершенствованию, к креативности в дошкольном образовании; поиск современных педагогически обоснованных и целесообразных технологий, обеспечение слаженности в работе, сплоченности коллектива.
Ведь только активный, целеустремлённый, не знающий покоя, любящий детей такими, какими они есть, стремящийся к самосовершенствованию, к достижению намеченных целей педагог может освоить и успешно решить задачу воспитания здорового человека. А для этого в современной педагогике имеется много способов, средств, методов и приемов. Надо только думать, дерзать и добиваться.
Анализ
Таким образом, можно прийти к выводу, что применение в работе с детьми дошкольного возраста ритмопластики, положительно влияет на всю структуру личности ребенка, так как дошкольный возраст является сенситивным периодом. В ритмопластике объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны — получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Занимаясь ритмопластикой, у детей происходит улучшение коммуникативных способностей, развиваются физические данные, выносливость и сила воли, целеустремленность. Занятия способствуют раскрепощению в психологическом и эмоциональном плане, являются профилактикой нарушений опорно – двигательного аппарата, повышают устойчивость к заболеваниям, развивают дыхательный аппарат ребенка, в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом.