Галина Проц
Поисково-исследовательская деятельность детей в подготовительной к школе группе
Тема. Научных экспериментов, опытов, исследований.
Сентябрь[
1. Экспериментирование с песком, глиной
Цель: Познакомить со свойствами и качествами песка. Его происхождением; развивать смекалку, наблюдательность, усидчивость.
Игра: «Рисуем на песке»-приобретаемые навыки цель: развитие наблюдательности,мелкой моторики.
2. Исследование (физика) «Наоборот»
Цель: Показать, как зеркала отражают свет?
Наблюдение: «Форма дождевых капель»-посмотреть на форму дождевых капель при приземлении.
3. Экспериментирование с почвой.
Публикация «Поисково-исследовательская деятельность детей в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Цель: Учить определять и сравнивать сухую и влажную почву, фиксировать результаты исследования.
«Листья меняют цвет?»
Цель: Разучить названия красящих пигментов. Ксантофилл-жёлтый цвет (как яичный желток,Каротин-оранжевый цвет (как морковка); Антоцианин-красный цвет (как яблоко)
Октябрь
1. Экспериментирование с водой.
Цель: Познакомить с процессом очистки воды разными способами, помочь определить сколько воды зря проливается из крана, учить беречь воду.
Наблюдение: «Что впитывет воду?»
Цель: Определение, какие предметы впитывают воду?
Наблюдение: «Твой океан»
Цель: Посмотреть, сколько времени понадобится, чтобы испарилась маленькая лужа.
2. Опыт: Подъём. (химия)
Цель: Как готовится буханка хлеба?
Игры с тестом.
Приобретаемые навыки: Дети сами делают тесто для игры, ставя с ним опыты, задействуя навыки наблюдения измерения. А так же мелкие моторные навыки.
3.Опыт: «Домашний вулкан» (геология)
Цель: Показать, как давление может вызвать извержение вулкана.
Тематическая беседа: «Защитим нашу планету»
Ноябрь
1. Экспериментирование с воздухом. «Упрямый воздух»
Цель: Показать, что воздух при сжатии занимает меньше место и что сжатый воздух обладает силой- может двигать предметы.
Игра: «Волшебный шарик» Цель: Надуть шарик газом, полученным из дрожжей (биология)
Наблюдение: «Фрукт или овощ?»-цель Определить, чем являются продукты.
2.Эксперимент: «Приготовление кристаллов»
Цель: Наблюдение за образованием кристаллов»
Упражнение: «Каковы на вкус кристаллы?»
Приобретаемые навыки: Дети знакомятся с тремя разными вкусами.
3. Опыт: (погода) «Таяние солёного льда»
Цель: Посмотреть на разницу при таянии солёной и несолёной воды.
Наблюдение (погода) «Лужица града»
Цель: Посмотреть, что происходит, когда тает лёд.
Декабрь
1. Эксперимент: «Связь уха с носоглоткой» Изучаем функции органов человека.
Цель: Помочь определить связь уха с носоглоткой. Формирование бережного отношения к своему организму.
Игра: «Найди похожий звук?»
Приобретаемые навыки: Дети развивают слух, наблюдательность и умение делать умозаключение.
2. Эксперимент: «Осязательный центр человека», «Тепловые и холодовые точки у человека»
Цель: Сравнить температуру воды в нескольких ёмкостях. Определить расположения «тепловых» (воспринимающих тепло) и «холодовых» (воспринимающих холод) точек на разных участках кожи (на ладони и на лице.
Игра: «Мокрое или сухое»
Приобретаемые навыки: развитие тактильного восприятия.
3. Эксперимент: «Вдох и запах». «Вкус и запах».
Цель: Доказать необходимость вдоха для определения запаха Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха.
Упражнение: «Принеси из дома….запах»
Приобретаемые навыки: Дети учатся наблюдать и делать предсказание, используя обоняние.
Игра: Детективы идут на запах»
Приобретаемые навыки: Дети определяют по запаху ароматные вещества.
Январь
1. Экспериментирование с предметами
Тема: «Мир ткани»
Цель: Познакомить с названиями тканей (ситец, сатин, шерсть, капрон, драп, трикотаж); формировать умение сравнивать ткани по их свойствам; понимать, что эти характеристики обуславливают способ использования ткани для пошива вещей.
Наблюдение: «Замок изо льда»
Приобретаемые навыки: дети наблюдают, как лёд принимает форму ёмкости, в которой замораживали воду и как он реагирует с солью.
2. Тема: «Мир металлов»
Цель: Учить называть разновидность металлов (алюминий, сталь, жесть, медь, бронза, серебро); Формировать умение сравнивать их свойства, понимать, что характеристики металлов обуславливают способы их использования в быту и на производстве.
Наблюдение: «Изменение формы» цель-наблюдение за тем какие материалы легко меняют свою форму.
3. Тема: «Мир пластмасс»
Цель: Учить, узнавать вещи, сделанные из разного вида пластмасс (полиэтилен, пенопласт, оргстекло, целлулоид, сравнивать их свойства, понимать, что от качественных характеристик пластмасс зависят способы их использования.
Наблюдение: «Молочный пластик»
Цель: Показать как можно сделать молочный пластик.
Февраль
1. Эксперимент: «Земля – магнит»
Цель: Помочь выявить действия магнитных сил Земли.
Игра: «Как сделать парашют?»
Наблюдение: «Притяжение противоположностей»
2. Исследование: «Компас в банке» (физика)
Цель: Доказать, что Земля является магнитом.
Игра: «Сила магнетизма», «Магнитное волшебство»
Приобретаемые навыки: Дети знакомятся с таким явлением, как магнетизм, и предсказывают поведение предметов.
Март
Наблюдение за жизнью растений
1. Опыт: Тема: «Куда тянутся корни?»
Цель: Помочь установить связь видоизменений частей растения с выполняемыми ими функциями и факторами внешней среды.
Игра: «Сравним семена»
Приобретаемые навыки: развитие наблюдательности и памяти.
Наблюдение: «Могут ли растения жить без воды?»
Приобретаемые навыки: Дети ставят опыты, чтобы выяснить условия роста растений
2. Эксперимент: «Дышашие растения» (биология); «Потеющие растения»
Цель:1. Показать, как растения получают питательные вещества из почвы?» 2. Показать, что растения выделяют водяные испарения.
Наблюдение: «Страсти по плесени»
Цель: Показать, как можно вырасти разноцветную плесень, объяснить детям, что при вдыхании плесень, может быть опасной для человека.
3. Опыт: «Растения и почва»
Цель: Показать может ли растение расти без земли?»
Наблюдение на прогулке: «Самое старое дерево»
Цель: Показать. Как можно определить возраст дерева?»
Наблюдения: «Вечнозелёные деревья»
Приобретаемые навыки: Дети сравнивают и изучают различные породы вечнозеленых (хвойных) растений.
Апрель
Изучаем космос.
1. Эксперимент: «Наша Солнечная система»
Цель: Смоделировать движение модель звёзд и планет»
«Космическое путешествие»
Приобретаемые навыки: Дети работают над поделками-планетами, развивая творческие способности и мелкие моторные навыки.
2. Эксперимент: Тема: «Метеориты и кратеры»
Цель: Смоделировать, что размер, угол и скорость падения метеорита влияет на вид кратера, оставляющегося от него.
Наблюдение: «Камни с Луны»
Приобретаемые навыки: Дети наблюдают за тем, как предмет превращается из жидкого в твёрдый.
3. Опыт: «Запуск ракеты»
Цель: Смастерить и провести запуск ракеты»
Приобретаемые навыки: Дети делают игрушечную ракету и знакомятся с тем, как устроена настоящая.
Наблюдение: «Сияние звёзд»
Приобретаемые навыки: Дети знакомятся со свойствами звёзд.
Игра: «Изучаем звёзды»
Здоровье и безопасность
1. Исследование: Тема: «Эти отвратительные микробы»
Приобретаемые навыки: Дети узнают, что такие микробы, учатся наблюдать и делать умозаключения.
Игра: «Опасно или безопасно?»
Приобретаемые навыки: Дети развивают навыки наблюдения и классифицируют предметы опасные для жизни.
2. Коллективная игра: «Советы по безопасности»
Приобретаемые навыки: Дети запоминают правила поведения. меры личной безопасности на улице, в быту, с незнакомыми людьми, чтобы не попасть в беду, а также соблюдение правил личной гигиены. Наблюдение: «В солнечном зное»
Приобретаемые навыки : Дети приобретают знания о мерах безопасности в жаркую погоду»
Игра: «Солнечный прожектор»
Май
Здоровье и безопасность
1. Исследование: Тема: «Эти отвратительные микробы»
Приобретаемые навыки: Дети узнают, что такие микробы, учатся наблюдать и делать умозаключения.
Игра: «Опасно или безопасно?»
Приобретаемые навыки: Дети развивают навыки наблюдения и классифицируют предметы опасные для жизни.
2. Коллективная игра: «Советы по безопасности»
Приобретаемые навыки: Дети запоминают правила поведения. меры личной безопасности на улице, в быту, с незнакомыми людьми, чтобы не попасть в беду, а также соблюдение правил личной гигиены. Наблюдение: «В солнечном зное»
Приобретаемые навыки : Дети приобретают знания о мерах безопасности в жаркую погоду»
Игра: «Солнечный прожектор»