Виктория Бугаева
Подвижные игры в природных условиях в разные сезоны года
▼ Скачать + Заказать документы
]Игра — относительно самостоятельная деятельность детей и взрослых. Она удовлетворяет потребность людей в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил.
Эти действия частично ограничиваются правилами (общепринятыми, установленными руководителем или играющими, направленными на преодоление различных трудностей на пути к достижению поставленной цели.
В педагогической практике используются коллективные и индивидуальные подвижные игры, а также игры, подводящие к спортивной деятельности.
Публикация «Подвижные игры в природных условиях в разные сезоны года» размещена в разделах
Коллективные подвижные игры — это игры, в которых одновременно участвуют как небольшие группы участников, так и целые группы, а в некоторых случаях и значительно большее количество играющих.
Индивидуальные (одиночные) подвижные игры обычно создаются и организуются детьми. В таких играх каждый может намечать свои планы, устанавливать интересные для себя условия и правила, а по желанию и изменять их. По личному желанию избираются и пути для осуществления задуманных действий.
Ярко выражаемая в подвижных играх деятельность различных анализаторов создает благоприятные возможности для тренировки функций коры головного мозга, для образования новых временных как положительных, так и отрицательных связей,
увеличения подвижности нервных процессов.
Это положительно сказывается на усвоении занимающимися отдельных спортивно-технических приемов и их сочетаний, создает предпосылки к более успешному овладению тактическими действиями, а также подтверждает, что занятия подвижными
играми содействуют воспитанию воли, выдержки, дисциплинированности и других качеств, необходимых каждому для достижения успехов в спорте.
Содержание подвижной игры составляют ее сюжет (тема, идея, правила и двигательные действия.
Содержание исходит из опыта человечества, передающегося от поколения к
поколению.
Сюжет игры определяет цель действий играющих, характер развития игрового конфликта. Он заимствуется из окружающей действительности и образно отражает ее действия (например, охотничьи, трудовые, военные, бытовые) или создается специально, исходя из задач физического воспитания, в виде схемы противоборства при различных взаимодействиях играющих (например, в современных спортивных играх). Сюжет игры не только оживляет целостные действия играющих, но и придает отдельным приемам техники и элементам тактики целеустремленность, делает игру увлекательной.
Правила — обязательные требования для участников игры. Они обусловливают расположение и перемещение игроков, уточняют характер поведения, права и обязанности играющих, определяют способы ведения игры, приемы и условия учета ее результатов. При этом не исключаются проявление творческой активности и
инициатива играющих в рамках правил игры.
Двигательные действия в подвижных играх очень разнообразны. Они могут быть, например, подражательными, образно-творческими, ритмическими; выполняться в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости, быстроты, силы и
других физических качеств. В играх могут встречаться короткие перебежки с внезапными изменениями направления и задержками движения; различные метания на дальность и в цель; преодоление препятствий прыжком, сопротивлением силой; действия, требующие умения применять разнообразные движения, приобретенные в процессе специальной физической подготовки, и др. Все эти действия выполняются в самых различных комбинациях и сочетаниях.
Подвижные игры необходимы детям всех возрастов. Во время игр в природных условиях у детей формируется ловкость, быстрота, они приучаются действовать смело, становятся сильными и выносливыми. Подвижные игры также развивают активность, инициативу, настойчивость и самостоятельность.
Часто подвижные игры вызывают усталость детей. Незначительная усталость, вызванная подвижной игрой полезна, так как систематически повторяясь, она способствует приспособлению организма к повышенной физической нагрузке, увеличению работоспособности. Но ребенок, увлекшись игрой, может пере возбудиться, переутомиться.
Внешними признаками переутомления являются резкое покраснение лица, усиленное потоотделение, чрезмерная одышка, ухудшение координации движений. В таком случае ребенок может жаловаться на легкое головокружение, усталость. Также признаком переутомления является снижение интереса к игре. Переутомление может неблагоприятно отразиться на общем состоянии ребенка, привести к снижению аппетита, нарушению сна, вызвать вялость или, наоборот, двигательное беспокойство.
Для того, чтобы у ребенка сохранялось бодрое и жизнерадостное состояние, необходимо чередовать игры разного характера, сочетать игры с высокой двигательной активностью с более спокойными видами деятельности.
Дети младшего дошкольного возраста очень активны. Они много двигаются, ходят, бегают, лазают, поднимаются по лесенкам, катаются с горок, прыгают и т. п. Но двигательный опыт младшего дошкольника еще невелик, движения еще мало координированы. Ориентировка в пространстве затруднительна для ребенка этого возраста. Малыши еще не владеют целым рядом двигательных навыков. Подвижные игры для дошкольников служат именно развитию координации движений, инициативности и самостоятельности.
Для повышения активности и обогащения движений детей нужно создать необходимые условия. Используйте в играх различные предметы, игрушки (мячи, шарики, кубики, обручи). Эти предметы вызовут большой интерес и дадут стимул к различным двигательным действиям. Однако организация подвижных игр с малышами требует непосредственного участия взрослого и пристального внимания с его стороны.
Подвижные игры для дошкольников старшего возраста заметно отличаются от подвижных игр для дошкольников младшего возраста. Это связано с возрастными характеристиками.
Дети 5-6 лет более самостоятельны и активны. В этом возрасте их движения становятся более точными, ловкими, быстрыми. Они лучше ориентируются в пространстве, увереннее действуют сообща со сверстниками. Детей этого возраста привлекают более сложные подвижные игры.
При проведении подвижных игр для дошкольников старшего возраста надо объяснить детям определенные правила. Несмотря на то, что дети в этом возрасте уже достаточно самостоятельны, имеют достаточный двигательный опыт, активны, они нуждаются в руководстве взрослого.
Если вы играете с командой детей, чтобы у них не возникали споры из-за того, кто будет водящим, кто начнет игру, нужно научить их простым считалкам. При помощи считалки можно легко и быстро выбрать водящего.
Подвижные игры с использованием природных объектов являются важной формой воспитания умственной активности детей, активизируют психические процессы, вызывают живой интерес к познанию окружающего мира. Игры в природной среде помогают сделать любой материал увлекательным, создают радостное настроение, облегчают процесс усвоения знаний.
Преимущества подвижных игр с использованием природного материала заключаются в том, что дети в них оперируют самими предметами природы (листья, ветки, камни) и познают их существенные качества и свойства (форма, окраска, величина, запах). Используя природный материал в играх, дошкольник закрепляют знания о разнообразии растений и животных Севера, месте их обитания, особенностях внешнего вида и отличительных признаках.
Движения в играх определяются природоведческими задачами. Например, игра «Найди свой дом» - дети должны определить, от какого дерева листок или веточка, только потом бежать к нему.
Подвижные игры-эстафеты для детей.
Веселые соревнования.
Играющие становятся в 3 - 4 колонны у общей черты на расстоянии 2 - 3 шагов одна от другой. В каждой колонне одинаковое число играющих. Перед каждой колонной прочерчена «дорожка» из двух параллельных линий длиной 3 м. (расстояние между линиями 20 - 25 см.). Далее через «дорожки» проведены две перпендикулярные линии на расстоянии 70 - 80 см. («канавки», и затем на небольшом расстоянии от них лежат обручи. По сигналу взрослого первые дети бегут по дорожкам, перепрыгивают «канавки», подбегают к обручам, берут их, надевают на себя и опускают на землю. После этого они быстро возвращаются в конец своей колонны. Прибежавшему первым дают флажок или другой значок. Колонна, у которой больше флажков, считается победившей.
Можно играть и по-другому. Первые дети, выполнив задания, возвращаются, при этом они должны коснуться рукой вторых игроков и стать в конец колонны. Вторые игроки бегут сразу же, как только до них дотронулись. Цель соревнования - какая колонна быстрее выполнит задание.
Перевозка урожая.
Дети строятся в 2 - 3 колонны по несколько человек за линией на одной стороне площадки. На противоположной стороне площадки начерчена вторая линия. Первые игроки каждой команды держат в руках тачку, сбоку от них лежат мешки (наполненных сеном, соломой, опилками и т. п.). Количество мешков равно количеству игроков. По сигналу взрослого первый игрок должен быстро положить на тачку один мешок и отвезти его за линию на другой стороне площадки, затем быстро вернуться обратно, передать тачку второму и стать в конец колонны. То же самое повторяют другие играющие до тех пор, пока все мешки не будут перевезены за линию.
Выигрывает та команда, последний игрок которой первым прибежит с пустой тачкой к линии старта.
Игру можно усложнить, поставив на пути кегли, тумбы, которые дети должны обегать, перевозя мешки.
Эстафета парами.
Дети становятся в 2 колонны парами за линию на одной стороне площадки, количество пар в колоннах должно быть одинаковым. На противоположном стороне площадки (на расстоянии 6 - 8 м.) поставлены какие-либо предметы (кубы, деревянные чурбачки). По сигналу взрослого первые пары, взявшись за руки, бегут к кубам, обегают их и возвращаются в конец своей колонны. Как только они перебегут линию старта, убегают вторые пары, и так до тех пор, пока не пробегут все пары.
Выигрывает та колонна, игроки которой быстрее выполнят задание и во время бега не разъединят руки.
Кто скорее?
Дети располагаются на одной стороне площадки, возле них — пустые корзины, коробки. На другой стороне находится ящик с желудями, шишками и т. д. Несколько детей с одинаковыми ведерками в руках по сигналу взрослого бегут к ящику, наполняют ведерки желудями (шишками, приносят их, высыпают в корзинки, коробки. Затем снова бегут к ящикам и наполняют свои ведерки. Игра продолжается до тех пор, пока дети не наполнят свои корзинки. Кто сделает это раньше, тот и выиграл.
Догони!
Бегают по 2 - 3 детей наперегонки. В каждой паре или тройке дети примерно одинаковой физической подготовленности. Длина дорожки до 30 м. Можно пробегать это расстояние, перепрыгивая через короткую скакалку.
Быстрые и меткие.
Несколько детей бегут наперегонки, у каждого в руках по два мешочка с песком. Добежав до линии, которая находится на расстоянии 20 м. от старта, дети должны остановиться и бросить мешочки в круги (диаметром 1 м., нарисованные в 3 м. от линии финиша. После этого дети должны быстро вернуться на линию старта. Побеждает тот, кто забросил мешочки в круг и быстрее вернулся на место.
Быстрые и ловкие.
Стоя на расстоянии 1 - 2 м. от веревки, натянутой на стойках на высоте 2 м., перебросить через нее мяч и, перебежав под веревкой на другую сторону, поймать его. Затем задание выполняется с расстояния 2,5 м. и 3 м.
Преодолей полосу препятствий.
За пределами площадки на газоне устанавливается полоса препятствий из использованных шин: три шины ставятся вертикально (тоннелем); 4 - 5 полушин составляются вместе ребром по ходу трассы; одна шина лежит. Дети по очереди друг за другом пробегают от стартовой черты до первого препятствия, проползают сквозь него. Затем добегают до второго, впрыгивают на шины, пробегают по их гребню до конца, спрыгивают. Наконец пробегают или перепрыгивают с одного края обода шины на другой (третье препятствие) и, соскочив с шины, добегают до линии финиша.
Народные подвижные игры для детей развивают выносливость, силу, ловкость, закаляют тело, развивают и укрепляют память, мышление и воображение ребенка. До начала игры нужно распределить роли между детьми. Разучите вместе с детьми считалки и используйте их.
Коршун и наседка.
В игре участвуют несколько детей. Один из играющих выбирается коршуном, другой - наседкой. Остальные дети - цыплята, они становятся за наседкой, держась друг за друга, а стоящий впереди - за наседку. На противоположной стороне площадки очерчивается кружок - гнездо коршуна. По сигналу взрослого «Коршун!» ребенок-коршун вылетает из гнезда и старается поймать цыпленка, стоящего последним в колонне. Наседка, распустив крылья (вытянув руки в стороны, защищает своих цыплят, не дает коршуну схватить цыпленка. Все цыплята следят за движениями коршуна и двигаются за наседкой, не отрываясь друг от друга, стараясь помешать коршуну поймать последнего.
Пойманного цыпленка коршун отводит к себе и гнездо. Когда он поймает 2 - 3 цыплят, на роли коршуна и наседки выбираются другие дети.
Если играющих больше 10 человек, можно играть двумя группами по очереди. Можно играть и одновременно (при наличии достаточного места) двумя группами.
Правила игры: наседка не должна хватать коршуна руками, она может только преграждать ему путь; коршун вылетает из гнезда только после сигнала взрослого; во время ловли цыпленка коршун не должен хватать наседку за руки.
Ключи.
Играющие дети встают в кружки, начерченные на земле. Водящий подходит к любому из играющих и спрашивает: «Где ключи?» Тот отвечает: «Пойди к Саше (Сереже) постучи». Во время этого разговора играющие стараются поменяться местами. Водящий должен быстро занять кружок, свободный во время перебежки. Если он долго не сможет занять кружка, то может крикнуть: «Нашел ключи!» Все играющие должны при этом поменяться местами, и водящий занимает чей-нибудь кружок. Ребенок, оставшийся без места, становится водящим.
Краски
Цель: расширять репертуар традиционных игр, развивающих не только ловкость, быстроту реакции, но и систему взаимодействия играющих, понимание ими ситуации; упражнять детей в беге в естественных условиях, с увертыванием от ловящего; создавать условия для тренировки опорно-двигательного аппарата; воспитывать у детей в играх чувства взаимопомощи и сотрудничества.
Ход игры:
Игроки – краски - сидят на лавке, бревне или скамейке. По договоренности из числа играющих выбираются продавец и художник. Художник отходит в сторону, чтобы не слышать сговора играющих с продавцом. Каждая краска придумывает себе цвет и называет его продавцу. После чего к играющим подходит художник - покупатель. Он стучит:
Художник: Тук-тук!
Продавец: Кто там?
Художник: Это я, художник!
Продавец: Зачем пришел?
Художник: За краской.
Продавец: За какой?
Художник: За красной (желтой, золотой и т. д.).
Если красной краски нет, то продавец говорит: «Скачи по красной дорожке, купи себе красные сапожки!» Художник должен доскакать на одной ножке до заранее определенного места и вернуться в магазин за новой краской.
Если названная краска есть, продавец выводит ее на линию старта, берет за руку художника и произносит рифмовку: «Раз – два – три - бери!» После чего краска бежит до условленного места (финиша, а художник пытается ее поймать. Если художник поймал краску, то происходит смена водящего, и он сам становится краской.
Мышеловка
Цель: привлекать детей к активному участию в подготовке и проведении игр;
поощрять стремление и инициативу детей самостоятельно организовывать и проводить несложную подвижную игру в природных условиях в осенний сезон; формировать навыки легкого бега; воспитывать такие качества личности, как решительность смелость; укреплять связочно-мышечный корсет позвоночника.
Ход игры:
Взрослый с одним - двумя детьми берутся за руки и поднимают их вверх, образуя мышеловку. Остальные дети – мышки. Игроки, изображающие мышеловку вместе со взрослым произносят рифмовку, а мышки в это время бегают внутри клетки.
Как нам мыши надоели!
Все погрызли, все поели,
Надо их переловить
В мышеловку посадить!
С последними словами мышеловка захлопывается – играющие опускают руки, и мышки, не успевшие выбежать из круга, присоединяются к мышеловке, увеличивая ее размер.
Выигрывают те дети, которые дольше всех остались не пойманными. Затем игроки меняются ролями, и игра продолжается.
Невод.
Играющие делятся на рыбаков (двое детей) и рыбок. Рыбаки берутся за руки, по сигналу взрослого бегут за одной из рыбок, стараясь окружить ее. Пойманная рыбка становится рыбаком и присоединяется к ловящим, и так образуется длинный невод. Ловящим надо крепко держаться за руки, так как разорванным неводом рыбу ловить нельзя.
Игра кончается, когда все рыбы будут переловлены.
Подвижные игры для детей летом
Лето это прекрасная пора для проведения подвижных игр на свежем воздухе. Можно организовывать мероприятия для детей — могут быть на природе, которые развивают, обучают, это движения на свежем воздухе в лесу или на поляне, лишь бы было где забавно и весело подвигаться! И летом есть много возможностей для подвижных семейных игр с детьми, что благоприятствует не только физическому развитию детей, но и поддерживает доверительные отношения с родственниками. Разрешите лету и природе окунуть себя вместе с детьми в мир детства, играя и наслаждаясь игрой!
Любые детские подвижные игры будь они в помещении или на улице, например в саду — событие непростое. Именно детские подвижные игры в саду способны закалить характер, и сформулировать понятие ответственности, развить у детей сообразительность и догадливость. Стоит знать, что игра дает ребёнку настоящее удовольствие, которое оседает глубоко в душе навсегда в виде воспоминаний особенно если она на улице.
Для детей разного возраста 5-ти или 7-ми лет разрабатываются специальные подвижные игры в детском саду для проведения их на улице или в помещении, которые берут в расчет психологические и физиологические факторы ребенка. Организационные мероприятий предполагают обязательное наличие подвижных игр, а игроками развлекательно-игровых будней будут и сказочные персонажи, и сами дети.
Стрекоза
Дети собираются во дворе, в саду, площадке, становятся на корточки, руки в бока и наперерыв, перегоняя друг друга, стараются прыжками добраться до противоположного конца места, назначенного для игры.
Кто из детей первый достигнет таким способом передвижения к назначенному месту, считается победителем, причем споткнувшегося по дороге наказывают тем, что исключают его из числа играющих. Эта несложная игра доставляет детям громадное удовольствие и развивает их физические силы.
Кошки и мышки
Лучшим местом для этой игры служит просторная площадь, на открытом воздухе.
Участники этой игры, выдвигают одного из сверстников в роли мышки и других двух в роли кошек.
Остальные дети берут друг друга за руки и образуют незамкнутый круг, в одном месте которого два по соседству находящихся участника опускают по одной из своих рук, образуя таким образом род открытых «ворот», при чем кошкам разрешается проникновение в круг исключительно через эти «ворота», мышке же, кроме того, еще через все прочие промежутки, образуемые между детьми.
Игра эта основана на том, что кошки стремятся во что бы то ни стало поймать мышку; лишь только это случилось, трое этих более всего активных участников берутся за руки и примыкают к остальным для образования того же круга, при чем им на смену выдвигаются новые мышка и кошки и т. д. до тех пор, пока все дети не побудут в этих ролях.
При этой игре детям предоставляется широкая возможность порезвиться и побегать на открытом воздухе, что для развития и укрепления их физических сил имеет громадное значение.
Подвижные игры для детей зимой
Двигательная деятельность детей в зимнее время значительно сокращается, уменьшается и время их нахождения на воздухе, что отрицательно сказывается на их самочувствии и физическом развитии. Игры зимой на воздухе оказывают благоприятное воздействие на физическое состояние учащихся.
В оттепель снег пластичный и хорошо лепится. В такие дни ребята сооружают снежные крепости, горки, лепят баб и снеговиков. Когда снег покрывается коркой льда, можно не только кататься на санках, коньках, лыжах, но и проводить многие игры, которые освоили летом. Это, к примеру, такие игры, как "Пустое место", "Ловля парами", "Салка и мяч", "День и ночь", "Наступление", "Перебежка с выручкой", "Больше передач", "Пионербол", и многие другие.
Весело проходят на снеговой площадке игры с элементами силовой борьбы, например, "Перетягивание каната", "Перетяжка парами", "Подвижной ринг", "Прорыв цепи", "Борьба всадников"
Более подвижные игры на воздухе следует чередовать с менее подвижными, регулировать время и количество повторений. Разумеется, последняя игра должна быть менее подвижна. Надо учитывать метеорологические условия. Наиболее благоприятная погода для проведения подвижных игр зимой на воздухе - это безветрие при температуре до -10 градусов. При температуре ниже -16 градусов проводить игры на воздухе с младшими школьниками не рекомендуется.
Инвентарь для игр на снеговой площадке разнообразен (мячи, флажки, отличительные повязки, клюшки, санки и пр., хорошо, если он выкрашен в яркие цвета.
В основном рекомендуется использовать игры, знакомые детям, не требующие длительного объяснения и сложного инвентаря. Содержание игры необходимо объяснять кратко и понятно, показывая наиболее важные игровые моменты.
Следопыт
Отправляясь на прогулку, прочитайте сказку про Винни-Пуха, который выслеживал неведомого зверя, а в итоге оказалось, что он ходил по своим собственным следам. Предложите ребенку самому стать следопытом. Для начала научите его оставлять четкие следы ножек на снегу, затем попробуйте отличить свой след от чужого, найти мамины и папины следы, проследить свой путь по оставленным следам, «спрятать» свои следы, шагая за мамой след в след. На следующей прогулке научите малыша находить следы зверей и птиц, попросите его пофантазировать, кому принадлежит тот или иной след, расскажите и покажите, как выглядят следы различных животных.
Эту игру можно продолжить и дома: вырезать трафареты со следами и оставлять их на белом листе бумаги.
Для совсем маленького ребенка оставьте на снегу отпечатки кубиков разных размеров и предложите разложить кубики по отпечаткам.
Тропинка
Погуляв по лесным тропинкам, малыш захочет сам проложить свои дорожки, а мама будет его направлять: сделай 3 шага налево, 5 шагов прямо, 2 шага налево, 2 шага назад, и т. д. Когда ребенок освоит эту игру, можно усложнить задание и отправиться на поиски «сокровищ»
Умные снежинки.
Проявите фантазию в обычной казалось бы игре: предложите ребенку помочь мышке перебраться через овраг. Для этого нужно с определенного расстояния кидать снежки и заполнить ими ведерко или ямку в снегу. Дети постарше могут угадывать слова, которые загадала мама. Каждое удачное попадание снежком в указанную цель позволяет узнать одну букву.
Лабиринт
Проложите в снегу извилистую тропинку и предложите малышу пройти по ней, не заступая за ее пределы. За успешное прохождение лабиринта положена награда.
Усложните задачу: разложите вдоль тропинки игрушки, пусть ребенок запомнит, какие игрушки он видел.
Для детей постарше можно сделать настоящий лабиринт и предложить самостоятельно найти дорогу в его центр, где ребенка будет ждать заслуженный приз.
Остров сокровищ
Во время прогулки в лесу или в парке можно спрятать в снегу клад и попытаться найти его по настоящей карте, которую необходимо нарисовать заранее. Дети постарше могут тренировать память и искать клад, предварительно изучив и заполнив карту.
С кочки на кочку
Очень важно научить ребёнка управлять своим телом и упражнять его в основных видах движений.
Гуляя во дворе или в парке, очертите прутиком на площадке большой круг -это болото. На болоте много кочек- кружков (диаметр ЗО-35см, расположенных в произвольном или шахматном порядке. Вокруг болота располагаются лягушата. Мама предлагает лягушонку перепрыгнуть с кочки на кочку (на двух ногах, не замочив лапок. Игру можно повторить 3-4 раза.